Недвижимость Как выглядел Красноярск в советских фантазиях (фото)

Как выглядел Красноярск в советских фантазиях (фото)

Разбираем проекты застройки города из эпохи СССР: подобие Нью-Йорка на «Стрелке», тоннель под центром и застройка Татышева

Большинство взрослых красноярцев, особенно живущих в центре, помнят времена, когда улицы города инспектировал лично руководитель края Павел Федирко. Жил он с семьей на ул. Дзержинского в 4-комнатной квартире и каждое утро, делая крюк, обходил парк Горького, набережную, дворики. Именно на 15 лет его руководства в Красноярске пришлось массовое переселение жителей бараков в благоустроенные квартиры. Активно возводились заводы, а вокруг них росли микрорайоны и целые города, как Сосновоборск или Лесосибирск. Он решил перенести аэропорт за черту города, в котором тогда все коммуникации были рассчитаны на 300 тыс. человек. Портал N1.RU изучил самые смелые архитектурные проекты тех времен и выяснил, что из них воплотилось, а чему так и не суждено было сбыться.

Справка: Павел Федирко родился в Краснодарском крае в 1932 году. Окончил Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта. В 1972 году, в возрасте 40 лет, был избран первым секретарем Красноярского крайкома партии и руководил краем 15 лет — по 1987 год. В это время заработало большинство заводов — Крастяжмаш, Дивногорский НВА, Ачинский нефтеперегонный завод, Красноярский металлургический, Сосновоборский автоприцепов, «Сибволокно» и пр., строились города и микрорайоны, музеи.

Бурное развитие Красноярска пришлось на 70–80-е года. В мемуарах Павла Федирко, презентованных в Красноярске минувшей осенью, перечисление открытых заводов, театров и иных достижений заняло около 20 страниц. За это время вокруг Красноярска выросло сразу несколько городов — Сосновоборск, Шарыпово, Кодинск, Лесосибирск. В столицу края при этом перебралось 240 тыс. человек. Если верить порталу kraskompas.ru, это самый большой прирост населения за всю историю города. Для новых жителей расстраивалась по индивидуальным проектам Предмостная и Театральная площади, Красная площадь, район Стрелки, о. Отдыха, а также микрорайоны — «Пашенный», «Ветлужанка», «Солнечный», «Северный», «Черемушки».

«Авантюра» с аэропортом

Самым глобальным и авантюрным градостроительным проектом в своих мемуарах Павел Федирко называет вынос аэропорта за черту города. Строительство нынешнего здания в Емельяново, открытого в октябре 1980-го, началось без готового проекта, финансирования и вообще согласования. В процессе с полей вывезли 12 млн куб. м грунта. На том месте, где сегодня находится взлетно-посадочная полоса, стояла гора высотой в 18 м, а на другом конце была 9-метровая яма. Деньги на достройку нашлись, когда «за счет внутренних средств» края уже было вложено 3 млн руб., пишет Федирко.

«По тем временам — это солидные средства, — объясняет бывший глава региона. — А тут конец года. Отчетность! Я к Бугаеву (министр гражданской авиации СССР. — Ю.Г.): "Что будем делать, Борис Павлович?". Ситуация серьезная. Но не было бы счастья, да несчастье помогло. В Минске, где строился аэропорт, не успели освоить выделенные средства. И в Ташкенте та же ситуация. А неосвоенные средства никому не выгодно было показывать: все должно было выполняться вовремя и в запланированных объемах». В итоге средства перекинули на красноярский аэропорт и «узаконили» строительство.

Работники аэропорта, жившие в окрестных домах «Северного», были против переноса. Их удалось убедить, а после случилась трагедия: пассажирский лайнер рухнул в районе зверосовхоза. У него вылетела лопатка турбины. Если бы это случилось при взлете с полосы в «Северном», то самолет упал был прямо в центре города, размышляет Федирко.

Новый центр на «Взлетке»

Вынос аэропорта освободил огромное поле в 200 га, которое в будущем занял микрорайон «Взлетка». Согласно новому генплану, у Октябрьского моста должен был сложиться новый центр города с административными зданиями.

До этого момента разработчики генплана видели совершенно иные пути расширения Красноярска — вдоль Енисея. Но ветер, по словам Федирко, в «ущелье» менялся, все пространство затягивало смогом, сложностей добавлял незамерзающий Енисей: «Мы решили ось перенести — с Кузнецовского плато до «Солнечного». «То есть как бы "перевернуть" город, выйти за просторы, на более чистый воздух». Магистральный проспект от Октябрьского моста должен был выходить напрямую в центр «Солнечного».

