Экономика Заливайте под горлышко

Заливайте под горлышко

Дефицит бензина из-за остановок НПЗ на ремонт не исключили чиновники и предложили АЗС запастись им впрок — заправщики уже предрекают цену в 36 рублей за литр через месяц

Накануне грядущей остановки на ремонт двух ключевых поставщиков бензина в Красноярск топливный рынок зашатало. Горожане с тревогой ожидают роста цен и дефицита топлива, а владельцы независимых АЗС изыскивают средства, чтобы выжить в условиях закрытия двух ближайших нефтеперерабатывающих заводов, и обращаются к поставщикам из других регионов страны.

Два ключевых поставщика бензина и дизтоплива в Красноярск — Ачинский и Омский нефтеперерабатывающие заводы — в конце сентября закрываются на профилактический ремонт. Об этом сообщили в пресс-службе министерства промышленности, энергетики и торговли края.

По данным ведомства, Ачинский НПЗ остановится 29 сентября, а завод в Омске начнет профилактику 20 сентября. Представитель Ачинского НПЗ Ирина Солодухина не смогла сообщить никакой информации о возможных сроках запуска завода, однако в министерстве промышленности края рассказали, что это плановые профилактические работы — на заводах они ведутся в течение месяца.

Начальник управления корпоративных коммуникаций Омского НПЗ Альбина Медведева грядущее закрытие всего завода опровергла — в беседе с корреспондентом НГС.НОВОСТИ она пояснила, что с 20 сентября у них начнется плановая реконструкция всего одной установки глубокой переработки мазута КТ 1/1, которая позволит заводу перейти на 100%-ный выпуск бензина класса «Евро-5». По ее данным, ремонт может занять до 55 дней. «Завод продолжит работать — и ни к какому снижению объемов производства топлива это не приведет, и на краевой рынок не повлияет», — уверяет она. Как правило,

заявлял в прошлую пятницу министр промышленности края Анатолий Цыкалов. Чтобы избежать ажиотажного спроса на топливо, как в прошлом году, когда Ачинский НПЗ остановился из-за аварии, министр собрал игроков рынка и предложил мелким и средним АЗС запастись топливом впрок. Тем, у кого нет собственных емкостей, ведомство пообещало предоставить часть пустующих мощностей по хранению бензина компании «КНП» на льготных условиях.

Всего в распоряжении у «Красноярскнефтепродукта» 370 топливных резервуаров общим объемом в 275,9 тыс. тонн. «Конкретный объем мощностей мы предоставим по запросу — однако пока ни от одного из игроков рынка заявки на хранение и перевалку топлива к нам не поступило», — сообщил замгендиректора по нефтепродуктообеспечению и сбыту ОАО «Красноярскнефтепродукт» Максим Селин. Объем выделяемых мощностей и размер скидки, по его словам, будут зависеть от потребностей заявителей. Однако конкретных ценников представитель компании не озвучил — с каждым клиентом, по его словам, все обговаривается дополнительно. На сайте «КНП» автор нашел типовой договор с трехстраничным прайсом и целым рядом условий.

«В данной ситуации говорить о том, что это выход, будет неправильно. Где-то владельцы АЗС будут делать определенные запасы, но скорее всего будут задействовать собственные емкости», — считает руководитель «Союза владельцев независимых АЗС Красноярского края» Михаил Кичайкин. А собственных средств, по его мнению, практически ни у кого нет — в основном используют кредитные деньги, за которые нужно платить немаленькие проценты.

«К примеру, если небольшая заправка продает в месяц сто кубов топлива на 3 млн — нужно не только изыскать эти 3 млн, закупить на них топливо, но и, привезя его на базу, дополнительно заплатить за хранение, что приведет к дополнительным затратам – как минимум 50 коп. на каждый литр», —

поясняет эксперт. Для крупной сети эти расходы будут исчисляться десятками миллионов. Г-н Кичайкин опасается, что это приведет к удорожанию бензина на розничном рынке.

В прошлом году, по его словам, авария на Ачинском НПЗ привела к существенному удорожанию бензина — на 3–4 руб. за литр — и к его дефициту. Кроме того, авария сыграла существенную роль в переделе рынка — многие мелкие игроки ушли, а крупные нефтяные компании расширили свою зону влияния. «Ситуация с увеличением количества сетевых АЗС — это отголосок прошлогоднего дефицита. Период изобилия был недолгим, примерно с января по май этого года, а сейчас все вернулось в прошлогодней ситуации», — говорит он.

Напомним, бензин в Красноярске начал дорожать с середины июня. Так, стоимость 92-го бензина с 30,5 руб. за литр поднялась за лето до 34,5 руб., а цена 98-го уже перевалила рубеж в 40 руб. По данным Красстата, в августе текущего года по отношению к июлю в Красноярском крае цены на бензин выросли на 1,6 %.

Пока «КНП» ждет заявок, некоторые АЗС уже начали готовиться к возможному дефициту и стали активно запасаться топливом. Представитель сети АЗС «Сольвент» Вадим Иванов рассказал, что пока у них есть ачинские запасы, но новые партии бензина они уже заказали на заводе в Сургуте. «Заказали 400 тонн 92-го. У них бензин дороже на 2 тыс. руб. — в Ачинске тонну брали за 42 850 руб., но и бензин у Сургута по качеству даже получше, чем ачинский и омский. Больших запасов не держим — на это много денег нужно, но, например, АИ-95 сегодня есть около 250 тонн, на пару месяцев этого должно хватить», — говорит г-н Иванов.

Однако большинство независимых АЗС, по мнению руководителя объединения «Независимые отечественные нефтетрейдеры» в Красноярском крае Алексея Шурова, лишних средств не имеют: «Кредиты не дают — на какие средства они будут запасаться? Не исключаю, что многие игроки просто закроются, особенно мелкие».

У Михаила Кичайкина в данной ситуации наибольшие опасения вызывает дизельное топливо: на заводах оно начинает существенно расти в цене, плюс на период остановки заводов выпадает время перехода с летнего на зимний «дизель».

«В связи с этим не исключаю существенного дефицита именно зимнего "дизеля", отсюда и его возможное удорожание. В первую очередь прыгнут оптовые цены, а в розницу к зиме ДТ будет стоить 38–38,5 руб. за литр», —

прогнозирует он. Что касается самого ходового бензина АИ-92, то, по его словам, уже через месяц литр этого топлива дотянет до 36 руб.

Вадим Иванов уверен, что повторение прошлогодней ситуации маловероятно: «Тогда был форс-мажор, запасы подготовить не успели. Дефицит в крайнем случае покроют Сургут и Уфа — переход на них это дело времени». Солидарен с ним и представитель «КНП» Максим Селин — топливный рынок, по его словам, всегда рассматривается в целом по стране: помимо Омска и Ачинска у крупных нефтяных компаний есть и другие заводы. В случае нехватки топлива будут изыскивать возможности поставок из других регионов. «Мы же свои запасы формируем независимо от них, исходя из своих потребностей — мы знаем свою норму потребления. "КНП" полностью обеспечил запасы на нефтебазах на период ремонта НПЗ как минимум на месяц вперед», — уверяет он.

Однако Алексей Шуров их мнения не разделяет и мрачно прогнозирует: «Запросто может повториться прошлогодняя ситуация — и ценовые скачки, и дефицит топлива. Просто сейчас причина иная — нефтяным компаниям грузить бензин на экспорт гораздо выгоднее, и если они так хотят, то никто их не заставить отгружать бензин на внутренний рынок».

Максим Косов

Фото depositphotos.com

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства