Глава Красноярска Эдхам Акбулатов подвел итоги работы мэрии в уходящем году. За час чиновник рассказал о своих главных успехах и поражениях на посту мэра, а также приоткрыл подробности личной жизни. Рецепты главы города в борьбе с пробками и нехваткой мест в детских садах, а также другие моменты встречи записал корреспондент НГС.НОВОСТИ.
В чем для вас главные минусы и плюсы 2013 года?
Год ознаменовался двумя трагическими происшествиями — обрушением стен на пр. Свободный и в 1-й больнице. Выводы здесь такие: ничто не вечно, созданная в предыдущие годы инфраструктура нуждается во внимательном отношении. После трагедии на Свободном было осмотрено 203 опорные стены. 23 объекта были признаны опасными и отремонтированы, на 21 объекте работы начнутся в феврале.
Из побед года — победа в престижнейшем конкурсе на проведение Универсиады. Мы должны воспользоваться этим шансом, чтобы привести город в порядок.
Когда вы избирались на должность мэра, вы неоднократно высказывались за строительство метро. Мы выиграли право провести Универсиаду, но о метро не слышно…
В концепции генерального плана перспектива метро учитывается. Реализация же этого проекта связана с финансовыми возможностями страны, края и нашего города, именно в такой последовательности. Как быстро получится — зависит от финансовых возможностей.
Стоит ли ждать появление в Красноярске такого вида транспорта как скоростной трамвай?
От разработчиков генерального плана Красноярска мы требуем предусмотреть возможность запуска такого вида транспорта. Главное его преимущество — движение без пробок. В моем понимании первая линия легкорельсового трамвая должна пройти по ул. Мичурина через Октябрьский мост и ул. Авиаторов до Северного шоссе. Этот маршрут позволит быстро перемещаться с одного берега на другой. Состыковав эту линию с железной дорогой, мы можем создать кольцевую сеть неуличного транспорта, разгрузим движение на улицах города.
За последние два месяца Красноярск несколько раз пережил масштабные пробки. Что планируется предпринять в сфере транспорта для решения этой проблемы?
В приоритете должен быть общественный транспорт. Это логика всех городов мира. Красноярску необходимы магистрали с непрерывным движением. Только так можно будет обеспечить быстрое перемещение из одной точки города в другую.
В некоторых частях города движение личного транспорта должно быть ограничено. Ограничено не запретом, а экономическими мерами — платными парковками. В первую очередь эти меры должны быть введены в центре. Центральная часть Красноярска является транзитной, она должна быть удобна всем красноярцам. В том числе тем, кто через центр едет из одного района города в другой.
Обвинения в том, что администрация хочет нажиться на бедных автовладельцах, я не воспринимаю. Это должно быть сделано в интересах всех горожан.
Платные парковки — перспектива следующего года?
Да, это вопрос самого ближайшего времени.
Что запланировано в плане развития дорожной сети города на 2014 год?
Основное внимание мы уделим качественному изменению существующих улиц. Например, ул. Молокова. Вроде современная, но на самом деле улицы нет, она напоминает строительный проезд: есть недостроенные площадки, объекты с претензией на статус, но улицы нет. Будем работать в этом направлении.
В сфере нового строительства мы планируем завершить строительство путепровода на Северном шоссе, продолжить развязку на Брянской, подходов к новому мосту.
Что будет с развязками четвертого моста? Их проект готов?
По левому берегу съезд с моста должен идти по ул. Волочаевской. Готово два проекта — наземный и на эстакаде. Сейчас мы сравниваем оба варианта, главное их отличие — в цене.
Строительство этой магистрали потребует переселения большого числа красноярцев. Необходимо выяснить предпочтения людей, решить, в какой форме это будет проходить: будет ли это субсидия для покупки, строительство нового жилья. До конца 2013 года мы выберем вариант проекта развязок.
Вступая на пост мэра, вы говорили о новой градостроительной политике. На сегодня город по-прежнему страдает от точечной застройки. Нет ли здесь противоречия?
Проснуться утром и оказаться в другом городе невозможно — дома, дороги, люди остаются теми же. Город — заложник проблем предыдущего времени. Некоторые решения (по застройке) были приняты на законных основаниях раньше и должны быть выполнены. Да, есть проблемы с точечной застройкой. Многие из этих проблем решить правыми методами невозможно. Вступая в должность мэра, я обязался исполнять закон и обязан выполнять эти решения. Время, когда какой-нибудь архитектор один решал, где быть театру, а где магазину, ушло. Сегодня территория города в значительной мере находится в руках частной собственности.
Недавно Красноярск пережил массовые отключения электричества. Установлены ли причины и виновники? Какие меры приняты?
Количество аварийных отключений росло год от года, но столь массовые отключения стали отличительной чертой именно этого года. С одной стороны, это связано со сложным положением сетевых компаний, в первую очередь «Красэнерго», а также других 70 игроков — инженерные сети и сооружения значительно изношены. С другой стороны, сети повреждаются в ходе разрытия земли, которые ведутся на участках несанкционированного строительства.
Быстрого изменения сетей, которые создавались десятилетиями, я не жду. Я буду требовать от сетевых компаний увеличения числа ремонтных бригад, чтобы была возможность оперативно устранять возникающие неполадки.
В 2014 год Красноярск входит с дефицитом бюджета. Почему принято такое решение?
Ну, я не буду вам рассказывать про дефицит бюджета Америки и всех европейских государств. Дефицит — это не страшно. В 2014 году дефицит городского бюджета составит всего 100 млн руб. В этом году он был в 10 раз больше. Мы не предложили рассмотреть вопрос большего дефицита из-за того, что мы вступаем в период неопределенности, — что будет с российской экономикой? С экономикой города? Общероссийский прогноз о темпах роста экономики снижен. С таким дефицитом мы выполним все наши социальные обязательства.
Каковы главные планы мэрии на 2014 год?
Самое главное — это генеральный план Красноярска. Он должен быть создан и обсужден в 2014 году. Предыдущий был разработан в 1994, в 2001 году был утвержден. Сейчас такой роскоши у нас нет, время упущено. Именно этот документ и должен решить, где пройдут магистрали, где можно строить дома, а где нет, окончательно поставит точку в вопросе развязок нового моста.
Но планы не могут греть. Главная задача на следующий год — обеспечение красноярцев местами в детских садах. В 2014 году мы планируем построить аж 12 штук. В этом году 5 мы уже сдали, 4 уже отмываются и готовятся к сдаче. Таких темпов в городе не было с конца 80-х.
Расскажите о своих личных радостях и достижениях уходящего года.
Важнейшим семейным успехом я считаю присвоение степени кандидата наук моему сыну. В этом году он защитил диссертацию по проблемам развития малой авиации.
Расскажите о себе. Где живете? Где планируете провести Новый год?
С 1966 года живу в центре Красноярска в квартире, которая принадлежала моим родителям. С соседями общаемся часто. Недавно у нас был целый диспут: делать во дворе парковки или не делать. В итоге решили сохранить газон и деревья. Новый год и часть каникул я всегда стараюсь встретить с семьей, в пределах Красноярского края. В этом году планирую встретить его на юге края.
Антон Понарин
Фото admkrsk.ru