В минувшие выходные изнуренные жарой горожане кинулись к водоемам за спасительной прохладой. В двух красноярских семьях водные забавы детей обернулись трагедией: ребятишки ушли под воду чуть ли не на глазах своих близких. Следователи заговорили об опасных водоворотах в черте города, а спасатели констатируют: на протяжении последних 10 лет красноярцы тонут в одних и тех же местах, 20 % утопленников — дети, остальные — уверенные в себе люди от 30 до 40 лет. Какие водоемы в городе таят наибольшую опасность — в материале далее.
В субботу, 20 июня, примерно в 17 часов на пульт полиции поступил сигнал: у татышевского озера в районе вантового моста исчезла 11-летняя девочка. В запретном для купания месте та отдыхала вместе с матерью. Все время ребенок играл на мелководье, мать его упустила из виду только на миг, а оглянувшись, впала в ступор: дочки не было ни на берегу, ни среди десятка плещущихся в воде малышей. Только к утру тело девочки было найдено на дне озера.
Вечером того же дня в Абаканской протоке утонул подросток. Там, на «Южном Берегу», спасения от пекла искала компания из двух семей с детьми, с собой они прихватили 15-летнего мальчика-соседа. Внезапно один из детей оступился в воде. На глазах матери его понесло от берега. Женщина и подросток-сосед кинулись в воду и попали в ловушку: сил не хватило ни доплыть до тонущего, ни вернуться назад. На крики в воду кинулись отдыхавшие в воде строители, но спасти смогли только женщину и ее сына. Бросившийся на спасение ребенка подросток ушел под воду, все ныряния на глубину оказались безрезультатны.
говорит представитель ГСУ Следственного управления по края Лариса Нейланд.
На момент всех ЧП в Красноярске проверку спасателей и статус разрешенного имел только пляж на Мясокомбинате. После «убийственных» выходных статус и вышки спасателей появились у пляжа на острове Отдыха и на участке под Октябрьским мостом напротив Нефтебазы.
Официальные представители краевого ГУ МЧС вину в происшествиях на воде полностью возлагают на пострадавших: «За последние 10 лет на официальных пляжах, где стоят наши пункты, не погиб ни один человек. Гибнут там, где купание запрещено».
По данным ведомства, 20 % утопленников — дети, за которыми не уследили родители. Остальные — те, кто решился на заплыв в состоянии алкогольного опьянения. Как правило, это люди 30–40 лет, уверенные в себе, своих силах. В прошлом году в водоемах края с жизнью расстались 60 человек.
«Тонут везде. Где только есть водоем, там и тонут», — в сердцах бросает представитель красноярского поисково-спасательного отряда Михаил Колетвинов.
Самым опасным водоемом в черте города он называет Абаканскую протоку — именно сюда чаще всего вызывают спасателей. Чуть меньше ЧП фиксируется на тихих и более теплых водоемах острова Татышев.
Инспекторы по маловодным судам МЧС Сергей Кончаков и Михаил Луцыкович уверяют: наибольшую опасность таит участок протоки между «Южным Берегом» и островом Молокова. Если в районе пляжа на Отдыха течения в протоке почти нет, вода +25 и дно очищено, то выше вода холоднее на 6–7 градусов. «Причина смертей там не обязательно водовороты. Ребенок может зацепиться за корягу, ногу в воде может свести судорогой. Поэтому купание там и запрещено», — говорит Сергей Кончаков.
Чаще всего могилами для утомленных жарой становятся безвестные озера близ дач и технические водоемы в окрестностях города, добавляет его коллега Михаил Луцыкович: «В карьерах человек даже дна не знает. Нырнул, стукнулся головой — все, до свидания. На озерах этих обычно илистое дно: зашел, зацепился, упал — все. Никакого страха нет». По его словам, татышевские озерца по числу утопленников Абаканской протоке уступают не сильно: «Только за выходные на Татышеве утонуло 2 человека».
«Людям сложно что-то объяснить. Спасение утопающих — дело рук самих утопающих. К трагическим последствиям ведет употребление алкоголя, переохлаждение, невнимательность родителей к детям. Только за прошлую неделю у нас несколько детей утонуло. Можно по-разному это называть. Я называю это безалаберностью», — категоричен спасатель Михаил Колетвинов.
Нередко смерть настигает и трезвых горожан, ринувшихся шумной толпой в не самые глубокие водоемы.
«В прошлом году 5 или 6 пацанов нагрелись на солнце. В районе домов № 175 и 177 по Судостроительной решили переплыть Абаканскую протоку. Там плыть-то 30 метров, наверное. Поплыли. На солнце жара, а вода прохладная. У одного сердце остановилось, просто ушел на дно», — вспоминает Михаил Луцыкович.
Чтобы уберечь себя от такой участи, спасатель советует перед купальным сезоном провериться у врача. К сожалению, такие процедуры у красноярцев не в моде. «Летом поликлиники обычно пустуют. Специально проверить свой организм, узнать свои болезни перед отпуском, купальным сезоном красноярцы не торопятся», — признает главный терапевт Красноярского края Марина Петрова.
По словам медика, группа лиц, для которых купание смертельно опасно, весьма и весьма обширна: гипертоники, страдающие любыми заболевания сердца, люди с нестабильным давлением. Резкий перепад температур ложится нагрузкой на сосуды. В худшем случае больной погибает в воде мгновенно от остановки сердца. В лучшем — грудь прокалывает внезапная боль и все зависит от случая. «На глубине человек может не выбраться на берег. Это острый болевой синдром. Нужно знать свое сердце», — резюмирует медик.
Тем, кто заметил ЧП на воде, победитель конкурса «Лучший спасатель России-2012» красноярец Евгений Сорокин советует подплывать к утопающим сзади, чтобы тот в панике не начал хвататься и виснуть на вас, в идеале — плыть вдвоем. Оставшимся на берегу следует внимательно наблюдать, чтобы к приезду спасателей четко дать координаты, куда именно нырять. Основы спасения утопающих спасатель советует черпать в спецлитературе, уверяя, что свои сложности есть даже в транспортировке спасенных на берег.
«На самом деле редко кто успевает увидеть, когда человек тонет. Когда человек тонет, он не кричит и не машет, как показывают в кино. Человек боится потерять лишний воздух. Поэтому тонут люди тихо, без всплесков и криков», — заключает Евгений.
Антон Понарин
Фото thinkstockphotos.com