В Красноярске подвели итоги конкурса профессионального мастерства среди учителей. В этом году лучшим педагогом Красноярска стала учительница начальных классов лицея № 9 Дина Шлегель. Она рассказала корреспонденту NGS24.RU о том, что мечтала выиграть главный школьный «Оскар» со второго курса университета. Мы побывали на ее уроке в 4 классе и узнали, что думает молодой педагог о родительских чатах и как придумывает задачи про TikTok.
— Как вы стали педагогом? Это мечта детства?
— Учителем не планировала стать, в принципе. Я хотела пойти в журналистику, для этого занималась, писала в газеты и журналы, пробовала себя на студенческом ТВ. Потом решила найти альтернативу — на всякий случай. А так как я несколько лет проработала в трудовых отрядах Красноярска, была аниматором, дети мне всегда были близки. Подумала — почему бы не в педагогику? Стала искать педагогические направления. Наткнулась на педколледж. Заглянула туда, и там сыграл человеческий фактор. Потому что председатель приемной комиссии была потрясающая женщина, которая очень мягко со мной поговорила, привлекла. И я пошла изначально не на профессию, а к людям. Окончила с красным дипломом. Ну а потом уже поступила в педагогический университет.
— Почему выбрали педагогику младших классов?
— На самом деле я могу вести и русский язык в средней школе. Наверное, мне просто возраст маленьких детей ближе. Их мироощущение. Я сама еще не разучилась радоваться, открывать для себя новое. Я учусь вместе с ними. Даже сегодня, когда готовилась к уроку, пересматривала информацию и для себя несколько фактов исторических нашла.
— С детьми бывает сложно?
— Обычно говорят, что учителю сложно с первым классом, а потом всё становится проще. В моем отношении всё наоборот. Потому что малыши еще смотрят в рот, выполняют всё с первого раза. А сейчас, будучи в 4 классе, они уже хотят проявлять самостоятельность, высказывают свою точку зрения. Я не против этого, но они, в силу возраста, еще не всегда понимают границы. И в этом случае, чтобы их направить на правильный и созидающий путь, приходится с ними уже вступать в споры. Но так как я сама ощущаю себя с ними в контакте, стараюсь не допускать негативные случаи.
— Правда, что вы сами придумываете условия для задач, опираясь на интересы детей?
— Во 2–3 классе я поняла, что они отходят от учебы во внешний мир — в мир гаджетов, и их нужно было как-то возвращать. Очень хорошо заходят задачи про магазин. Я знаю, что они любят там покупать. Например, в прошлом году у них было повальное увлечение слаймами, я им сочиняла задачи про них.
Слайм — игрушка, впервые выпущенная в 1976 году. Состоит из вязкого желеобразного материала, обладающего свойствами неньютоновской жидкости.
Потом, одна девочка из класса очень любит печь, представляет себя в будущем кондитером. И если я для нее сочиняла задачу, то там была и рецептура, и количество испеченного. Другая девочка любит TikTok, смотрит видео. Вот здесь уже пошли в ход задачи про количество подписчиков и просмотров отснятого видео. От таких задач они сразу включаются, все выстраивается в логичную позицию.
— По вашему, современные дети увлечены знаниями? Им интересно учиться?
— Дети увлечены знанием настолько, насколько понимают его ценность. Если они видят, что это знание может пригодиться в реальной жизни и оно помогает им — будут его добиваться. А если они не видят перспективу, то отвлекаются.
— Вы мечтали победить в профессиональном конкурсе?
— Мечтала выиграть этот конкурс со второго курса университета. Не надеялась, не верила, что получится, но мечтала (улыбается). По правилам, принять участие можно только после 3-х лет работы в школе. В прошлом году я еще не попадала, но в этом прошла по условиям.
— В конкурсе нужно представить свою инновационную методику. Что придумали вы?
— Я показывала деятельность детей с точки зрения функциональной грамотности. Простым языком — это способность ребенка оперировать знаниями из 6 разных областей: финансовая и математическая грамотность, читательская, естественно-научная, креативное мышление, глобальные проблемы. Я объяснила, как подготовить задание для ребенка так, чтобы он мог применить все эти области знаний и приспосабливаться таким образом к реальной жизни. Так на конкурсе мы вместе с классом составляли план похода на «Столбы».
— Что чувствовали, когда победили?
— Шок, неверие, радость, страх — эта вся мешанина. Счастье невероятное. И огромное желание двигаться дальше. Мне помогла хорошая методическая подготовка. И я все-таки стараюсь светить всегда, светить везде — это мой девиз в независимости от ситуации. Стараюсь быть яркой и улыбающейся.
— Как вы относитесь к родительским чатам? Не раздражают?
— Потрясающая штука (смеется). У нас он есть. Это большая помощь, потому что родительские собрания не будешь делать каждую неделю. И созваниваться с каждым родителем тоже невозможно. У меня как-то получилось выстроить границы, все родители понимающие, пишут только по делу. Если надо — напишут мне лично, так чат не засоряется. Родители — это взрослые нормальные люди, с которыми можно всегда договориться! Главное — выстроить рамки, это вопрос этикета.
— Чем вы увлекаетесь в свободное время? Как отдыхаете?
— Я пишу рассказы и стихи. Пишу о детях, о жизненных ситуациях, есть даже несколько юмористических рассказов. Очень много времени уделяю чтению разнообразной литературы. Потому что, какой это учитель, если он не читает вообще? Это и классические произведения, и фантастика, и современная проза, и педагогическая литература.
Всем, кто хочет связать свою жизнь со школой и даже, может быть, стать учителем начальных классов — советую «Мой Класс» Фриды Вигдоровой. Потрясающая штука. Потому что настолько ласкового и бережного отношения, как у главной героини, я еще нигде не встречала.
«Мой класс: Записки учительницы» — повесть 1949 года учителя Фриды Вигдоровой, написанная по личному опыту от лица молодой учительницы Марины Николаевны Катилиной, работающей в школе первый год. Книга имела большой успех, переведена на десятки языков.
— Что дальше? Ведь высокого уровня профмастерства вы уже достигли…
— Развиваться. Чтобы ребята выходили из школы не просто теми, кто отсидел 4–5 уроков. А чтобы несли с собой что-то в душе. И если я вдруг ошибусь, скажу что-то неправильно, это может повлиять на их жизнь. Я хочу, чтобы их жизнь была намного лучше.
Ранее мы писали о самых необычных учителях города. Среди них — 80-летний физрук, тяжелоатлетка с тремя детьми и полуслепая девушка.