Дети, на счастье взрослых, обладают гибкой психикой. Жаль, что взрослые не могут похвастаться тем же. В детский сад Уяра принесли макет автомата, чтобы показать малышам, разобрать и собрать его. Такие мероприятия в дошкольном учреждении, как говорят, уже проводили, и вроде бы здесь нет ничего страшного, дети воспринимают всё как игру. Я как мама пятилетнего мальчика знаю, что даже палка превращается в игре в воображаемый пистолет. К детям вопросов нет, углубляться в психологические аспекты тоже не буду, никто не может знать наперед, скажется такой мастер-класс на детях или нет. Но хочется поговорить о взрослых. В чем была необходимость такого мероприятия? Зачем мы крадем у малышей детство?
В моей школе были уроки ОБЖ, они были потрясающие — сборка-разборка автомата на время, стрельба в тире, мы маршировали и считали, что умеем это делать как военные и даже лучше. А параллельно учитель рассказывал нам про торфяные пожары, наводнения, о том, как пользоваться огнетушителями. Это не скучное просиживание за партой с учебником, о котором рассказывают мои ровесники.
Отстоять честь школы в военно-патриотических играх «Зарница», «Орленок», «Патриот» было здорово, нас даже отпускали с последних уроков, чтобы мы успевали подготовиться. На соревнованиях по стрельбе наша команда 86-й школы три года подряд брала кубок за первое место. Это спорт. Наш учитель Виктор Леонидович Кузнецов учил не только с оружием обращаться, но и безопасности: не брать винтовку в руки, когда человек зашел за линию, держать ее за цевье и только вертикально и всегда проверять, не осталось ли внутри пули, он учил нас гуманности и ответственности, в этом и был патриотизм. К тому же мы понимали, что оружие — это только для взрослых, был какой-то трепет, когда мы прикасались к этому взрослому миру. И мы гордились тем, что нам доверяют.
В садике и начальных классах школы важно сделать акцент на любви: к своей семье, своему дому, городу, стране. Нести макет автомата к тем, кто еще (условно) ходит на горшок — это перегиб. И за это ответственны взрослые. Нет у детей потребности разглядывать макет настоящего оружия. Если на самом деле так важно познакомить подрастающее поколение с оружием, делать это целесообразно в старших классах школы, когда мозги хотя бы немного созрели и психика устоялась. Хотя бы потому, что многие мальчишки пойдут на срочную службу в армию, а оружие — это серьезный аспект взрослой (подчеркиваю) жизни. И то — необходимый далеко не всем. А то, что произошло в уярском детском саду — это незрелость взрослых, которые в патриотизм заигрались, как в салочки. Не стоит забывать, что каждый возраст хорош для чего-то своего.
Я критикую такое патриотическое воспитание. Рассказывая детям об оружии в столь нежном возрасте, бойтесь, что оно попадет к ним руки слишком рано. Бойтесь того, что они будут чувствовать себя с ним уверенно и не станут опасаться, что произойдет что-то непоправимое. Мы уже знаем истории детей, которые брали родительские ружья для охоты и заканчивалось это случайным выстрелом, смертью, безысходностью. Дети должны бояться брать в руки оружие. А что мы получим после такого «знакомства» с автоматом? Да, есть игрушечное оружие, которое максимально напоминает настоящее, но тот взрослый, кто держал в руках ПМ или настоящий АК-74, знает, что ребенок сначала опешит, взяв в руки огнестрел, он не сразу поймет, что с ним делать и, дай Бог, отложит его в сторону. А ребенок, которому всё показали и рассказали, будет чувствовать себя уверенно, покажет друзьям, может, в кого-то из них прицелится.
Я знаю родителей, которые всячески избегают покупки игрушечных пистолетов, солдатиков, танков. И они правы — только они решают, в каком ключе воспитывать детей. Мой друг, отец двоих детей, рассказал, что долгое время наблюдает, как под прикрытием патриотического воспитания милитаризация спускается всё ниже по возрастной шкале в школе. Теперь она в детском саду. Нужна ли она детям? Не думаю. Она нужна взрослым, в основном тем, кто, дожив до своих лет, так и не повзрослел. Тем, кто заигрывается демонстрацией оружия детям, не беря в расчет последствия, к которым это может привести. Знаете, что должен делать адекватный взрослый? Защищать своего ребенка от опасности, необдуманных глупых поступков, от болезней и смерти. Дети должны играть в игрушки, есть мороженое и узнавать хороший и добрый мир, а не знакомиться с устройством автомата в шесть лет.
Согласны с автором?