Город

«Города разучились ухаживать за зеленью»: зачем в Красноярске вырубают деревья?

Поговорили с экспертами и узнали, можно ли обойтись без массовых вырубок

Между этими кадрами несколько десятилетий. Сравните озеленение проспекта Мира тогда и сейчас

Многие красноярцы жалуются на узкие дороги и просят расширить их, а также — благоустроить городские территории. О необходимости расширять проезжую часть в городе говорят и урбанисты. Но затем горожане замечают, что город стал выглядеть более «голым»: ради благоустройства или расширения дорог часто вырубают деревья. В комментариях в соцсетях под фото, сделанными несколько десятилетий назад, люди часто пишут о том, каким Красноярск был зеленым. NGS24.RU разбирался, почему в городе не сохраняют старые деревья и можно ли с этим что-то сделать.

Зачем вообще вырубают деревья? Как это обосновывают?

В Красноярске, как и во многих городах России, главными причинами вырубки деревьев становятся благоустройство, застройка, расширение дорог, расчистка пространства под линиями электропередач, а также снос больных и старых крон. Например, в этом году планируется начать расширение улицы Елены Стасовой. Ради того, чтобы сделать дорогу четырехполосной, в контракте прописан и снос деревьев. Такая же история и с расширением улицы Семафорной. В мэрии объяснили, что под деревьями, которые собираются сносить, множество сетей и коммуникаций. Поэтому их «рано или поздно пришлось бы убрать».

В прошлом году в районе Плодово-Ягодной станции начали строить гольф-поле. Ради него тоже пришлось вырубить довольно большое количество деревьев. Еще один пример вырубки — ремонт дороги на улице Красной Армии. Красноярцы, которые живут в окрестных домах, прошлым летом даже выходили на стихийный митинг. Тогда массовый протест помог: мэрия пообещала скорректировать план благоустройства улицы и больше не сносить деревья. Страдает и остров Татышев: несколько лет назад там провели массовые вырубки ради строительства забора и из-за расширения парковки.

Ведущий специалист по вопросам озеленения Института леса имени В. Н. Сукачева Мария Кириенко рассказала NGS24.RU, что некоторые чиновники департамента городского хозяйства считают оправданной вырубку деревьев ради отсутствия пробок.

— Я считаю, что, если каждый раз оправдывать снос деревьев безопасностью, мы можем остаться в пустыне. Дорожники вырубают деревья ради новых полос, электрики — под линиями электропередачи, рекламщики — для того, чтобы стенды и щиты было видно. Понимаю, что расширение дорог необходимо. Но если бы люди видели достойное компенсационное озеленение, вопросов к дорожникам бы и не было, — отмечает Мария.

Общественник и активист Евгений Сухарев часто пишет посты в соцсетях о вырубках деревьев в Красноярске. Он обращал внимание на вырубки ради парковки у «Красмаша», на улице Павлова и Мичурина.

— Расширение дорог — следствие уплотненной застройки и автомобилизации. Люди вынуждены покупать автомобили, так как существующая реализация общественного транспорта в городе имеет массу недостатков. Решать транспортную проблему за счет расширения дорог и вырубки деревьев — самое простое, но не самое лучшее решение. Город и так стремительно лысеет, — рассказывает Евгений.

Если сравнить фотографии Красноярска несколько десятилетий назад и сейчас, становится видно, насколько меньше зелени стало в городе. Многие горожане ностальгически вздыхают о «красивых деревьях», в тени которых можно было гулять по проспекту Мира или по Красноярскому Рабочему.

Еще один пример, по которому видно, насколько меньше стало деревьев: Красраб 40 лет назад и сейчас

Но ведь новые деревья высаживают?

Да, но часто эти деревья не могут прижиться и быстро погибают. Например, в 2019 году на проспекте Мира погибли больше 70% саженцев ясеней, которые высадили за год до этого. В том же году засохли высаженные ели на острове Отдыха.

В 2019 году большинство деревьев на проспекте Мира погибло после пересадки

Каждый год мэрия Красноярска выделяет деньги на высадку крупномерных деревьев. Аварийные кроны меняют на небольшие — например, кустарники, яблони или рябины. Но посадить его — это далеко не всё. Компенсационные высадки должны быть полноценной заменой старым деревьям, и за ними нужно ухаживать. Но деньги на уход за всей растительностью в городе не выделяются, отмечает Мария Кириенко.

