Василишина Оксана — руководительница волонтерской организации «Поиск пропавших детей — Красноярск» — скончалась вечером 20 декабря. Долгое время она боролась с болезнью. Корреспондент NGS24.RU Дарья Дениско пообщалась с поисковиками и представителями силовых структур, чтобы узнать, как помогали людям и искали даже заядлых «бегунков» самоотверженная Оксана и команда ее неравнодушных волонтеров.
Василишина Оксана родилась в 1971 году в селе Ирбейском. В 2007 году переехала вместе с семьей в Красноярск.
— 9 лет назад я приехала в Красноярск из Ирбейского района, в это время в городе пропала 5-летняя Полина Малькова. Позже ее нашли убитой и изнасилованной. С того момента я стала следить за такими случаями. В 2012 году в городе пропал 8-летний Ильяз Давлетмуратов. Я откликнулась на призыв помочь в прочесывании местности: клеила ориентировки, обходила пустырь за «Ареной Север», — вспоминала Василишина.
После этих чудовищных историй в 2012 году она стала волонтером.
Борьба за жизнь и жизни
В 2020 году у Оксаны выявили рак кишечника 4-й стадии. Она перенесла первую операцию в Красноярске, а после требовалось лечение и проведение еще одной в Москве.
— Увы, наша экология настигла и меня — диагноз страшен, как приговор, агрессивная злокачественная опухоль (рак кишечника, 4-я стадия), и счет моей жизни пошел на дни. Всего за несколько дней из совершенно здорового человека, полного сил, идей, желания помогать другим, я превратилась в человека, которому сейчас нужна ваша помощь, и мне без вас не справиться, — написала тогда Василишина.
Неравнодушные красноярцы за несколько дней собрали около трех миллионов рублей на лечение Оксаны в столице. Ее сразу же оформили в клинику и начали курс химиотерапии.
— Было проведено МРТ на более качественном и современном оборудовании, и была исключена часть метастаз, что позволило отменить химиотерапию и сделать сразу операцию, что позволит пройти курс лечения быстрее и эффективнее, — писала Оксана, переживавшая серьезные медицинские манипуляции.
В прошлом году снова пришли нехорошие вести, в голове у волонтера обнаружили опухоль и сделали операцию.
— Сильно болела голова, было подозрение на инсульт. Вызвали скорую, в больнице сделали КТ и увидели, что опухоль. Всё будет зависеть от того, какая это опухоль, — рассказала Оксана Василишина.
Ей сразу же сделали операцию. После того как женщину перевели в палату, она вернулась к работе — помогала составлять ориентировки на пропавших людей.
В апреле этого года у Василишиной случился рецидив болезни спустя год. Но даже несмотря на такое состояние, она не отлучалась от своего призвания — поиска пропавших детей и взрослых.
«Оксана может гордиться своим детищем»
В 2012 году Оксана стала волонтером и помогала в поисках пропавших красноярцев. Спустя два года по всей России создали национальный мониторинговый центр помощи пропавшим и пострадавшим детям. Его Василишина и возглавила. Изначально команда обходила квартиры и подъезды, а также расклеивала объявления о пропаже. С каждым годом штат волонтеров разрастался, появлялось новое оборудование, а неравнодушные подписчики жертвовали деньги.
— Для самих волонтеров Оксана сделала не меньше. Это не только большой дружный коллектив. Это люди, которые действительно уже могут называть себя спасателями. И с каждым годом отряд уже становится ближе, ну если не к МЧС, то к полноценной спасательной службе. И я верю, что это всё не будет забыто. Отряд продолжит развиваться. Поэтому Оксана может гордиться своим детищем, своим коллективом, — рассказывает волонтер Елена Саткеева.
Сейчас команда насчитывает 60 активных волонтеров, которые прошли подготовку. Есть и те, кто приходит на помощь от случая к случаю.
— Оксана была человеком, который беды других ставил выше своих. Несмотря на болезнь, несмотря на самочувствие, она всегда и сама ездила на поиски, и, главное, в чате практически лично каждому писала: «Ребят, там человек один. Он где-то в лесу. Ему страшно, холодно, больно. Могло что угодно случиться, поэтому, пожалуйста, давайте съездим. Нужно выезжать». Как правило, откликалось гораздо больше человек, чем писали изначально. И конечно, нам всем ее будет очень не хватать, — вспоминает Саткеева.
Коллеги отзываются об Оксане, как о самоотверженном человеке.
— Оксана была человеком невероятной силы и доброты, посвятившим свою жизнь помощи другим. Ее тепла, энергии и решимости будет неимоверно не хватать, — рассказывает Екатерина Павлова, волонтер отделения Национального центра помощи пропавшим и пострадавшим детям в Красноярском крае.
— С Оксаной я познакомилась очень давно. Первая наша встреча произошла во дворе моего дома, когда она и ее команда открывали штаб. В тот момент мне казалось, что она очень суровая женщина, но, вступив в отряд, я поняла, что это совсем не так. Оксана была очень добрым и светлым человеком, неравнодушной и отзывчивой, всегда улыбалась. За то время, пока я в отряде, она мне стала как вторая мама! — вспоминает о своем руководителе волонтер Диана Ходакова.
