В последние пару лет в Красноярске появилось несколько знаковых мест с классной городской средой. Сначала реконструировали Центральную набережную, затем — Ярыгинскую, обустроили «Гремячую гриву», входы на «Столбы». Партнер «Гражданской инженерии», урбанист Мария Быстрова рассуждает, почему власти выбрали такое «точечное» благоустройство избранных мест, а обустройство улиц целиком обходят стороной. Публикуем ее мнение.
Интересный в Красноярске складывается опыт, что волны благоустройства охватывают всё новые места, но никак не приходят на улицы полностью. Началось всё с левобережной набережной, парков, площадей и скверов, дальше к этому добавились набережные на правом берегу и Кача, теперь идет освоение высот — новая смотровая на Николаевской сопке, планы по Торгашинскому хребту и Красивому берегу.
Но нет благоустройства именно улиц от и до с масштабным озеленением, пересмотром схем движения, добавлением велополос/дорожек, дорожной диетой и успокоением трафика. За три года активного изменения Красноярска наберется полтора примера, когда работа велась с улицей — это проспект Мира и Ленина. Причем именно на Мира было изменение и проезжей части — убрали парковки, а не просто переложили брусчатку, обновили МАФы и освещение.
Такому игнорированию есть масса причин: это сложно, много и дорого. Улицы огромные и протяженные, от работ временно пострадает бизнес, все будут недовольны перекрытием дороги, к практике успокоения трафика вообще никто не привык и т.д. Проще заниматься обособленными пространствами и стараться делать там «фишечки» — к сожалению, без «фишечек» считается, будто деньги зря потратили.
Между тем, именно на улицах горожане проводят больше всего времени. Ходят по повседневным делам, на остановку и в магазин, а также в те самые благоустроенные «точки». Это просто транзит, но он во многом определяет, захочется ли вообще выходить из дома. Нет, мне вполне нравится, как меняется Красноярск. И я очень жду, когда от благоустройства точек притяжения город перейдет к созданию комфортных транзитных путей между этими точками — вот это будет новый уровень комфортной городской среды.
Согласны с автором?