— К сожалению, вдоль дорог часто вырубают молодые красивые деревья. А взамен высаживают «хвостики», которые не приживаются. На совещании Минэкологии мы с удивлением узнали, что на посадку деревьев деньги заложены в больших объемах, все параметры прописаны в контракте. А на уход федеральным законом средства не предусмотрены, по крайней мере в этом году. И если мэрия как-то ухаживает за этими деревьями, то какая-нибудь коммерческая компания может высадить их на благотворительной акции. А потом они стоят бесхозные. И городская администрация начинает думать, где взять деньги, чтобы их поливать. Получается несогласованность разных ведомств: энергетики и дорожники могут не подчиняться департаменту городского хозяйства. Мы сможем увидеть эти результаты только в том случае, если всё заработает как один механизм. А пока правая рука не знает, что делает левая. Надеемся, в следующем году будут заложены деньги хотя бы на полив саженцев, — говорит Мария.

NGS24.RU обратился за комментарием в управление дорог, инфраструктуры и благоустройства. Нам пообещали узнать, выделяются ли деньги на уход за деревьями, кроме санитарной обрезки.

Иногда вместо крупномерных деревьев на улицах Красноярска появляются тонкие прутики

По словам Марии Кириенко, на совещании Минэкологии выяснилось, что у Красноярска нет концепции развития по озеленению. Сейчас организации, которые следят за растениями в городе, должны подчиняться предписаниям дорожников, энергетиков и даже жителей. Например, часто жители решают на общедомовом собрании, что им мешает тополь за окном из-за пуха или из-за летящей в окно моли. И если УК или ТСЖ согласилось, то городские службы снесут дерево.

Специалистка говорит, что у многих деревьев в Красноярске заканчивается срок жизни. Их высадили еще в 1960-х годах. Но для полноценной компенсации нужно проверять каждое дерево — только тогда будет понятно, какие из них требуют замены.

Мария Кириенко отмечает, что еще одна проблема Красноярска — в городе не хватает места для новых деревьев. По правилам, их нельзя высаживать слишком близко к дороге или зданиям, рядом с ЛЭП или над подземными электросетями. И если рабочие снесут дерево, то посадить такое же они уже не смогут.

Что можно сделать с этой проблемой?

Мария Кириенко считает, что для нормального озеленения города нужно не допускать к обрезке и сносу деревьев коммерческие компании и случайных людей. А департаменты мэрии, отвечающие за растения в городе, должны координировать свои действия между собой.

Урбанист Аркадий Гершман сказал NGS24.RU, что нужен четкий план озеленения, желательно на несколько десятилетий. Но с планированием у чиновников большие проблемы.

— Наши города разучились ухаживать за зеленой инфраструктурой. В мэрии могут даже не знать, какое дерево когда в последний раз поливали и чем оно ценно. И поэтому о деревьях вспоминают, когда оно на кого-нибудь падает или уже когда оно мешает строителям что-то сделать, и его решают снести. Хотя это инвестиция, которая раскрывается в течение десятилетий, и это одно из самых ценных вложений в городскую среду. Чтобы дерево купить, вырастить, чтобы оно было здоровым, выделяло кислород, украшало улицу, бросало тень и защищало от ветра, нужны десятилетия и большие вложения. А горизонт планирования у нас — в лучшем случае год, хотя сейчас, наверное, сократился до 3–4 месяцев. Все делают, как им проще, здесь и сейчас, не оценивая, что будет потом, — отмечает урбанист.

Гершман отметил, что из-за того, что никто не следит за растениями, у Красноярска нет карты деревьев. По ней можно было бы отслеживать, когда дерево в последний раз лечили или осматривали. Кроме того, мало кто понимает ценность деревьев.

— Когда строители его сносят, то не думают, что пользы от него больше, чем от какого-нибудь забора или дорожного знака. В иерархии ценностей государственной системы знак дороже. Особое варварство — снос деревьев ради проезжей части, потому что расширение дорог и парковок ведет к ухудшению экологии. Машин становится больше, меняется микроклимат, летом становится жарче, а зимой участок продувается всеми ветрами. А ситуация с пробками всё равно только ухудшается. Во всём мире уже давно запрещено обосновывать расширение дороги борьбой с заторами. Дерево делает город лучше для всех, а кусок асфальта решит сиюминутную задачу, но в перспективе 3–4 лет сделает только хуже, — говорит Аркадий Гершман.

Ранее мы рассказывали о проблемах с обрезкой деревьев в Красноярске. По мнению специалистов, многие способы «омолодить» кроны могут привести к их гибели.

Как дела с деревьями в Красноярске?

Мало, надо больше
Нормально, в самый раз
Много, надо меньше
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства