На улицы города вернулись электросамокаты, а вместе с ними и крупные аварии на тротуарах. В первом же ДТП с электросамокатом в этом году в Красноярске пострадали две 14-летние девочки. На днях женщине потребовалась скорая помощь после жесткого столкновения со спешащим райдером.
В соседнем Абакане и того хуже — 61-летняя жительница Хакасии сломала плечо при столкновении с любителем быстрой езды. А на следующий день 2-летний мальчик получил перелом голени, когда на него в парке случайно наехал самокат.
В Красноярске образовались целые локации, за безопасность которых борются местные жители. Одна из таких — набережная в микрорайоне «Белые росы». Корреспонденты NGS24.RU выслушали жалобы пешеходов:
— Если сбили одного человека, это много или мало? — спрашивает житель «Белых рос» Александр. С ним мы встретились на той самой набережной. — Для меня это уже много! А у нас же тут кругом дети. Это район, в котором живет много молодых семей. И посмотрите, какой здесь тротуар. Он изначально предназначен только для пешеходов! А по вечерам, по выходным по нему гоняют так, что страшно становится, один за одним.
Участок набережной от Ярыгинского проезда вдоль жилого комплекса действительно очень узкий — не более трех метров в ширину. Этой зоной отдыха пользуются все местные жители, а район, который уже окрестили «человейником», совсем не маленький — 37 высоток, в каждой из которых в среднем проживает 2 тысячи человек.
Тротуарчик вдоль реки делят и мамы с колясками, и прогуливающиеся старики, и молодежь, которая ходит целыми группами. Когда с наступлением тепла в общий поток начали вклиниваться еще и электросамокатчики, терпение у горожан стало лопаться.
— Пусть все самокатчики ездят по дороге с машинами. Пешеходная дорога для передвижения пешком. Вообще их ненавижу уже, летают как больные. С ребенком спокойно по тротуару пройти нельзя, — возмущается молодая мать Евгения.
— Страшно за ребенка. Допустим, ребенок маленький на своем самокате едет, и вот эти электросамокатчики несутся. Конечно, переживаешь, боишься, — соглашается жительница микрорайона Злата.
«У нас ни самокатчики с велосипедистами не уважают пешеходов, ни пешеходы не понимают, что идти вразвалку по велодорожке не стоит»
Зону отдыха облюбовали фирмы-операторы шеринга самокатов. Стоянки с электротранспортом тут буквально на каждом шагу. Выбирай любой на свой вкус и кошелек, что, в общем-то, и делают любители погонять с ветерком.
Сразу за жилым комплексом есть непрерывный выход на Ярыгинскую набережную. Вот там-то, кажется, раздолье и простор. Только гуляющих еще больше: сюда, к воде, съезжаются отдыхающие со всего города. Тротуара уже два: один из брусчатки, другой просто асфальтированный. Но потоки, конечно, путаются. Пешеходы гуляют тут и там. Те, кто едет на самокате, тоже лавируют с одной стороны на другую.
— Я за запрет. Разделение, к сожалению, не поможет, — комментирует наболевший вопрос местная жительница Екатерина. — У нас ни самокатчики с велосипедистами не уважают пешеходов, ни пешеходы не понимают, что идти вразвалку по велодорожке не стоит. А так как на набережной все-таки больше зона для пешеходов и это большая зона отдыха семей с детьми в том числе, в целях безопасности стоит все-таки в таких местах запретить [ездить на самокатах]. Там ведь впритык с дорогой детские площадки.
А что в других районах?
Самокатные войны полным ходом идут и в других районах города. Одна из горячих точек — тротуар на улице 9 Мая.
«У нас в Северном на тротуарах полно этих безумных подростков-самокатчиков. А на газонах — неадекватные собачники с псинами без поводка! Как перемещаться пешеходам? Видимо, пропеллер Карлсона нам в помощь», — возмущается в соцсети жительница Советского района Наталья.
На протяжении всей улицы — не менее 20 пунктов проката. Само собой, никакой разметки тоже нет и в помине. Стычки возникают и в историческом центре с его узкими тротуарами.
В прошлом году, правда, уже под закрытие сезона, в ГИБДД города сообщили об ограничении скорости электросамокатов в Красноярске. Пользователи приложения должны видеть на экранах смартфонов информацию с предельно допустимыми цифрами. Так, в целом по городу это не более 25 км/ч. На Ярыгинской набережной, острове Татышев, в парках 400-летия Красноярска, «Покровский», «Солнечная поляна», а также в экопарке «Гремячая грива» — не более 20 км/ч. На Виноградовском (вантовом) мосту и тротуарах проспекта Мира (участок от Декабристов до Каратанова) и того меньше — 15 км/ч.
В правилах, утвержденных мэрией и ГИБДД, также прописаны некоторые обязательные условия пользования электросамокатами. Например, нельзя кататься в состоянии опьянения, за руль не допускаются дети и подростки. Также запрещено кататься на одном самокате вдвоем. Кроме этого, запрещено парковать самокаты на зеленых зонах и узких тротуарах. А при движении по тротуару приоритет остается у пешеходов. Очевидно, что эти правила соблюдают далеко не все, а следят за их исполнением спустя рукава.
Опыт других регионов
В некоторых субъектах действуют радикально и полностью запрещают электросамокаты в самых людных местах. Один из последних примеров — Омск. Там запрет на опасный транспорт объявили на территории парков.
— Парк — место массового пребывания людей, пешеходная зона, в настоящее время нет соответствующей инфраструктуры для электросамокатов, — сказали нашим коллегам из NGS55.RU в муниципальном предприятии «Парк культуры и отдыха имени 30-летия ВЛКСМ».
В Санкт-Петербурге после череды крупных аварий с пострадавшими введен запрет размещения и движения электросамокатов на Дворцовой площади, Сенатской площади и улице Малой Морской. Кроме того, ограничение скорости до 10 км/ч ввели на улицах с плотным туристическим потоком. Об этом сообщили в администрации города на Неве.
В Перми часть территорий закрыли для электросамокатов сразу после заключения контрактов с фирмами кикшеринга. К запретным локациям там относятся Парк имени Горького, экстрим-парк, Эспланада (главная городская площадь) и набережная Камы.
Проблемами, которые создают электросамокаты, занялись и на федеральном уровне. В Государственной думе обсуждают сразу несколько инициатив. Речь идет о разработке системы штрафов для пользователей и владельцев электросамокатов. Для частных владельцев думают ввести ОСАГО на этот транспорт. Да и в целом, предлагают регламентировать правила передвижения в городах в общем своде ПДД.
— Считаю, что необходимо использование электросамокатов приводить в правовую сторону, их использование должно быть регламентировано законом. Это все-таки транспортное средство повышенной опасности, и пешеход, который вышел на передвижение по тротуару, должен быть уверен, что его не собьют и не покалечат во время движения, — сказал NGS24.RU член комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Анатолий Вороновский.
«Сейчас обсуждается эта тема, чтобы на электросамокаты получать права, как на скутеры»
— Помните, была со скутерами история, когда скорость была под 80 километров в час, то есть это скорость потока, причем по серьезной дороге? И пришли к мнению, что надо на скутеры сдавать на права. И сразу меньше скутеров стало. Сейчас обсуждается эта тема, чтобы на электросамокаты получать права, как на скутеры. Ну а сам я считаю, что, может быть, все-таки лучше ограничить скорость, — добавляет еще один член комитета, депутат от Калининградской области Андрей Колесник.
Активизировались в последнюю аварийную неделю и депутаты Красноярского края, предложив для начала еще больше ограничить скорость для электросамокатов в краевом центре. Пока эту идею обсуждают.