Мировой гигант прицелился на Красноярск еще в начале весны, открыв вакансию директора. Глава общероссийского объединения таксистов TAXI-2018 Станислав Швагерус предрек тогда банкротство большинству такси города. По его оценкам, появление Uber в Москве обрушило средний чек на поездки едва ли не в 2 раза. Симпатии красноярцев Uber тоже решил привлекать низкими ценами. Мы решили протестировать новый сервис, чтобы понять, насколько он дешев и удобен в использовании.
«Мы будем самым выгодным предложением в Красноярске», — объявил 31 мая на встрече с журналистами региональный директор по развитию Uber в России Илья Дроздов.
В городе компания установила тариф 30 руб. за подачу такси + 5 руб. за километр + 4 руб. за минуту. Такая формула, поясняют в компании, позволяет учитывать время, проведенное машинами в пробках.
В ряде российских городов водителем Uber может стать владелец машины, выпущенной не позднее 2008 года. В Красноярске же принимаются заявки от владельцев иномарок от 2000 года и отечественных LADA Vesta и Xray. Представители Uber объясняют: требования к авто зависят от специфики города — чем дальше от Москвы на восток, тем выше возраст машин. Впрочем, не исключено, что смягчение стандартов вызвано жесткой конкуренцией.
Кроме того, желающих сотрудничать с Uber водителей просят предоставить справку об отсутствии судимостей. «Максим», судя по официальному сайту, таких требований не выдвигает. Ранее в компании заявляли, что не обязаны этого делать по закону.
Сегодня за кошельки красноярцев борются 163 компании такси. Средний чек по городу — 200–250 руб. Участники рынка утверждают: каждый день в городе работает свыше 7000 таксистов, в сутки принимается до 50 тыс. заказов.
На фоне расценок Uber предложения большинства фирм такси в Красноярске выглядят не очень заманчиво.
Утром 1 июня мы решили протестировать сервис Uber. Как и Gett, сервис работает только через приложение и требует для списания средств номер карты и защитный код из 3 цифр на ее обороте.
Попытка вызвать такси в 9:30 на Мичурина успехом не увенчалась. В приложении появилась надпись «Нет свободных водителей». Мы повторили заказ на Щорса. Сервис сообщил, что к нам подъедет Владимир на KIA Rio, и отобразил место, где его машина сейчас. Вскоре картинка вновь сменилась на «Нет свободных водителей».
В 16:30 мы отправили заявку от Дубровинского, 110 до ТРЦ «Планета». Буквально через 4 минуты к нам подъехала серая KIA Rio. За рулем ее оказался тот же самый Владимир. Мужчина, не зная, что мы журналисты, честно признался, что отменил утреннюю заявку: на момент заказа он находился в районе Предмостной и ехать на другой конец правого берега по пробкам ему показалось неудобным.
В дороге мужчина рассказал, что работает еще и в Gett, «Максим», «Везет». «Во-первых, все клиенты приличные, трезвые. Во-вторых, я уверен, что никто не сбежит, все расплатятся», — перечисляет мужчина главные плюсы поездок по безналичному расчету.
От ТРЦ до Дубровинского добирались также на Uber. «Максим» оценил поездку в 185 руб., Uber указал в зависимости от времени в пути — от 106 до 131 руб. На экране сразу же появилась карта, по которой можно следить, где едет таксист. Внизу — его имя, фото, телефон и номер машины.
Буквально через минуту нам пришло SMS от водителя с вопросом, к какому входу ТРЦ ему подъехать, а спустя 3 минуты появилась KIA cee'd. Потратив на дорогу по ул. Шахтеров и Брянской около 40 минут, мы узнали, что дорога обошлась в 196 руб. — средства с карточки списываются автоматически, цена поездки отображается в приложении.
Главным плюсом работы сервиса можно считать простоту использования, возможность видеть водителя, его контакты, его движение к клиенту. Минусами — трудность заказа утром и несоответствие расчетной цены и фактической.
В ленте комментариев среди восторгов по поводу низких цен можно найти и опасения по поводу качества, и соболезнования таксистам: «В тачке и так уже водители работают, грубо говоря, за еду. С такими приложениями и низкими ценовыми предложениями уйдут в минус или будут катать народ на "Дэу Матиз"».
В самом Uber действует практика доплат водителям. В соседнем Новосибирске за каждую поездку водитель получает от компании 90 или 140 руб. — в зависимости от того, в какое время суток выполнена заявка. Правда, получать бонусы могут лишь те, кто выполняет 12 заказов в неделю, говорят в новосибирской компании — партнере Uber. Илья Дроздов утверждает, что в Красноярске водителей ближайшие 6 месяцев будут привлекать нулевой комиссией — всё заработанное будет доставаться водителю. Красноярские водители Uber говорят о том, что доплата есть, но ее размер не раскрывают. Один из водителей заявил, что все таксисты якобы получают 70%-ную скидку на ремонт в одном из автосервисов города.
Ближайшие конкуренты Uber заход в город мирового гиганта встречают спокойно.
В компании «Максим» нас заверили — тариф пересматривать не планируют, сохранится действующая сумма: 49 руб. за подачу + 11 руб. за 1 км в будние дни.
«Большого оттока водителей не будет. Практика доплат всегда кратковременна. Водители могут выбирать, с кем сотрудничать, но как только доплаты прекращаются, водитель идет туда, где больше заказов. Пока по числу заказов компании-агрегаторы — Uber, Gett, Яндекс.Такси — не могут тягаться с теми службами заказов, которые давно работают в городах», — считает представитель такси «Максим» Павел Стенников.
По его мнению, против Uber в Красноярске могут играть две главные особенности сервиса: работа только через приложение и безналичный расчет. Собеседник утверждает, что число онлайн-заявок такси в разы меньше вызова по телефону. Кроме того, клиенты опасаются сообщать данные банковских карт.
Некоторые компании города, например такси «Шеф», уже налаживают сотрудничество с Uber, чтобы принимать заявки через их приложение.
Никаких ценовых войн таксистов представитель «Шефа» Артем Утемисов не ожидает: «Повлиять на тарифы игроков рынка при нынешних до предела заниженных ценах у Uber не получится. Опускать их ниже уже некуда. Ряд компаний уже выставляет минимальную цену заказа в 50 руб., не в часы пик по городу можно ездить за 100 руб.».
По его словам, уже сейчас таксисты в среднем принимают заявки минимум от трех фирм такси. С появлением Uber у водителей появится новое приложение и компания просто займет свою нишу. «Агрегаторы работают в основном в центре, на "Взлетке". С любой окраины уехать уже невозможно. Водитель отвозит туда клиента и не ждет новых заказов через агрегаторы, их там нет. Он включает приложения других компаний и уезжает. Чем дальше от центра, тем меньше человек социально адаптирован: для вызова такси через в Uber и Gett нужно иметь приложение, карту», — рассуждает Артем Утемисов.
Главной проблемой красноярского рынка представитель такси «Шеф» считает готовность водителей принимать заявки по низким ценам и непродуманную политику государства в сфере лицензирования. По его словам, цена полиса ОСАГО для лицензированных таксистов на 2 года достигает 54 тыс. руб. В итоге огромное большинство предпочитает работать без лицензий. По статистике краевого минтранса, сейчас в городе лицензии такси действуют примерно на 3,5 тыс. авто.
Антон Понарин
Фото depositphotos.com (1), иллюстрации Артема Ленца (2, 3)