Кандидаты на пост мэра рассказывают о своих планах в кресле главы Красноярска
В конце октября депутаты выберут красноярцам нового мэра. Сейчас на пост мэра претендуют 13 человек. В новом сериале «Игра престолов» мы решили поговорить с каждым кандидатом. Сегодня мы узнали о планах сразу двух кандидатов в мэры — эмоционального коммуниста Андрея Худоногова и молодой женщины с впечатляющей карьерой Юлии Ганусовой.
Справка: Юлия Александровна Ганусова — 36 лет, исполнительный директор полиграфической компании «Ситалл». Окончила экономический факультет КГПУ по специальности «Экономист-менеджер», потом была президентская программа, по итогам которой прошла стажировку в Германии, в 2017 году защитила магистерскую работу на тему «Государственно-муниципальное управление».
Почему решили выдвигаться в мэры и как оцениваете свои шансы?
Чтобы не говорить высокопарно, расскажу. Вы идете по улице и видите, как бабушка старенькая несет тяжелую сумку. Вы ведь ей поможете? Вот поэтому и я решила поучаствовать, потому что состояние, в котором находится город, мы видим — как у бабушки, которой тяжело идти. Я чувствую в себе силы и знания, чтобы с этой сумкой справиться.
Оцениваю шансы высоко. Понимаю, что есть правила игры. Но в последнее время вы видите, что ситуация меняется, интрига появилась, есть активность, не важно, по какой причине. Вероятность есть в любом случае, я буду делать все зависящее, чтобы свои шансы увеличить.
Как будете решать проблемы с пробками?
Буду с вами откровенна. Проблема с пробками, например постройка метро или ситуация, что пробок не будет — такого не будет никогда. Точечной застройкой все возможности расширения улиц мы отрезали. Также, когда автовладельцы покупают себе машины, не закладывают расходы на парковку как элемент содержания. У нас нет культуры платных парковок и дорог нет. И здесь единственное, что можно сделать — это более активно использовать общественный транспорт.
Автомобилистов мы насильно не пересадим, но нужно, чтобы общественный транспорт стал быстрее и дешевле. В том числе и работали выделенные линии.
Администрация что-то делает, но результата нет. Нужно задаться вопросом — почему это не работает. Идей фантастических много, но надо мыслить здраво и логично. Все, кто говорят, что решат проблему с пробками, они вас обманывают или сами не вполне понимают. В ближайшие три-четыре года пробки никуда не денутся, но можно их уменьшить.
Как справиться с проблемами общественного транспорта? Чтобы не было хамства маршрутчиков или гонок между ними.
Нужно сокращать маршруты, иначе взимать деньги за проезд, карты вводить или что-то такое. Не должны маршрутчики гоняться за пассажирами. Мэр не должен лично решать эти проблемы. Он должен наладить работу так, чтоб нужные люди работали с хамством маршрутчиков.
Я не являюсь специалистом в транспорте, повторюсь, нужно разобраться, почему нынешние механизмы не работают, и найти людей, которые будут квалифицированы в этом направлении.
Как решать проблемы с экологией?
Нужно понимать, что «КрАЗ» мы за пределы города не перенесем. Тому лобби, что есть у завода, мэрия не в состоянии противостоять. Точечная застройка привела к тому, что изменилась аэродинамика, и массы [воздуха] остаются в городе. И что делать администрации? Администрация должна следить за уровнем выбросов.
Три года назад была куплена лаборатория, которая должна собирать статистику [загрязнения воздуха и выбросов], но она стоит в гараже. Есть идеи — нет реализации. Первое, с чего бы я начала, — обеспечила контроль за наблюдением нормативов. Нет базы — есть только субъективные ощущения. Нужны общественные критерии. То же касается и ТЭЦ.
Это планомерная работа. И в ближайшие 3–4 года ситуация кардинально не улучшится. Но работать в направлении улучшения, безусловно, нужно.
А что касается зеленых насаждений, парков?