Красноярцы, которым помогла женщина, рассказывают, что без ее помощи так и не узнали бы судьбу своих родственников.
— В 2015 году сестра пропала Алена. Ее родная сестра на второй день обнаружила это. Она жила с парнем и каждый день не созванивались. Дозвонились до парня, он сказал, что ее нет дома, она ушла. Мне позвонила родная сестра Алены и мы начали искать везде: в больницах, моргах, полиции. В полицию написали заявление. Они опросили парня и больше никаких движений не было. Мне знакомая порекомендовала обратиться к Оксане. Мы написали, а Василишина сразу же отреагировала. Волонтеры расспросили нас, все узнали и на следующий день начали искать. Буквально на второй день они обнаружили вещи в коллекторе возле дома ее парня. Вроде бы, в присутствии полиции, они начали [допрашивать парня] и он признался, что вывез ее в бобровый лог. Как раз зима была теплая и зверьки с ее сильно потрепали, узнать, было сложно, но по личным приметам все-таки опознали: не было руки, половины ноги. Если бы не Оксана, возможно, и съели бы ее так и мы не нашли бы ее и не похоронили, — пишет красноярка Валентина.
«Я всё-таки никого не спасла»
Волонтеры напрямую работали с полицейскими, спасателями и сотрудниками Следственного комитета. В СК региона рассказали, что сотрудники ведомства учились у волонтеров под руководством Василишиной тонкостям поиска пропавших.
— Оксана Василишина была человеком с добрым сердцем, неравнодушной к чужой беде, она была готова всегда прийти на помощь. Неоднократно сотрудники следственного управления проходили обучение с ее участием. Она привлекала своих волонтеров, они приносили технику и показывали нашим следователям-криминалистам тонкости поисковых мероприятий, на что следует обратить внимание. Это проходило на постоянной основе. В каждом случае она ответственно относилась к своей работе, сама участвовала в поисках, а если перепоручала, то и эти люди ответственно подходили, — рассказала представитель СК Юлия Арбузова.
Силовики каждый раз, когда пропадали люди, подключали на поиски волонтеров. Это помогало охватить огромную территорию, в том числе лесную местность. За эти годы силами волонтеров установлено местонахождение 860 человек, их них 520 детей.
— В любое время дня и ночи Оксана профессионально помогала искать пропавших людей, вела обширную профилактическую деятельность в школах города и края, направленную на предотвращение похищений детей, обучение самозащите, а также правилам личной безопасности в быту и в интернете, — рассказали в полиции.
Среди наград Оксаны — нагрудный знак «За содействие МВД России», благодарственное письмо от имени руководства СК и ведомственная медаль МЧС России «За содружество во имя спасения». Сама Василишина скромно говорила, что не заслуживает наград и почестей.
— Двое наших ребят получили подобные медали за спасение людей. Я не думала, что будут награждать меня. Я всё-таки никого не спасла. Я просто ими руковожу. Поэтому, конечно, очень приятно. Спасибо огромное, — скромно говорила тогда на награждении Оксана Василишина.
После трагической новости о смерти женщины соболезнование выразили и представители власти.
— Это огромная потеря и для близких, и для всего волонтерского движения Красноярского края. Выражаю глубокие соболезнования семье, коллегам и всем, кто был знаком с Оксаной Александровной, кому она помогала. Она была примером того, каким должен быть волонтер. Безусловно, дело, начатое ею, должно быть продолжено, — написал губернатор края Михаил Котюков.
Соболезнование выразил и депутат госдумы Юрий Швыткин.
— Она жила ради помощи другим, но сама угасала от болезни. Это огромная потеря для Красноярска и всего Красноярского края. Уверен, что ее дело будет жить благодаря ее коллегам и неравнодушным жителям, — написал Швыткин в своем телеграм-канале.
Оксана всегда была на связи с журналистами всех изданий Красноярского края. Телефон волонтеров корреспонденты знали наизусть.
— И днем и ночью Оксана была готова ответить на звонок и рассказать подробную информацию о пропавшем ребенке или взрослом, чтобы ориентировка распространялась в СМИ. Даже в период новостей о ее плохом самочувствии она была на связи и за каждого, даже постоянного «бегунка», переживала. Это невосполнимая утрата. Невозможно оценить и измерить то, что она делала для всего города и края. Что может быть ценнее человеческой жизни? Она понимала, что ничего. И жила своим, таким нужным делом — возвращала родителям детей, спасала взрослых. «Поиск пропавших детей — Красноярск» всегда будет напоминать о ней, такой неравнодушной и сострадающей, — вспоминает об Оксане заместитель главного редактора NGS24.RU Кадрия Катцина.
Редакция NGS24.RU выражает соболезнования родным Оксаны Василишиной.
Ранее мы рассказывали о самых громких историях, в которых приняли участие волонтеры под руководством Оксаны.
Больше новостей в нашем официальном телеграм-канале NGS24.RU — «Новости Красноярска» и в нашей официальной группе во «ВКонтакте» «НГС.НОВОСТИ Красноярск». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.