«Железный Человек» (Iron Man) — экранизация комикса знаменитой корпорации Marvel, цирка супергероев, из которого киношники постоянно переманивают заслуженные кадры (Человека-Паука, Людей Икс, Халка и т.д.). У нового фильма, кроме бюджета в 135 миллионов долларов, есть еще и даже какой-то чересчур «взрослый» для жанра актерский состав (Роберт Дауни-младший, Гвинет Пэлтроу и Джефф Бриджес) и, что не менее важно, умение не только взрывать и крушить, но и мастерски рассказывать свою историю. Взрывать и крушить «Железный Человек», впрочем, тоже умеет — как и предыдущая обрушившаяся на экраны груда скрежещущего металла «Трансформеры», он круче, чем его собственный трейлер (а этим могут похвастаться немногие фильмы).
«Железный человек? — зачитывает оружейный магнат Тони Старк газетную передовицу. — Звучит неплохо, если не считать, что у него золото-титановая оболочка». Тони Старку, которого играет исцелившийся пьяница, бунтарь и интересный человек с сумрачным лицом Роберт Дауни-младший («Прирожденные убийцы», «Зодиак»), конечно, все известно про оболочку (равно как и про начинку) неопознанного летающего объекта. Для Тони Старка — главы оружейной корпорации Starks Industries, технического гения, плейбоя и героя массмедиа — в этом мире вообще мало осталось непознанного («Это правда, что вы переспали со всеми двенадцатью моделями с прошлогодних обложек Maxim? — Не совсем. С мартовской у меня не заладилось»).
Первые полчаса «Железного Человека» — неторопливая, но насыщенная предыстория превращения Старка в неуязвимого Железного Человека с атомным реактором в сердце. Путь Старка к самосовершенствованию пролегает через Афганистан. В начале своего делового визита в Афганистан Старк еще был плакатной карикатурой на американскую военщину — только и делал, что лозунги выкрикивал и на фоне поражающих цель ракет произносил тосты «За мир!».
Но потом, оказавшись с осколочными ранениями в антисанитарной пещере, в плену у местных террористов, Тони с удивлением и огорчением обнаружил, что его оружие служит не только американской армии. Оказывается, если его возьмут в руки талибы, то оно — вот же технический недочет! — будет стрелять с прежней эффективностью. Так что на волю афганский пленник выходит изменившимся не только внешне (закованным в броню и оснащенным летательными и стреляющими приспособлениями), но и внутренне.
Прозрение и мотивации Тони, разумеется, выглядят довольно идиотскими, но не будем забывать, что это комикс, и в этом смысле все идет по плану. К тому же Дауни-младший ухитряется подавать все это под убедительным соусом.
Тут, кстати, можно рассказать по случаю, что в первых выпусках комиксов полувековой давности Железный Человек отправлялся во Вьетнам и боролся с коммунистами — позже создатели комиксов сознались, что погорячились, а сам Громозека пересмотрел свои взгляды и теперь взялся за талибов. Надо заметить, что один из создателей образа Железного Человека — Стэн Ли — на пару секунд появляется в фильме со связкой блондинок в роли человека, похожего на Хью Хефнера.
Все, что происходит после первого адреналинового шторма с пальбой и вышибанием дверей железным кулаком — первого испытания Железного Человека — и до финальной схватки двух гигантских человекоподобных роботов, немного обманывает ожидания. Экшна и боевых вылетов Железного Человека в места угнетения беззащитных будет возможно чуть-чуть меньше, чем можно было ждать.
Игра Железного Человека в летающие «кошки-мышки» с американскими истребителями и отстрел афганских талибов перемежаются историей о промышленном шпионаже, подпольной торговле оружием и непростых отношениях Старка с его секретаршей и бизнес-партнером. История, в общем-то, простенькая, но крепко стоящая на фундаменте, достаточно развитая и держащая в напряжении, — собственно то, что и нужно для комикса.
На качество человеческого аспекта «Железного Человека» работает еще и актерский состав: секретаршу играет интеллигентная блондинка Гвинет Пэлтроу, а в лысом бизнес-партнере с седой бородой можно узнать незабвенного Чувака из «Большого Лебовского» Джеффа Бриджес. Они сделали многое для того, чтобы «Железный Человек» был хорош, но Дауни-младший сделал еще больше.
Как и любой поп-корновый «Бум! Большой бадабум!», «Железный Человек» смутно напоминает прошлые удовольствия, которые вы испытывали перед экраном — без титанового костюма герой Дауни-младшего, конечно же, Джеймс Бонд (а героиня Пэлтроу — его мисс Манипенни), в костюме — немножко Робокоп, немножко один из прошлогодних трансформеров, но удовольствия-то от этого не меньше. Режиссер фильма Джон Фавро еще во время съемок заявил, что «Железный Человек» будет началом трилогии.
То, что уже снято, выглядит идеальной завязкой для потенциальных продолжений — завязкой мощной, не обламывающей зрителя незавершенностью, но и не пресыщающей его до конца, — встретиться с Железным Человеком еще хотя бы раз определенно хочется.
Правда, начинающим пикейным жилетам, тренирующимся в идеологических изысканиях на детских игрушках, смотреть «Железного Человека» будет неспокойно. Они все время будут колебаться — объявить ли ленту американской агиткой или обличением хищников из Пентагона? — и рискуют пропустить все веселье.
Елена Полякова