В конце минувшей недели прокуратура Советского района Красноярска начала проверку по факту отчисления в марте студентки 3-го курса медуниверситета за ношение хиджаба. Администрация вуза, ссылаясь на правила внутреннего распорядка, фактически предоставила Айгюл Хидербековой выбрать между учебой и мусульманским платком. Не нарушают ли требования КрасГМУ свободы вероисповедания, предусмотренной Конституцией, и что думают о прецеденте студенты, верующие и юристы, выясняла корреспондент НГС.НОВОСТИ.
Справка: Хиджаб — традиционный исламский женский головной платок. Ношение женщиной хиджаба является одним из основных положений исламского законоположения — шариата (комплекс верований и религиозно-правовых норм, которым должен следовать мусульманин).
Прокуратура Советского района Красноярска начала проверку по факту прецедентного для города случая отчисления студентки медуниверситета за ношение мусульманского платка — хиджаба. Как сообщили в пресс-службе ведомства, проверка началась в конце прошлой недели и была инициирована по сообщениям СМИ. Студентка 3-го курса лечебного факультета КрасГМУ Айгюл Хидербекова не числится в списке учащихся с марта этого года. Факт отчисления студентки в университете подтвердили.
Как рассказала корреспонденту НГС.НОВОСТИ староста группы Ксения Пидберезняк, где обучалась Айгюл, причиной является нарушение пункта 2.3.1 «Правил внутреннего распорядка» вуза от 4 февраля 2013 года: «В учебных помещениях КрасГМУ и его структурных подразделениях запрещено находиться в верхней одежде, пляжной одежде и обуви, в головных уборах (за исключением медицинского колпака), а также в предметах одежды, подчеркивающих религиозную принадлежность».
История отчисления Айгюл Хидербековой вызвала широкий резонанс. В ленте комментариев НГС.НОВОСТИ оставлено больше 800 сообщений. Одни, как пользователь с ником «Йоши», считают, что «тут надо выбирать, что важнее: получать знания в светском государстве или молиться Аллаху. Никто насильно не тащил, но раз уж приехали — уважайте чужие порядки». Другие возмущены, что неразумно отчислять девушку, которая хорошо училась, но носила хиджаб.
Получить комментарий самой Айгюл автору не удалось — отчисленная студентка отказывается общаться с журналистами.
Со слов старосты группы Ксении Пидберезняк известно, что девушка и правда хорошо училась. В Красноярск она перевелась из Дагестанской медакадемии, уехав вслед за мужем. Айгюл приходила в КрасГМУ в мусульманском платке, но после предупреждения начала снимать его на занятиях. По информации Ксении, экс-студентка планирует восстановиться в университете.
В опубликованной на сайте КрасГМУ анкете Хидербекова действительно позирует в хиджабе, при этом напротив ее профиля уже появился статус «отчислена». Судя по анкете, девичья фамилия девушки — Абдуразизова. Отметим, что в соцсети «ВКонтакте» в августе 2011 года в группе «Мой Дагестан» в ходе обсуждения вопроса отделения Дагестана от России пользователь с именем «Айгул Абдуразизова» оставил следующий комментарий: «Нужно терпения, братья. В России столько людей «русских» приняли ислам Машааллах, и эти числа продолжают расти. Иншааллах скоро большинство мусульманами станут. Вот тогда легче будет с властью бороться и установить шариат».
Позже аккуант из соцсети был удален. В последние дни пользователи соцсетей стали активно распространять это сообщение, подозревая, что его оставила именно отчисленная студентка.
Одногруппники Айгюл по ее просьбе не комментируют отчисление девушки. Те из немногих студентов КрасГМУ, кто соглашается говорить, просят не называть их имена, боясь реакции администрации вуза. «Я считаю, что у каждого своя религия, — признается автору одна из будущих врачей. — А нормально, что у нас ходят девушки с открытыми пупками и это все выглядит неприлично?».
Руководитель татарской диаспоры Вагиз Фаизулин говорит, что слишком мало фактов, чтобы делать выводы. Однако считает, что будущим врачам придется поступиться чем-то личным: «Есть внутренняя форма одежды, раз пришел — нужно соблюдать».
С ним не согласен председатель епархиального отдела по взаимоотношениям церкви и общества Петр Боев. Рассуждая о том, где в светском государстве заканчивается толерантность, он предостерегает: «Я как человек, который появляется часто в одежде священника на улице, считаю, что такими темпами всё приведет к тому, что никто не сможет носить крестов, полумесяцев, одежду, которые будут хотя бы немного намекать на религиозную принадлежность».
Заведующий кафедрой конституционного и муниципального права юридического института СФУ Андрей Кондрашев хоть и признал себя в беседе с автором сторонником светского государства, но уточнил, что толкование вопроса двусмысленно: действия администрации КрасГМУ можно признать правомерными, так как вуз в праве локально регулировать правила внешнего вида, но трудно нащупать ту грань, где нарушается право человека на вероисповедание, закрепленное в конституции. Поэтому Андрей Кондрашев даже затрудняется предположить, какое решение может принять суд в случае обращения отчисленной студентки.
Добавим, что подобный скандал, заставляющий мусульманок выбирать между учебой и хиджабом, — не первый в России. По информации агентства РИА Новости, в октябре 2012 года директор ставропольской школы запретила девушкам появляться на уроках в хиджабах. Вопрос до сих пор решается в прокуратуре.
Юлия Глушко
Фото krasgmu.ru