Все новости
Все новости

Самолет сопоставим по цене с новым Land Cruiser: рассказываем о малой авиации в Красноярске

Мы побывали на аэродроме Солнечный, где базируется воздушное судно красноярца Артема Калинина

Артем управляет чешским самолетом NG-4 HD

Поделиться

Небо над Красноярском делят между собой огромные пассажирские лайнеры и небольшие гражданские суда — часто над нашими головами проносятся легкие винтовые самолеты. Пилот-любитель Артем Калинин уверен — небо ближе и доступней, чем кажется. О том, как получить летные права, купить свой первый самолет и летать с семьей на отдых без пробок, — в нашем материале!

Если вы впервые на аэродроме с самолетами малого класса, нужно быть предельно внимательным. Например, я из любопытства прогуливалась вокруг самолета нашего героя, когда от него — а он уже был за штурвалом — прозвучала команда «От винта». Я, собственно, в тот момент как-то и оказалась у этого самого винта. Артем это заметил и крикнул, чтобы отошла. Оказалось, меня могло рассечь на мелкие части.

— Это не просто какая-то традиция, это сигнал всем, кто рядом, чтобы отошли от винта. Винт настолько мощный и настолько сильный, что если у самолета максимальная взлетная масса 600 килограмм, и вот этот маленький винт тянет эти 600 кг. Поэтому представьте, что будет с тем, кто туда попадет. Всё будет плохо. Как шутят авиаторы: «Винт — это вентилятор, потому что когда он останавливается, летчик потеет».

Перед полетом нужно проверить все необходимые параметры. Летчики делают это с контрольной картой проверки самолета, проверяя каждый пункт. Даже если опыт полетов 20–30 лет, это правило остается, им не пренебрегают. «Память — такая штука, что сегодня ты все помнишь, а завтра забыл буквально один момент, а он оказался ключевым», — говорит Артем. Подготовка, в принципе, схожа с автомобилем, только более тщательная: проверка уровня масла, берем топливо и проверяем, нет ли в нем воды, проверка двигателя, внешний осмотр самолета, прогрев.

— 90 процентов случаев нештатных в небе происходят из-за человеческого фактора, если техника подготовлена хорошо, если она своевременно обслуживается, то она подводит очень редко. Подводит либо недостаточная обученность человека, либо малоопытность, либо невыполнение каких-то обязательных процедур, — говорит пилот.

Самолет каждый год проходит что-то наподобие автомобильного техосмотра, но процедура сложнее, дольше и, естественно, дороже.

— Сертификат летной годности мы получаем раз в год, это подтверждает, что самолет соответствует требованиям к воздушным судам определенного типа. Можно сравнить с автомобильным техосмотром, который сейчас и через интернет можно купить, то здесь всё серьезно. Приходят эксперты, проверяют. Сначала визуально, потом приходит испытатель, который садится в самолет, сам вылетает, проверяет его на различных режимах: максимальная и минимальная скорость, скорость сваливания. И только после этого делается заключение о соответствии или несоответствии. Да, это стоит немалых денег, но ведь и безопасность превыше всего. Также есть страховка — ответственность перед третьими лицами и наподобие «круговой» у автомобиля.

Самолет выкатывают из ангара. Никакие тягачи здесь не нужны, хватает одного мужчины

Самолет выкатывают из ангара. Никакие тягачи здесь не нужны, хватает одного мужчины

Поделиться

Пока идет подготовка к полету, Артем рассказывает, как решил стать пилотом. Мечта появилась еще в детстве, но до осуществления прошло больше 20 лет.

— Должна быть внутренняя мотивация. Я с детства хотел стать пилотом, летчиком. Я всю жизнь вынашивал эту мечту, еще в школе очень хотел, но боялся, что что-то не получится, что я могу не пройти. Поэтому свое желание поступить в военное или гражданское летное училище я в себе «забивал». Это были какие-то неправильные внутренние установки, мы сами себе ставим преграды. Через 25 лет я подумал: «Так полжизни уже прошло, может, стоит попробовать?» И я поступил в учебный центр, в Красноярске тогда была выездная группа от Омского авиационного центра. Всё получилось с первого раза, и теперь я летаю, — говорит Артем Калинин.

По профессии Артем Калинин — профессиональный спасатель, он до сих пор работает в МЧС (правда, уже на другой, более «спокойной» должности), а полеты на самолете — это его хобби. Как и большинство частных пилотов, Артем арендует самолет у владельца техники, арендуется и ангар на аэродроме, и возможность пользоваться взлётно-посадочной полосой. Бонусом такой работы он считает возможность пользоваться самолетом в своих целях, например, слетать куда-нибудь с семьей. Дальность полета его самолета без дозаправки — 700 километров, скорость — больше 200 километров в час.

