В Красноярске стабильно растет количество магазинов-дискаунтеров. На карте 2ГИС можно заметить, что магазинов «Батон» стало гораздо больше, чем супермаркетов сети «Красный Яр» — больше 80 точек против 61. Дискаунтеров «Хороший» пока меньше, чем магазинов «Командор», но новые точки продолжают открываться. NGS24.RU разобрался, будут ли в Красноярске открываться новые магазины эконом-сегмента и перспективно ли сдавать им помещения.
Тенденцию можно проследить на примере микрорайона Первомайский: корреспондент NGS24.RU заметила, что на улицах Павлова и Щорса не осталось ни одного «Красного Яра». Вместо «Командора» на улице Новой недавно открылся дискаунтер «Хороший» — в том же доме работает и «Батон». Жительница улицы Щорса Ольга рассказала, что пару лет назад на месте супермаркета «Эскадра» заработал дискаунтер «Слива». По ее наблюдениям, в последние несколько недель там стало больше покупателей.
Пресс-секретарь сети «Красный Яр» Таисия Голубева подтвердила NGS24.RU, что компания сейчас ориентируется на востребованный формат дискаунтеров. В Красноярском крае и Хакасии работает 151 магазин «Батон». Шесть из них — действительно бывшие «Красные Яры».
— Открываемся везде, где нас не хватает, и даже в самых удаленных и малых населенных пунктах. Предпочтений по конкретным районам нет, — уточнила Таисия.
Директор формата дискаунтеров сети «Командор» Ирина Толерова рассказала NGS24.RU, что с 2019 года концепцию сменили 10 супермаркетов. Из «Командоров» они превратились в эконом-магазины «Хороший». Но в сети не связывают это с покупательским спросом: дискаунтеры работают даже в престижном районе «Южный берег».
— Мы оцениваем потребности покупателя — жителя конкретного района, его предпочтения в ассортименте. Узнаем, что для него важнее: комфорт или рациональность покупок, сервис или низкие цены. Я считаю, что сейчас дискаунтеры нужны абсолютно в каждом районе города, вне зависимости от того, какие доходы получают его жители, — считает Ирина Толерова.
Мы спросили у сооснователя коммуникационного агентства Б4 и эксперта ритейла Виктора Бахова, насколько формат дискаунтеров будет популярным в ближайшие годы. Он подтвердил, что востребованность магазинов с низкими ценами будет только расти.
— Гипермаркеты падают, супермаркеты стагнируют или прирастают медленно. А вот дискаунтеры открываются огромными темпами. При этом раньше они размещались далеко от мест проживания покупателей, надо было куда-то ехать, в какую-то промзону. Сейчас дискаунтер можно встретить на каждом шагу, даже в районах с дорогой застройкой. Все потому, что сместилась сама модель дискаунтеров. Они стали больше походить на обычные супермаркеты, только с аскетичным оформлением и ограниченным ассортиментом. В 2019–2021 годах дискаунтеры росли, как грибы. Уверен — с учетом текущих прогнозов инфляции эта тенденция не ослабнет, — рассказывает эксперт.
Виктор Бахов отметил, что арендодатели иногда сами предпочитают заключать договоры с дискаунтерами вместо супермаркетов с более высокими ценами. Все из-за того, что арендная ставка такая же, а требования по подготовке помещения ниже. По его словам, в ближайшие два-три года собственники могут сдавать помещения под дискаунтеры. Это перспективно и, скорее всего, прибыльно.
— Но только если вы не ожидаете, что вам сделают ремонт в помещении и прочие неотделимые улучшения. Еще данный формат очень жестко зависим от логистики, и нужно быть готовым обеспечить выполнение требований будущего арендатора. Особенно в части загрузки товара. Также данный формат, в отличие от супермаркета, не имеет в своей модели существенного запаса прочности. Поэтому при повышении арендной платы или открытии сильного конкурента рядом, арендатора можно и потерять, — считает Виктор.
Дискаунтеры становятся популярными и из-за того, что в супермаркетах очень быстро растут цены на продукты и бытовую химию, и люди задумываются об экономии. Но в Европе дела у российских ритейлеров идут не так хорошо: мы писали о проблемах магазинов Mere, принадлежащих основателям сети дискаунтеров «Светофор» — семье Шнайдеров из Красноярска.