В Красноярске начался демонтаж здания крайкома КПСС — обросший легендами 30-летний недострой на «Взлетке» огородили забором и с 26 июля обрушают по кускам при помощи мощных гидроножниц. Здание принесли в жертву грядущей Универсиаде и собираются снести за 3 месяца. На его месте появится новая ледовая арена за 3,5 млрд. Как строилось легендарное здание, ставшее впоследствии общественным туалетом и пристанищем сатанистов, и куда ведут его подземные катакомбы — в материале далее.
Решить судьбу гигантского недостроя власти пытались не один раз. «Эти сталинградские руины старого крайкома давно пора сносить», — призывал летом 2011 года спикер Заксобрания Александр Усс, отмечая, что после 30 лет простоя без крыши здание непригодно для эксплуатации. Поступали предложения о его продаже за 100 млн руб., однако объект был исключен из плана приватизации и остался висеть на балансе города. Через 2 года, летом 2013-го, глава Красноярска Эдхам Акбулатов заявил, что на месте недостроя будет возведен деловой центр. Однако дальше заявлений дело не пошло.
Автор проекта, заслуженный архитектор России Владимир Ульянов размещение на этом месте ледовой арены считает одной из самых крупных градостроительных ошибок за всю историю Красноярска: «Само здание такого типа не соответствует значимости этого района — на въезде с правого берега по Октябрьскому мосту нас должно встретить какое-то уникальное планировочное решение. Здесь должен быть сити — развитый деловой центр и ничто иное. И так бардак из стихийно возникших зданий — тот же Пенсионный фонд у моста — так еще и воткнут спортивную плюшечку, которая не будет активно использоваться». Все это, по его мнению, не формирует единый образ района. Здание крайкома еще вполне сохранилось и при должных усилиях прекрасно бы подошло под любое административное учреждение — есть возможность разместить соответствующую инфраструктуру.
Изначально, по его словам, на этот район у властей были грандиозные планы — при Федирко по генплану Красноярска 1972 года створ Октябрьского моста на левобережье являлся административно-деловым центром. Ядром этого центра была новая площадь со зданием Дома советов. «Так оно называлось по документам, а заказчиком был финансово-хозяйственный отдел крайкома КПСС. Партийным органам, по проекту, предназначалась лишь пятая часть здания — все остальное для исполнительной власти» — вспоминает Ульянов. Сюда планировали переселить чиновников из центра Красноярска.
О необходимости постройки здания для 1100 партийцев впервые заговорили в 1983 году, и уже в 1984-м молодой архитектор Ульянов получил госзаказ на 17 млн руб. Тогда еще работал старый аэропорт и рядом со стройкой летали самолеты. «После того как удалось согласовать перенос аэропорта за пределы города, освободилась огромная площадка 200 га. Проект согласовали всего за год и в 1985-м начали строить» — рассказывает архитектор. К 1987-му было построено все, что стоит до сих пор.
Согласно проекту, здание имеет три главных входа: южный, со стороны предполагаемой Главной площади, — в крайком КПСС, западный, со стороны рынка, — в крайисполком и восточный, со стороны магистрали, — в крайком ВЛКСМ. С севера предусматривалось строительство конференцзала на 800 мест с автономным входом со стороны ул. 78-й Добровольческой Бригады. Кабинеты, по словам Ульянова, планировались совсем маленькие — 4 кв. м на человека по тогдашним нормам: «Кабинет на двоих — всего 8 кв. м: 2 стола, стулья пара шкафов». В центре здания — столовая и блок из 3 залов для заседаний: бюро крайкома, бюро крайисполкома и бюро ВЛКСМ.
В 1988-м уехал в Москву Федирко, масла в огонь подлила перестройка и грандиозная стройка заглохла. Пошли разговоры о размещении в недостроенном Доме Советов детского медицинского центра, но специалисты, посмотрев на его планировку, пришли к выводу, что проще построить новое здание. Попытка реанимировать недострой под административное здание была при Зубове — Ульянов даже получил тогда штатное расписание для размещения отделов и управлений краевой администрации. Но дальше осмотра разрушенных лестничных маршей и коридоров дело не пошло. При Хлопонине тоже была попытка воскресить это здание — он, как и Федирко, планировал перенести сюда деловой центр. Однако все ограничилось политическими заявлениями.
За годы простоя здание крайкома обросло легендами. Ходят слухи, что под фундаментом есть 7 подземных этажей. Само здание якобы опутано тоннелями, а один из подземных переходов тянется на полкилометра к берегу Енисея.
Однако никаких подземных ходов, по словам архитектора, там нет — абсолютно обыденное советское административное здание с присущими ему помещениями: 6 надземных этажей и один подземный с подвалом, в котором находятся инженерные коммуникации. До сих пор сохранились небольшой эвакуационный тоннель из здания в направлении МВДЦ «Сибирь» и бомбоубежище — но сейчас там все заварено и забетонировано. «Люди любят создавать мифы — тем более такой гигант абсолютно заброшен», — смеется Ульянов.
Когда стройку забросили, объект не стали консервировать, и со временем здание не только превратилось в бесплатный общественный туалет и приют для бомжей и наркоманов, но и стало любимым местом досуга красноярских неформалов. «КПСС был для меня не просто недострой! Мы были готами, ну и все разукрашенные, под вечер, в полуразрушенном здании — захватывающая атмосфера! Впервые пришла в 14 лет. Сейчас мне 21, и мне не верится, что его сносят», — с грустью говорит 21-летняя Анима.
«Мы играли на гитарах, разводили костры, жарили шашлыки, пили, играли в квесты, рисовали на стенах, ходили на крышу, наблюдали закат. Иногда ночевали — было страшно, но интересно. Были проблемы с гопниками и служителями закона — приходилось быстро бегать», — вспоминает девушка. Внутри множество комнат и коридоров, в центре место под названием «гроб» — все тусовались в большей степени там.
Побывавший в этом здании прошлой весной красноярский фотограф Руслан Максимов говорит, что на самом верхнем уровне наткнулся на странную комнату. Ее стены были полностью закрашены красным. «Сейчас сложно точно вспомнить, но вроде там даже были какие-то символы на стенах и полу. В тот момент я сразу подумал про сатанистов, для них это мрачное место идеально подходило», — рассказывает он. Такие люди, по словам Анимы, там действительно собирались регулярно, но никакого вреда не приносили.
Про подземные этажи говорят многие, однако за десятки лет никто эти катакомбы так и не нашел. 23-летний красноярец Сергей говорит, что пару лет назад, ради щекотания нервов, они с друзьями спускались вниз: «Смотреть там абсолютно не на что, кроме искореженных бронедверей которые хотел кто-то пытался выворотить ради металлолома». Анима видела внизу бомбоубежище, соединенное с подвалом, и много подвальных коридоров, где без фонарика легко заблудиться — но это всего лишь один этаж под землей. Оба собеседника с уверенностью заявляют: подземные этажи существуют только в воображении горожан.
Максим Косов
Фото Артема Ленца (1), иллюстрации предоставлены Владимиром Ульяновым (2, 3), urban3p.ru (4, 5), vk.com/kpcckrsk (6, 7)
Видео Владимира Жаринова с youtube.com