На 15 лет его руководства пришелся мощнейший рывок в экономике края
Секретарь Красноярского крайкома партии Павел Федирко, который руководил краем 15 лет, приехал в город на свой юбилей. Ему исполнилось 85 лет. Почетный гражданин Красноярска давно живет в столице.
Сегодня юбиляра поздравляют в Большом концертном зале.
Со сцены нынешний губернатор Виктор Толоконский вручил Федирко почётный знак «За вклад в развитие Красноярского края».
«Сегодня мы чествуем выдающегося гражданина России, замечательного человека, с чьим именем связана современная история нашего края. Жизнь Павла Стефановича в нашем регионе — это новые города, новые промышленные комплексы, школы, больницы, театры… Одним словом, всё то, что делало и делает наш регион лидером экономики, социальной и культурной жизни большой страны», — цитирует пресс-служба губернатора.
Большинство взрослых красноярцев, особенно живущих в центре, помнят времена, когда улицы города инспектировал лично руководитель края Павел Федирко. Жил он с семьей на улице Дзержинского в 4-комнатной квартире и каждое утро, делая крюк, обходил парк Горького, набережную, дворики. Именно на 15 лет его руководства Красноярским краем пришлось массовое переселение жителей бараков в благоустроенные квартиры. Активно возводились заводы, а вокруг них росли микрорайоны и целые города, такие как Сосновоборск или Лесосибирск. Он решил перенести аэропорт за черту города, в котором тогда все коммуникации были рассчитаны на 300 тысяч человек. Портал N1.RU изучал самые смелые архитектурные проекты тех времен и выяснил, что из них воплотилось, а чему так и не суждено было сбыться.
Самым глобальным и авантюрным градостроительным проектом в своих мемуарах Павел Федирко называет вынос аэропорта за черту города. Строительство нынешнего здания в Емельяново, открытого в октябре 1980-го, началось без готового проекта, финансирования и вообще согласования. В процессе с полей вывезли 12 млн куб. м грунта. На том месте, где сегодня находится взлетно-посадочная полоса, стояла гора высотой в 18 м, а на другом конце была 9-метровая яма. Деньги на достройку нашлись, когда «за счет внутренних средств» края уже было вложено 3 млн рублей, пишет Федирко.
«По тем временам это солидные средства, — объясняет бывший глава региона. — А тут конец года. Отчетность! Я к Бугаеву (министр гражданской авиации СССР. — Ю.Г.): "Что будем делать, Борис Павлович?". Ситуация серьезная. Но не было бы счастья, да несчастье помогло. В Минске, где строился аэропорт, не успели освоить выделенные средства. И в Ташкенте та же ситуация. А неосвоенные средства никому не выгодно было показывать: все должно было выполняться вовремя и в запланированных объемах». В итоге средства перекинули на красноярский аэропорт и «узаконили» строительство.
Пресс-служба мэрии цитирует юбиляра Павла Стефановича: «Горожане, которые живут сейчас в Красноярске, может, не замечают, как он хорошеет. Когда я приезжаю сюда, у меня сердце наполняется радостью, поскольку город активно развивается и становится всё более красивым, что трудно сравнить с любым другим городом в нашей стране. В этом плане необходимо отдать должное руководству города и края за то, что уделяется такое серьезное внимание Красноярску, который хорошеет, растёт и становится всё более привлекательным». В своих мемуарах он писал, что остался недоволен реализацией переноса делового центра на «Взлетку», а также отсутствием зелени в микрорайоне.
Справка: Павел Федирко родился в Краснодарском крае в 1932 году. Окончил Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта. В 1972 году, в возрасте 40 лет, был избран первым секретарем Красноярского крайкома партии и руководил краем 15 лет — по 1987 год. В это время заработало большинство заводов — Крастяжмаш, Дивногорский НВА, Ачинский нефтеперегонный завод, Красноярский металлургический, Сосновоборский завод автоприцепов, «Сибволокно» и другие, строились города и микрорайоны, музеи.
Фото admkrsk.ru
Следите за новостями в нашей группе «ВКонтакте».
Новости и фото отправляйте 8-999-315-05-05 (Viber, WhatsApp, SMS)