Строительство первой очереди захоронения в Нижнеканском гранитоидном массиве Красноярского края было одобрено на публичных слушаниях в июле 2012 года в Железногорске.
Речь идет об объекте, который должен появиться в 5 км от Енисея и 6 км от Железногорска. Сейчас там возводят две ЛЭП. Подать напряжение планируют уже в начале следующего года. Тогда же планируется приступить к горным работам.
За появление объекта отвечает железногорский филиал ФГУП НО РАО. Организация создана по решению правительства специально для работы с финальной изоляцией радиоактивных отходов.
— Основная наша задача — создание системы пунктов финальной изоляции радиоактивных отходов, их эксплуатация и последующий мониторинг, — объясняют в беседе с корреспондентом NGS24.RU в организации.
Когда было объявлено о строительстве, красноярские активисты начали вести борьбу с хранилищем и собирать подписи «против». Создали даже специальный сайт. За несколько лет документ подписали больше 142 тысяч человек. Автор петиции Федор Марьясов пишет, что хоронить под Красноярском собираются отходы с разных континентов и даже Африки.
Однако в железногорском филиале НО РАО опровергают эту информацию. «Хоронить» здесь будут только отходы из России, за остальное предусмотрена уголовная ответственность.
Там рассказывают, что строительство подземной лаборатории началось в 2018 году. Место было выбрано после ряда исследований нескольких вариантов.
Цель данной лаборатории — изучение характеристик и свойств породы на глубине 450–525 метров и ответ на вопрос о возможности здесь захоронения отходов 1-го и 2-го класса, высоко- и среднеактивных долгоживущих.
— Вопрос выбора места для строительства подземного комплекса в России стал актуальным, когда стало понятно, что количество накопленных РАО и способ их хранения во временных устаревших хранилищах на ПО «Маяк», Горно-химическом комбинате (Железногорск), Сибирском химическом комбинате (Северск) и других предприятиях Росатома требуют более радикального и безопасного решения этой̆ проблемы, — объясняют появление лаборатории под Красноярском специалисты.
Поиск локации начался в далеком 1993 году. Изначально рассматривались три территории на Сибирской платформе, Западно-Сибирской плите и Алтае-Саянской орогенической зоне. Анализ геологии, сейсмоактивности и других показателей показал, что стоит остановиться на Южно-Енисейском кряже первой платформы. Было выделено 18 «перспективных» участков.
— В результате геологических исследований, выполненных в период 1993–2007 годов, на основании комплексного сравнительного анализа всей совокупности характеристик массива горных пород и экономико-географических условий для дальнейших исследований был рекомендован участок «Енисейский», — продолжают там.
Ставки сделаны на это место из-за гнейсового массива. Это порода, напоминающая бетоны и похожая на граниты.
— Однако в сравнении гнейсы прочнее в 1,5–2 раза благодаря мелкозернистости породы, а значит, более прочной связи между минералами. В отличие от гранитов гнейсы имеют более высокую упругость, и в случае землетрясения гранит непременно лопнет, а с гнейсом вряд ли такое может произойти. Порода встречается довольно редко: известны месторождения в Канаде, Скандинавии, России. Ученые изучают гнейсы уже более 100 лет и относят их к так называемым древним метаморфическим комплексам.
В железногорском филиале НО РАО говорят, что стратегический объект, если появится, не должен даже на короткое время оставаться без электричества. Поэтому сейчас ведут сразу две ЛЭП — основную и дублирующую. Помимо них запроектированы две резервные дизельные станции.
Есть вариант, что пункта финальной изоляции отходов под Красноярском не будет, но это покажут результаты исследовательской лаборатории, которая сейчас строится.