В Красноярске на 87-м году жизни скончался руководитель Красноярского края в 70-е — 80-е годы Павел Стефанович Федирко. Как подтвердили NGS24.RU, Павел Федирко ушел из жизни 9 августа. Последние дни он наблюдался у медиков.
В историю Красноярского края Федирко вошел как человек, при котором наш регион совершил экономическое чудо.
Трудовой путь Федирко начал на Норильском комбинате. В 60-е годы руководил Игарским горкомом КПСС. В 1972 году стал первым секретарем крайкома КПСС и руководил регионом до 1987 года. В советской системе управления должность первого секретаря соответствовала должности губернатора.
При Федирко в Красноярском крае построили Ачинский нефтеперерабатывающий завод, Красноярский металлургический завод, Дивногорский завод низковольтной аппаратуры, «Крастяжмаш».
В своих мемуарах Федирко вспоминал, что именно он предложил застраивать Красноярск вширь — от берегов Енисея к окраинам. После принятия нового генплана в 70-е годы в Красноярске появились новые жилые массивы — «Взлетка», «Северный», «Северо-западный».
Начальник отдела транспортного планирования института «Красноярскгражданпроект» Владимир Неня рассказывал, что именно Федирко заложил основы транспортной инфраструктуры Красноярского края. Федирко добился выноса аэропорта с улицы Аэровокзальной и строительства аэропорта в Емельяново, запустил Октябрьский мост.
В своих мемуарах Павел Федирко вспоминает, что идея строительства аэропорта была авантюрой. Строительство нынешнего здания в Емельяново, открытого в октябре 1980-го, Федирко начал на свой страх и риск — без детального проекта. Деньги на достройку нашлись, когда «за счет внутренних средств» края уже было вложено 3 миллиона рублей, писал в мемуарах Федирко.
— По тем временам — это солидные средства. А тут конец года. Отчетность! Я к Бугаеву (министр гражданской авиации СССР. — Прим. ред.): «Что будем делать, Борис Павлович?». Ситуация серьезная. Но не было бы счастья, да несчастье помогло. В Минске, где строился аэропорт, не успели освоить выделенные средства. И в Ташкенте та же ситуация. А неосвоенные средства никому не выгодно было показывать: все должно было выполняться вовремя и в запланированных объемах.
В итоге средства перекинули на красноярский аэропорт и «узаконили» строительство. Именно Федирко принадлежит идея строительства метро в Красноярске. В 70-е годы он сумел убедить членов политбюро ЦК КПСС в том, что городу необходима подземка. В годы его руководства краем был заказан проект метрополитена. То, что метро в Красноярске так и не появилось, Павел Стефанович считает одним из своих главных упущений.
— Не успел с метро. Если бы мои преемники не упустили момент, метро уже бы работало. К сожалению, они не стали бегать, выбивать деньги. Упустили два года, — рассказывал несколько лет назад Павел Федирко в интервью журналистам газеты «Наш Красноярский край».
Другим своим незаконченным делом он считал недостройку КАТЭК. Символами эры Федирко в Красноярске можно считать театр оперы и балета, институт искусств, Дворец труда и Дом пионеров.
Старожилы Красноярска помнят, что Федирко любил лично инспектировать улицы Красноярска. Жил он с семьей на ул. Дзержинского в 4-комнатной квартире и каждое утро, делая крюк, обходил парк Горького, набережную, дворики.
Предполагается, что Павел Стефанович Федирко будет похоронен в Красноярске.