Губернатор Лев Кузнецов оценил затраты на проведение Универсиады в 25 млрд руб. Это почти в 11 раз меньше, чем получили на проведение игр в Казани, которые стартовали 6 июля. За 228 млрд руб. в Казани сооружено 13 транспортных развязок, переложен каждый пятый километр асфальта и реализовано сразу две красноярских мечты — о метро и скоростном трамвае. Какие развязки могут появиться к 2019 году в Красноярске в рамках подготовки к Универсиаде, выяснял корреспондент НГС.НОВОСТИ.
В субботу, 6 июля, губернатор Красноярского края Лев Кузнецов прибыл на торжественную церемонию открытия XXVII Всемирной летней Универсиады в Казани. Открыв в парке Казани официальную площадку Красноярска — шатер с катком и бесплатным прокатом коньков, губернатор еще раз подтвердил свое намерение получить право провести зимнюю Универсиаду-2019 в Красноярске.
9 июля на большой пресс-конференции в Казани г-н Кузнецов поделился приблизительными расчетами, во сколько это может обойтись. На строительство трех новых стадионов, Академии зимних видов спорта, а также реконструкцию фан-парка «Бобровый лог» и Центрального стадиона на острове Отдыха необходимо средств примерно в 2 раза больше, чем затраты на строительство четвертого моста через Енисей, — 25 млрд руб.
Более детально о мечтах любого города автору поведали в исполнительной дирекции Казанской универсиады. За 5 лет в городе было возведено 29 новых спортивных объектов, включая второй после московских «Лужников» стадион «Казань-Арена» на 45 тыс. мест, Академию тенниса в 20 тыс. кв. м с 26 площадками для игры. Строительством стадионов дело не ограничилось. «Мы смогли обновить 19 % асфальтного покрытия улиц, то есть каждый пятый километр дорог города», — рапортовал 5 июля в интервью местному изданию «Ва-банкъ» мэр Казани Ильсур Метшин.
По данным казанской мэрии, при подготовке к Универсиаде было отремонтировано 149 автомобильных дорог общей протяженностью 212 км, построено 13 транспортных развязок, одна из которых связывает два берега города.
Интересной информацией для жителей Красноярска могут быть и вложения в общественный транспорт Казани. В мае 2013 года, когда в Красноярске решили законсервировать последнюю ветку метро, в Казани открыли сразу три новых станции подземки. За год до этого в Казани реализовалась мечта красноярцев о бесшумном скоростном трамвае. Трамвайное кольцо протяженностью в два «Красраба» прошло по городу от ж/д вокзала — расстояние в 28 км преодолевается за 50 минут. Сам казанский вокзал электричками связали с аэропортом, который, как и красноярский «Емельяново», расположен в 26 км от города. Теперь пересесть с самолета на поезд в Казани можно за 20 минут при цене билета в 200–400 руб.
Обустройство Казани к Универсиаде обошлось в 228 млрд руб.: 67 млрд руб. выделил федеральный бюджет, 81 млрд — республиканский, еще 80 — спонсоры, передает «Интерфакс» слова директора «Исполнительной дирекции «Казань 2013» Владимира Леонова.
Сами казанцы и к изменениям города, и к гигантским тратам относятся весьма прохладно. Представитель Федерации автовладельцев России в Казани Дмитрий Золотов пожаловался автору на запрет левого поворота и парковку в центре, отваливающиеся плитки на свежих объектах. Однако сами красноярцы, отправившиеся в Казань на Универсиаду, визит в столицу Татарстана сравнивают с путешествием в Европу.
«Казань теперь выглядит как вполне современный город, и это не может не впечатлять», — делится мнением об увиденном в Казани вице-спикер краевого парламента Алексей Клешко.
Станет ли современным городом Красноярск, решится 9 ноября 2013 года на собрании 24 членов Международной федерации студенческого спорта (FISU). По словам руководителя заявочной кампании по проведению в Красноярске студенческих игр Ивана Акмана, за право принять универсиаду борется также Сьон (Швейцария).
«Сьон — маленький город с населением около 100 тыс. человек, нет ни одного вуза. Красноярск же — город студентов, что важно для организаторов. Мы уже имеем объекты, которые можно использовать в играх, например, «Арену.Север», где планируется проводить соревнования по кёрлингу. На территории СФУ возводится деревня Универсиады», — взвешивает шансы г-н Акман.
Эти расчеты может легко нарушить одно из главных требований FISU к городам-претендентам: все спортивные объекты должны быть в 30 минутах езды от деревни Универсиады. Очевидно, что необходимо будет решить проблему пробок, чтобы доехать за это время от того же СФУ до «Арены.Север».
Говорить о строительстве развязок для решения транспортной проблемы Иван Акман отказался: «Все решится после 9 ноября в переговорах с Москвой. Городам после Универсиады достается огромная инфраструктура, но есть случаи, когда быстрое движение обеспечивалось другими способами. Горожан просили пересесть на автобусы, для транспорта соревнований вводилась отдельная полоса».
Специалист по транспорту и дорогам «Красноярскгражданпроекта» Владимир Неня полагает, что для проведения Универсиады-2019 в Красноярске должно появиться минимум 3 транспортных развязки.
«Объединение ул. Авиаторов в единую магистраль у «Планеты» позволит уводить поток с правого берега сразу за черту города. Центр города можно разгрузить, модернизировав ул. Республики — поток машин по ней будет идти в обход Ленина – Мира – Маркса и уходить через мост по ул. Вейнбаума. Это позволит сделать пр. Мира пешеходным и пустить по нему трамвай. Это сделает Красноярск похожим на Вену или Прагу», — рассуждает специалист.
Предмостную площадь может разгрузить 4-уровневая развязка, спроектированная так, что потоки машин с ул. Матросова, пр. Красноярский рабочий и моста не пересекались. По словам Владимира Нени, строительство развязки на Предмостной будет обсуждаться не раньше 2015 года, сейчас все силы власти сосредоточены на строительстве четвертого моста, «без которого проведение Универсиады проблематично».
При этом г-н Неня не исключает, что затраты на развитие дорог под Универсиаду в Красноярске будут в разы меньше казанских: «Там идут летние игры, у них почти олимпийская программа. У нас планируются зимние. Программа соревнований в 2 раза меньше, а соответственно, и меньше гостей, нагрузка на дороги меньше».
Антон Понарин
Фото mos.ru