Нужно изменить подход к планированию города. При строительстве нового участка должны учитываться зеленые зоны. У нас есть территории, в «Северном» дома строятся фактически в поле. На этапе проектирования нужно учитывать зеленые зоны.
Как вы планируете наполнять бюджет города? Треть доходов города — это дотации. Как это исправлять?
Проблема, может быть, не только в недостаточности доходов, но и в избыточности расходов. Я анализировала, что мы можем экономить с одного рубля до 20 копеек, условно говоря, экономить 20% бюджета. Без ущерба качества. Это выстраиванием работы можно сделать, без каких-то серьезных изменений.
Второе, что касается доходов, — это налоговые поступления, НДФЛ. Его можно увеличить, работая с малым и средним бизнесом. И в масштабах страны, и города, при всей волне его поддержки, малый бизнес — это сирота. Это реально проблема, [хотя средний класс] это основа формирования. Пока он на задворках, говорить о развитии не приходится.
Основной момент здесь — уходить от поддержки к созданию условий для развития. Главной проблемой для бизнеса являются налоги. Доля налогов в бюджете края незначительная. Снизив налоги на территории края, краевой бюджет не получит значительного дефицита, но мы подхлестнем образование компаний, которые будут приносить доход. Малый бизнес будет расти, как грибы после дождя. Здесь нужно плотно работать с краевым правительством. И это масштабный вопрос, города-миллионники могут объединиться и работать в направлении того, чтобы менять и федеральное законодательство.
Андрей Худоногов
Справка: Андрей Викторович Худоногов — торговый представитель ООО «Тайга», ученый, в 2016 году выдвигал теорию о внеземном происхождении красноярских «Столбов».
Расскажите, почему решили выдвигаться в мэры и как оцениваете свои шансы?
О шансах я говорить не хочу, но мы трезво оцениваем ситуацию. По сути, это было не мое личное решение, а решение партии КПРФ. Кадровая комиссия приняла решение выдвинуть меня в качестве кандидата на должность главы города. Как политическая величина федерального масштаба, КПРФ не имеет права пройти мимо такого события.
Оценив несколько кандидатов, пришли к выводу, что я буду оптимальным кандидатом, который сможет интегрировать все идеи и мысли активной части партии, жителей Красноярска и донести их до команды будущего главы города.
Какие первые шаги вы предпримете на посту мэра?
Ко всему нужен взвешенный подход, ни одна проблема не может быть решена сходу.
Тогда скажите, как вы решите проблемы с пробками?
Эту проблему решают уже 10 лет. И наши предложения — модифицировать дорожную сеть, строить дороги в обход центра. Например, есть вариант, как связать четвертый мост дорогой от мелькомбината до Академгородка или Удачного. Опять же, объездные дороги по северной стороне: есть резервы, чтобы разгрузить Брянскую и Шахтеров, но вопрос упирается в территориальную принадлежность. Многие действия нужно проводить на границе города и края, и такая ситуация, что край кивает на город, город — на край. Вопрос не решается, и тут нужна политическая воля.
Как решать проблемы с общественным транспортом?
Необходимо развивать потенциал электротранспорта: троллейбусы и трамваи. Это делать исходя из имеющихся возможностей. Был эксперимент по модификации уже имеющихся трамваев на ЭВРЗ. Если этот опыт поддержать и смасштабировать, организовать производство, то изношенный трамвайный парк (были даже случаи возгорания), можно привести в более-менее нормальное состояние.
Насколько мне известно, мэрия уже решила купить автобусы и троллейбусы с запасом свободного хода до 20 км. За счет этого можно было бы провести разветвление троллейбусной сети и заменить часть маршрутов в центре, где концентрация автобусов максимальная. В центре слишком много дымящих источников, выхлопы скапливаются в приземном слое, локально превышая ПДК в разы, а то и в десятки раз.
Мы плавно перешли к проблеме экологии. Что делать, чтобы экологическая обстановка в городе улучшилась?