Артем несколько лет показывает Красноярск с высоты всем желающим. Бонусом работы пилота он считает возможность пользоваться самолетом в личных целях

Артем несколько лет показывает Красноярск с высоты всем желающим. Бонусом работы пилота он считает возможность пользоваться самолетом в личных целях

Поделиться

— Должна быть мотивация. Если человек заболевает этим, то уже это не проходит, это на всю жизнь. Шум двигателя слышишь, уже ищешь его на небе, по звуку можно определить, какой тип самолета. Я тут в соцсетях читал, что жители Красноярска начали жаловаться на слишком шумные полеты самолетов над городом. Я не понимаю, как это может раздражать, мне кажется, это такое счастье — видеть самолеты, которые летят так низко и такие огромные, сейчас же много грузовых летает. У меня детство прошло рядом с военным аэродромом в Нижегородской области, вот там летали самолеты МиГ-31. Вот они такой шум создавали, что будили всех, — вспоминает собеседник.

Кстати, самолеты в Солнечном сравнительно бесшумные, по крайней мере, на их полеты в соседнем большом микрорайоне никто не жаловался.

Самый быстрый маршрут, 10 минут полета, и ты у острова Татышев

Самый быстрый маршрут, 10 минут полета, и ты у острова Татышев

Поделиться

Артем Калинин пролетел на самолете с оператором и фотографом редакции NGS24 до острова Татышев, всё заняло не более получаса. Еще 10 минут — и вы над «Бобровым логом», 40 минут — и под вами Красноярская ГЭС и водохранилище. Ребята признались, что летать было непривычно, всё-таки на таком самолете больше турбулентность, но вид знакомых городских кварталов с высоты перекрывает все неудобства.

О стоимости владения авиатехникой, а также о том, что нужно, чтобы стать пилотом в Красноярске, нам рассказал руководитель аэроклуба «Свободный полет» Андрей Солотков. На аэродром он приехал на байке, а потом пересел на немецкий «Автожир». Полет на гироплане (это еще одна вариация названия техники. — Прим. ред.) он сравнивает именно с поездкой на мотоцикле.

Руководитель аэроклуба летает на гироплане и готов говорить про технику часами 

Руководитель аэроклуба летает на гироплане и готов говорить про технику часами 

Поделиться

— Мы занимаемся популяризацией авиации четвертый год, мы любим летать, и нам нравится летать на всём, что летает. Бывает, что в хорошую погоду у нас здесь по 10–12 вылетов в день, люди приходят полетать и уходят с отличными эмоциями. Со временем становится больше самолетов, больше людей получают удостоверение пилота, — говорит Андрей Солотков.

Раньше получить «летные права» можно было в Красноярске, последняя группа желающих отучилась в прошлом году. Сейчас для обучения необходимо ехать в Новосибирск либо Омск.

— В нашем арсенале сейчас есть самолет «Аэропракт А-22», есть у нас и гирокоптер «МТО Спорт» немецкого производства, а также два аэростата. Цифры, в принципе, вполне доступные: аппараты вроде гирокоптера «МТО Спорт» новые можно взять за 5–6 миллионов рублей, что сопоставимо с автомобилем класса люкс вроде Land Cruiser 200. Самолеты «Аэропракт А-22» тоже стоят от 5,5 миллиона рублей, — говорит Андрей Солотков.

Вместо асфальтового покрытия на небольших аэродромах — трава 

Вместо асфальтового покрытия на небольших аэродромах — трава 

Поделиться

— Есть история, что человек пришел в аэроклуб, полетал, ему понравилось, он нашел деньги и приобрел собственное воздушное судно. Мы поняли, что авиация интересна не только нам самим, пилотов становится больше. Вплоть до того, что один из арендаторов имеет гидросамолет с возможностью посадки на воду. В выходной день с семьей он приезжает, подготавливает самолет, взлетает на колесах здесь, улетает на Красноярское водохранилище, там выполняет посадку, можно порыбачить, покупаться, сесть обратно в самолет и прилететь сюда. Вот такой выходной человек может себе организовать. И это может позволить себе каждый, кто имеет три вещи: время, желание и возможности, — рассказал Андрей Солотков.

  • ЛАЙК6
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ1
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter