Всем привет, на связи корреспондент NGS24.RU Татьяна Стриганова — это я переехала из Челябинска в Красноярск весной 2019 года и спустя полгода написала мнение со сравнением двух городов. Спустя два года жизни в Сибири я решила написать вторую часть и найти еще больше общего у двух городов, пусть между ними и почти три тысячи километров. Как и в первый раз, в основу беру визуал — будь то городской транспорт, природа или архитектурные объекты.
Классные набережные
Браво, осенью этого года в Челябинске наконец-то появилась набережная, которую можно сравнить с теми, что построены на берегах Енисея. Общественное пространство сдали ко Дню города в сентябре, а до этого мучительно долго боролись за финансирование, потом с генподрядчиком, которого в итоге пришлось заменить.
Вообще в Челябинске за прошедшие два года появилось много новых благоустроенных мест. Не хочется писать избитое «город похорошел», но это так и есть — набережную сделали сразу в нескольких местах, есть проект благоустройства дальнейшего маршрута вдоль реки Миасс до «Свободы2». Классно сделали пространство «Белый рынок» — современный фуд-корт в бывшей промзоне, ничего подобного, кстати, в Красноярске нет. Но в Челябинске, в свою очередь, нет и проспекта Мира, а он все-таки круче, простите, всех общественных мест в Челябинске вместе взятых.
Когда я только приехала в Красноярск, пространства вдоль Енисея, да и сама река — первое, что мне понравилось. Хорошо, что после Универсиады история с благоустройством берегов не закончилась. В прошлом году власти обустроили набережную у «Белых рос», в этом — на «Красноярье». Недавно показали проект следующей набережной, уже на 2022 год.
Заводские районы: ЧМЗ против Зеленой рощи
Красноярск и Челябинск — промышленные города, в этом их особенность и негативное амплуа, которое не скроешь за красивыми картинками с набережных. В обоих городах есть классические призаводские районы. Они и строились именно для рабочих и рабочими. В Челябинске — это ЧМЗ (есть и ЧТЗ — Челябинский тракторный завод, но давайте возьмем все-таки самые вредные производства, сейчас работающие на полную мощность), в Красноярске весь правый берег застраивался для промышленных предприятий, но с Челябинским районом схожа именно Зеленая роща, построенная для рабочих с Красноярского алюминиевого завода.
Кстати, в обоих городах смог скапливается из-за рельефа местности. Челябинск даже переводится как «яма». Красноярску с переводом названия повезло больше, но вот со скоплением газов всё точно так же — помогает только сильный ветер.
Метро как самый дорогой недострой
В обоих городах проблемы с экологией хотят решить запуском самого экологичного общественного транспорта — метро. И в Красноярске, и в Челябинске его заморозили более 15 лет назад и на достройку требуются просто астрономические для региональных бюджетов деньги.
В Челябинске метро намерены интегрировать в существующую трамвайную сеть. В центре будут использовать уже существующие тоннели, а в отдаленных районах поезда выйдут на поверхность. Полпред президента в УрФО Владимир Якушев сообщил, что новый транспортный проект на базе метро в Челябинске оценили в 100 миллиардов.
Такая же сумма требуется и на достройку первой очереди Красноярского метрополитена. Уже в конце декабря стало известно, что федерация одобрила Красноярску кредит на возобновление мегастройки. Но вот сумма не называется, но строители намерены приступить к работам в середине 2022 года.
Природа рядом
И в Челябинске, и в Красноярске с сильным экологическим загрязнением контрастирует красивейшая природа. На Южном Урале, правда, это наиболее выражено за городом (вспоминается соседство озера Увильды и Карабаша с резкой переменой картинки), но и в Челябинске есть где подышать свежим воздухом и насладиться природой. На территории Челябинска есть два бора — Челябинский и Каштакский. Первый имеет площадь более 1000 гектаров (лесом покрыты 850 гектаров) и заходит в самый центр города. Правда, на его границы периодически посягают застройщики, сокращая ценную зеленую площадь.
В Красноярске красивых природных мест больше, и с каждым годом появляются новые маршруты для прогулок. Это и национальный парк «Столбы», который начинается в Свердловском районе города, и эко парк «Гремячая грива» с обустроенными смотровыми площадками, и Торгашинский хребет с самой длинной лестницей в России, и остров Татышев посреди Енисея.
Кстати, некоторые красивые природные места до благоустройства были прибежищем маргиналов. В этом плане вспоминаются красивые каменные карьеры (Голубой, Изумрудный) в районе АМЗ в городском бору Челябинска. Наверное, будь это Красноярск, их бы уже обустроили в современном стиле, поставили десятки камер видеонаблюдения и так далее. Но в Челябинске, к сожалению, нет Агентства по туризму с бюджетом на обустройство подобных мест в сотни миллионов рублей в год.
Срыв сроков реконструкции цирка
Как в любом крупном городе страны, в Челябинске и Красноярске в 1970-е построили здания цирков, а три-четыре года назад федеральный «Росгосцирк» стал их постепенно реконструировать. Процесс этот идет довольно тяжело и с опозданием.
Челябинский цирк построили в 1979 году по проекту Краснодарского цирка на 1800 мест. За капитальный ремонт взялись весной 2019 года и планировали сдать к лету 2020 года. Но за 14 прошедших месяцев (на момент апреля 2021 года) там практически не произошло изменений, проект переделывали, отправляли на госэкспертизу. Сдать цирк в Челябинске намерены в следующем году.
Красноярский цирк старше Челябинского и рассчитан на 2 тысячи мест. Его построили по типовому проекту для северных районов страны в 1971 году. Для заводского правобережья он на долгие годы стал архитектурной доминантой. Капитальный ремонт стартовал в ноябре 2019 года, тендер на 800 миллионов выиграл крупнейший застройщик Красноярска — «Сибиряк», однако спустя два года его уже сменила фирма из Москвы и та вынуждена приостановить работы. Как заявил недавно мэр Красноярска Сергей Еремин, проект придется переделывать из-за изменений в правилах содержания животных.
Маршрутки
И в Челябинске, и в Красноярске они есть, но выглядят ОЧЕНЬ по-разному. Челябинцы удивятся, что маршрутками в Красноярске горожане называют и нормальные большие автобусы, которые абсолютно легально работают. Честно, я даже не знаю почему, может быть, по привычке.
В Челябинске маршрутка в понимании горожан — однозначно «автобус малой вместимости», то есть пазик (и хорошо, если это будет современная модель «Вектор», но сложно сказать, есть ли такие), а еще 3–4 года назад облезлые газельки. Сейчас большинство маршруток — микроавтобусы на 18–20 мест. Когда я уезжала из Челябинска в 2019 году, бОльшая часть общественного транспорта состояла из них, причем владельцы многих маршрутов работали неофициально, воевали между собой и так далее.
В Красноярске такую ситуацию представить сложно, по крайней мере последние несколько лет. Во-первых, все автобусы (даже те, которые выглядят как настоящая маршрутка) работают на безналичном расчете с пассажирами, везде из динамиков остановки объявляет одинаковый поставленный голос. Мне с челябинским пониманием «маршрутки» пользоваться городским транспортом в Красноярске гораздо приятнее.
А вы находите два города похожими?