В случае с общественным транспортом необходимо ужесточить требования к перевозчикам по выбросам и заставлять их заменять чадящие автобусы на более экологичные, газовые, например, или если есть деньги — электробусы. Современные технологии позволяют эти вопросы решать. К тому же у нас есть научный потенциал — есть вещества, которые позволяют увеличивать полноту сгорания топлива и, соответственно, снизить на 15–20% количество выбросов. Причем это и экономически выгодно транспортникам, есть примеры, когда применение подобных присадок давало экономию в размере нескольких миллионов только по топливу.
По СГК и «КрАЗу» существуют договоренности о поэтапном снижении экологической нагрузки. «РУСАЛ» модифицирует свои технологии для уменьшения количества выбросов. СГК будет строить новую трубу, что позволит вывести выбросы за пределы воздушной подушки, накрывающей город в дни НМУ, и рассеивать их в большем объеме воздуха.
Ведь почему стали скапливаться выбросы? Основная причина — изменились метеорологические условия. В нашем городе раньше был постоянный поток воздуха с запада на восток, который охватывал и очищал основные микрорайоны. Сейчас роза ветров изменилась, и все совокупные выбросы зависают над городом в дни НМУ. Что город может сделать? Давить на краевую власть, в компетенции которой находятся вопросы экологии и, со своей стороны, принимать собственные решения в отношении загрязнителей — таких как малые угольные котельные, полулегальные асфальтозаводы, изношенный автотранспорт и т.д.
Как сделать так, чтоб город начал зарабатывать? Треть доходов города — это дотации. Как это исправлять?
Дотации — это не так уж и плохо, потому что это же наши деньги, которые возвращаются из федерации и края в виде безвозмездных субсидий и кредитов. И я думаю, чем больше их будет, тем лучше. Нужно активизировать лоббистскую работу в Москве. То же нужно делать и в масштабах Красноярска, используя огромный потенциал красноярской «диаспоры» в столице.
Увеличить собственные доходы бюджета в плане продажи и аренды муниципального имущества сложно. Есть ограничения. Мы не можем так задрать цены, чтобы бюджет раз и наполнился. Если цена будет высокая, никто не купит этот подвал или не возьмет земельный участок в аренду. Поэтому здесь потенциала роста нет.
А то, что касается увеличения налоговых поступлений — я вижу потенциал в целевой поддержке малого и среднего бизнеса, предприятий, производящих инновационную, наукоемкую продукцию с высокой добавленной стоимостью. Необходимо точечно свести в реализованные до промышленно-коммерческой стадии проекты мощнейший потенциал наших ученых, многие разработки которых не внедряются, с ресурсом красноярских бизнесменов. Возможна и целевая поддержка городом наиболее потенциально успешных проектов.
Справка: Александр Южанников, 58 лет. Родился в Ачинске, окончил Политехнический институт КГУ, кандидат технических наук. Был лауреатом премии «Инженер года» в 2011 году. В 2013-м избирался в горсовет Красноярска. Является генеральном директором ОАО «Сибцветниипроект».
Расскажите о вашем выдвижении в мэры.
Давайте поговорим после 11 октября, когда пройдет комиссия.
Почему вы не хотите общаться с прессой?
Народ не голосует, смысла нет тратить ваше и мое драгоценное время.
Вы не верите в эти выборы?
Вы знаете нашу комиссию и наш горсовет. Вот и все.
А зачем вы выдвигались?
А причем тут это? Это разные вещи.
В предыдущих сериях читайте:
откровенное интервью депутата Владимира Владимирова, в котором он рассказывает про интриги во власти.
историю простого преподавателя, который на карте показывает, как спасёт город от пробок.
признание чиновницы, которая через суд восстановилась на работе и идёт в мэры ради улыбок горожан.
Рассказ миллиардера-кандидата в мэры о спасении Красноярска и увольнении «шишек» из власти.
Фото предоставлено Юлией Ганусовой (1), автора (2, 3)
Следите за новостями в нашей группе «ВКонтакте».
Новости и фото отправляйте 8-999-315-05-05 (WhatsApp, Viber, SMS).