Ядром нового делового центра была новая площадь со зданием Дома Советов, зеленый бульвар, вспоминает автор проекта, руководитель проектной мастерской «Красноярскпроект» Владимир Ульянов: «Так оно называлось по документам, а заказчиком был финансово-хозяйственный отдел крайкома КПСС. Партийным органам по проекту предназначалась лишь пятая часть здания — все остальное для исполнительной власти». Сюда планировали переселить чиновников из центра Красноярска. В 1988-м уехал в Москву Федирко, масла в огонь подлила перестройка и грандиозная стройка заглохла. Были разговоры о размещении в здании медцентра, администрации, но дальше осмотра лестниц не дошло.

По оценке Павла Федирко и архитектора Ульянова, организовать «прекрасный район» и новый центр города на «Взлетке» не удалось. «На сегодняшний день, — пишет Федирко, — к некоторым микрорайонам "Взлетки" имеются, к моему сожалению, много градостроительных замечаний. Я уже не говорю об озеленении. Точнее об его отсутствии».

«Даунтаун» на Татышеве

Еще один необычный проект, не нашедший воплощения в будущем, — застройка острова Татышев небоскребами. Такое предложение в рамках конкурса по разработке геплана 1972 года, говорит архитектор Андрей Ратушняк, сделали ленинградцы. За аналог был взят американский даунта́ун (англ. downtown) — центральная часть города, где сосредоточены деловые объекты города: офисы, банки, театры и пр. Однако приоритет был отдан месту для отдыха и спорта.

«Обиженный» театр Музкомедии

Нынешний театр оперы и балета стоит на фундаменте, который изначально предназначался для театра музыкальной комедии. Однако, выяснилось из мемуаров экс-главы региона, он случайно побывал на опере в одном из театров страны. «Если в Красноярске не заложить оперный, его не будет никогда. Их в СССР уже перестали открывать», — писал Павел Федирко. По его словам, «музкомедия обиделась», но согласилась подождать своей очереди.

Гостиница «Октябрьская» также сменила свое предназначение по воле первого секретаря Красноярского крайкома партии: изначально она закладывалась как общежитие для слушателей курсов крайкома партии и имела ограниченные площади.

Небоскребы на Стрелке

Совсем иначе могла выглядеть площадь Мира на Стрелке. Проектирование, говорится в книге, приуроченной к 50-летию «Красноярскгражданпроекта», началось в конце 70-х. Были сделаны десятки вариантов. Одной из первоначальных идей было объединение в двух уровнях концертного зала и гостиницы на тысячу мест. Позднее появилась идея строительства филиала музея Ленина и высотки института «КАТЭКНИИуголь».

Ныряющие под землю машины

Еще одно смелое и несостоявшееся решение — планируемый туннель на Театральной площади, ныряющий под ул. Маркса, Мира и Ленина и выходящий у реки Качи. По плану машины должны были уходить под землю, оставляя поверхность для людей. Пешеходный мост в конечном итоге пришлось значительно сузить.

Трубы через весь город

Сегодня «Солнечный» — район массовой застройки, где молодые родители ночуют у школ и сражаются в драках, чтобы записать детей в первый класс. В конце 70-х он был заложен как мини-город для работников только что отстроенного на 18-м км Енисейского тракта Красноярского завода тяжелых экскаваторов. В своих мемуарах Павел Федирко вспоминает, что в эти годы коммуникации — тепло, вода — Красноярска были рассчитаны на 300 тыс. человек. «Надо многое менять, иначе бы мы потом запутались в клубке проблем. И на этом водопроводе до сегодняшнего дня все живут». В итоге построили водозабор, а трубы в «Солнечный» тянули прямо с Гремячего лога в Академгородке. Решение, пишет он, пришлось отстаивать перед министерством тяжелого машиностроения, убеждать найти средства.

По словам руководителя проектной мастерской «Красноярскпроект» Владимира Ульянова, благодаря неординарному решению сегодня водой обеспечена вся «Взлетка» и «Северный».

Юлия Глушко
Фото Артема Ленца (1, 2, 4–6), иллюстрации из книги «Люди. Проекты. История. Будущее», предоставленной Антоном Шаталовым (3, 7–9)
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства