В Красноярске давно уже обещают восстановить разрушенный мост от Зеленой Рощи до острова Татышев. Урбанистка Мария Быстрова опубликовала мнение о том, как это изменит остров и сам город. Публикуем мнение без купюр.
Побывала на разрушенном мосту из Зеленой Рощи на Татышев — и очень впечатлилась.
Всегда казалось, что он заброшен, а там такой движ: люди рыбачат (молодые ребята, среди них и девушка была), парочки сидят, свесив ноги над водой. Словом, мост жив, востребован.
Недавно ему замаячила перспектива восстановления (или строительства нового в этом месте), и я вспомнила дискуссии о том, почему мост восстанавливать НЕ надо. Уточню, что сделать его хотят велопешеходным, а не автомобильным.
Так вот, во-первых, мост восстанавливать не надо, потому что набегут жители Зеленой Рощи и будут портить наш прекрасный Татышев. А разрушенный мост их как бы сдерживает. Эту дискриминацию на основании района проживания даже обсуждать не хочется: Красноярск, слава богу, уже накопил достаточный опыт благоустройства, чтобы не делить горожан на «похуже» и «получше», а заниматься своевременным содержанием пространств. По крайней мере, в официальной риторике больше не слышно про «ну, это же наши люди, такой менталитет, поэтому все должно быть антивандальным».
А вот второй аргумент про повышение антропогенной нагрузки, уничтожение экосистем и естественных ландшафтов, вред для растений, птиц и животных — важен. Новый мост подтолкнет освоение дикой части острова, появления там асфальта, павильонов и т. д.
Что сказать, это имеет место. Действительно огорчают последние новости: строительство там какой-то гигантской детской площадки, бассейнов, трасс. Как будто природа — это пустота, которую надо наполнить городками и площадками, а то как-то заняться нечем. Конкретно в случае Татышева был бы актуален мораторий на всякую стройку года на три, пока город не поймет, как он охраняет природу острова и не установит ограничения для всех игроков.
Между тем, создание новой велопешеходной связи — скорее благо. И вообще создание транспортных альтернатив. Ведь чем больше людей сможет ходить пешком или ездить на велосипеде, тем меньше будет пользоваться автомобилем. И логично было бы вместе с появлением моста убрать часть парковок на острове — снизить автомобильную нагрузку.
Беда в том, что в обсуждении темы Татышева нет никаких публичных данных экологических и социологических исследований. Неизвестно, в каком состоянии остров, какая деятельность / благоустройство недопустимы, а также какой есть реальных запрос на развитие инфраструктуры — мутным онлайн-опросам без вариантов «все устраивает» сложно доверять.
Определенно, ограничивать людей в возможности попасть на остров пешком или на велосипеде — глупо, нужны другие механизмы. Может быть, к моменту строительства моста подходы к благоустройству природных территорий будут совершеннее.
А еще: не знаю ни одного моста, на котором можно сидеть и любоваться Енисеем. Кажется, такой здесь был бы идеален.
Согласны с автором?