Усадьбы купца Телегина, мещанина Некрасова, врача Гланца были построены больше ста лет назад. В советское время хоромы поделили на небольшие квартирки и заселили. Люди здесь прожили до начала 2010-х, пока усадьбы не обветшали и не превратились в двухэтажные бараки. Затем ветхое жилье расселили и было объявлено о создании на этом месте «Исторического квартала» с пешеходной зоной. Спустя шесть лет эту часть центра не узнать: вместо дороги — лавочки и цветы, а деревянные усадьбы выглядят как новые, цепляя взгляды своими деталями. Как восстановленные дома выглядят изнутри и что в них будет в скором времени — в нашем материале.
Под реставрацию на улице Горького попали шесть исторических домов под номерами 11, 11а, 13, 13а, 15 и 17. В стороне от них остался дом № 9. В отличие от остальных домов собственники квартир в нем своими силами поддерживают его в хорошем состоянии. Как следствие они единственные не захотели съезжать отсюда. А для восстановления шести других домов начался поиск инвестора — в 2017 году им стала компания РУСАЛ.
Репортаж начнем с дома № 11 — усадьба 1913 года постройки, в которой жил и работал врач Николай Александрович Гланц. Согласно данным краеведов Гланц специализировался на кожных болезнях, об этом говорит и его объявление в газете от 1919 года: «Врач Н. А. Гланц принимает специально по болезням кожи — венерическим и сифилису. Ежедневно от 9–11 утра и от 5–7 вечера. Дом Королевой, № 11, Архиерейский переулок». Улица Горького, как и многие в то время, носила совсем другое название, а вот номера домов на этой улице не изменились.
Уже через год Гланц вынужден был уступить свой дом под Народную консерваторию (он был национализирован). Это первое в Красноярске музыкальное учебное заведение. Еще несколько лет доктор принимал больных на втором этаже, но потом окончательно съехал во флигель соседнего дома.
С 1927 года в доме образовался жилищный кооператив «Красный луч». Собственники квартир не особо следили за состоянием здания — резной деревянный балкон исчез, как и часть ворот. Тем не менее директор «Исторического квартала» Алексей Аккуратов благодарен жильцам за то, что они не делали «тотального» ремонта, уничтожая все старое. Так, реставраторам удалось найти под слоями отделки оригинальные обои, а в облицовке печей — дореволюционные образцы керамики.
— Сохранилось несколько подлинных изразцов. В Красноярске уже практически не осталось мастеров, которые умеют их делать, но по одному изразцу сделали необходимое их количество… Удалось найти несколько сохранившихся дверных ручек, по их образцу в Санкт-Петербурге изготовили новые, то есть это нестандартное изделие, — поясняет Аккуратов.
Следующий дом, 11а, тоже относится к этой усадьбе. В полукаменном флигеле Гланц и принимал пациентов до самой смерти в 1938 году. Но с обустройством в основном доме консерватории здесь открывают столовую для ее учеников. Кстати, в современном назначении здания будет некая преемственность: инвестор планирует открыть здесь двухэтажный ресторан.
Два строения с литерами «а» относятся к разным усадьбам, но объединены каменным брандмауэром. Он выполнял и выполняет противопожарную функцию. Особенно актуально это было в начале прошлого века. Сейчас деревянные стены обрабатывают специальным защитным составом. Каменная стена оставлена в качестве аутентичного декора.
Два следующих дома, под номерами 13 и 15, построены купцом второй гильдии Сазонтом Телегиным. Первый он записал на себя, второй — на супругу Татьяну Федоровну. Телегин занимался строительством многих деревянных домов в Красноярске в начале ХХ века. Как считают краеведы, он сам, вероятно, и был архитектором обеих усадеб. До и после смерти купца усадьбы сдавались в аренду жильцам и разным фирмам. Так будет и сейчас: РУСАЛ запланировал открыть там гостиницу, директор «Исторического квартала» показал нам несколько номеров.
Заключительный дом в нашем обзоре «Исторического квартала» — № 17. Он построен раньше остальных усадеб, в 1903–1904 годах, тем же купцом-строителем Телегиным и значится как «Усадьба мещанина Некрасова». Однако Некрасов купил дом уже после постройки и сдавал комнаты на первом и втором этажах квартирантам.
— О его материальном достатке говорит и тот факт, что он имел возможность провести в свой дом одним из первых красноярцев электрическое освещение, — сообщают исследователи истории Красноярска с портала krasplace.ru.
Реставраторам c усадьбой Некрасова пришлось повозиться больше всего. Южная галерея и парадная лестница были утрачены (как и остальные дома квартала, он был превращен в обыкновенный жилой дом с квартирами), а под конец своей жизни до реставрации еще и пострадал при пожаре.
Изначально сообщалось, что общая стоимость проекта превысит миллиард рублей, но по факту эта сумма оказалась существенно больше, уточнили нам в РУСАЛе.
Пока в компании не могут назвать точные сроки запуска гостиницы и ресторана: сейчас идет поиск эксплуатирующих организаций, остальное зависит уже от них.
На этой неделе РУСАЛ выходил на публичные слушания по поводу реконструкции долгостроя кондитерской фабрики «КрасКон». «Русский Алюминий Менеджмент» просил разрешить отступ от красных линий для возведения нового офиса компании. У пришедших не возникло замечаний. Редакция NGS24.RU публиковала эскизы будущего офиса.