Создать реестр недобросовестных поставщиков и изучить опыт организации школьного питания в других регионах — такие предложения звучали сегодня на оперативном штабе в правительстве Красноярского края по поводу отравления школьников. Эксперты рассказали NGS24.RU, на какие регионы нужно равняться.
По данным Роспотребнадзора края, на данный момент больными числятся 114 человек из 27 школ. На 85 дней приостановлена работа трех предприятий, занимающихся организацией питания — готовкой и поставкой. Речь идет о компаниях «Развитие», «Респект» и СПК «Алёнушка». Из оборота изъяты 5 партий овощей весом 4,7 тонны, которые находились на складах, откуда пошло заражение.
По словам губернатора Александра Усса, в крае хотят составить реестр добросовестных поставщиков.
— Чтобы не допустить подобных ситуаций в будущем, поручил создать единый реестр добросовестных поставщиков и подключить к организации школьного питания структуры, которые ориентированы в работе на долгосрочную перспективу. Тех, кому можно действительно доверить питание детей, — заявил у себя в Instagram глава региона.
Мы попросили связанных с этой отраслью специалистов оценить, как подобный реестр повлияет на ситуацию и есть ли у него аналоги в других городах.
По словам руководителя регионального отделения Объединения потребителей России Игоря Болбата, который уже 4 года навещает школы после жалоб родителей, подобные идеи давно звучат и обсуждаются в регионе. Месяц назад вопрос о реестре добросовестных и запятнавших свою репутацию поставщиков поднимался на общественных обсуждениях. Помимо этого он сам на заседании ассоциации местных производителей «Енисейский стандарт» предлагал воспользоваться опытом Вологодской области — поставлять в школы, детсады и больницы социально значимые продукты (хлеб, молоко, яйца и другие) только из этих же регионов.
— На это есть масса обоснований. Дело в том, что если, например, молочка идет из Новосибирской области, то гораздо сложнее выявить нарушения. Всё, что будет связано с проблемами, вначале будет идти в новосибирский Роспотребнадзор, они придут туда, там дальше — как Бог пошлет. Жулики поставляют из региона в регион. Я даже звонил в Барнаул, они сказали, что у них такая же беда. Совсем небольшой процент местных производителей, — сетует Болбат.
Экс-директор Центра питания, вокруг которого недавно разразился скандал, Сергей Брусников говорит, что за опытом он и его коллеги уже ездили в Москву и Мордовию. В столице, например, работает «система светофора».
— У них есть комбинат, на который завозится вся продукция. Например, партия сливочного масла в 90 тонн. Затем приезжают независимые лаборатории, берут пробы, увозят на анализ. Партия стоит в течение 3–4 дней. Затем приходит анализ, дают отмашку и производителя этого масла ставят в «зеленую» зону реестра поставщиков, если всё хорошо. Если показатели не отошли — это «красный». Это означает, что нигде в Москве и Московской области ты работать не будешь со своим продуктом, — рассказывает собеседник.
Подобную систему планировали ввести в Центре питания.
Мордовию, отмечает он, можно брать в пример в качестве региона, где идеально работает система школьного питания. Там выиграли грант, по которому реконструировали всю систему пищеблоков и столовых. В Красноярске больше половины оборудования стоит с 60–70-х годов и нуждается в замене.