Вы читали комиксы про Красноярск? Корреспондент NGS24.RU встретился с авторами проекта KRAS COMICS СULT Денисом Денисовым и Дмитрием Ивановым — ребята сами рисуют и пишут графические романы о жизни красноярцев. Парни рассказали, как небольшая задумка вылилась в огромный проект с сотнями фанатов по всей стране. Как видят мир котики, взрыв на станции, загадка серой панельки, странные конфеты на заброшке — всё это их сюжеты. Денис Денисов и Дмитрий Иванов рассказывают о графических книгах и поп-культуре в целом.
— Как давно вы начали увлекаться комиксами?
Денис: Мы всегда вайбили по теме поп-культуры, комиксов и так далее. В 2008 году в России начали выходить всякие «Мстители», «Лечебница Архем». А в десятых... это был второй бум комиксов — в 2015-м киновселенная «Марвел» начала издаваться активно. То есть мы всем этим всегда увлекались, всегда были в авангарде, а потом это стало всеобщей темой — после выхода фильмов про «Железного человека», «Мстителей» и так далее. И всё это подтянуло издания комиксов разных, интересных. В основном, поначалу это была переводная супергероика, потом стало больше экзотических комиксов появляться. Я сначала просто комиксы покупал по любимым персонажам. Потом мы с Димой познакомились, он работал в магазине комиксов «Карандаш», он недавно закрылся.
Дмитрий: В 2018 году был фестиваль в Тюмени, первый «Комик Артс Тюмень», это единственный фестиваль в России, посвященный в целом комиксам, исключая косплей и поп-культуру. То есть там не было ни видеоигр, ни супергероев, только книжки, журналы, зины, околопанковские издания комиксов, которые люди сами придумывали. Сам фестиваль в скейтпарке проходил, там и аллея авторов была, и лекционная часть, и тусич после — всё в одном помещении...
Денис: ...меня там не было, Дима ездил и вернулся оттуда чрезвычайно заряженным, с художником Семой Ушковым. В Тюмени на тот момент была комикс-движуха, просто рандомные люди, которые увлекаются комиксами, они собирались в кофейне и на принтере делали книги. У них была тема, упор на какие-то эмоциональные переживания, каминг-ауты, возможно, депрессивные, в саморефлексию уходили... всё, что под понятие «новой искренности» подходит. И мы такие, блин, хотим так же. Не по тематике, мы хотели свою красноярскую комикс-школу. Это было 5 мая 2018 года.
— Как собиралось ваше комьюнити в самом начале?
Дмитрий: Ребятам дали просто так помещение в музее, и вот все, кто на рандомный призыв пришел... Благо, мы сделали анонс перед этим, на Comic Con Siberia, сейчас его переименовали в SUPERCON, и там был анонс, что через неделю мы собираем людей в музее, чтобы создать комикс-сообщество. Что будем делать, тогда не знали, но в итоге всё это вылилось в проект. Мы для него сразу придумали название KRAS COMICS СULT. Сема [художник] придумал название, и я такой: обязательно должно быть в названии C, а не K — COMICS.
— Как пришли к первому комиксу, как придумывали реплики, иллюстрации?
Денис: Это сборник. Каждый автор по-своему написал. Мы подсмотрели, как делаются комиксы в России, как в девяностых и в нулевых они делались. Open Calls* объявили, всем, кто хочет поучаствовать в издании сборника комиксов и опубликовать историю, мы дали одно слово в качестве темы, а интерпретировать они его могли, как хотят, в первой книге было слово «Культ». Во втором выпуске — «Квест». И в третьем — «Родина».
* Open Call — это специальная отборочная программа для художников, фотографов, театральных коллективов и любых других деятелей искусства для участия в каком-либо арт-проекте. Как правило, «опен-колл» проводится в виде конкурса.
— Про что пишете в основном?
Денис: У нас есть две основные серии, это KRAS COMICS ZINE, когда мы даем тему и авторы делают свою историю. И основной проект «Красноярск. Места», он у нас самый популярный. Тут задача всегда одна — история нарисованная... Изначально были только комиксы, потом комиксы и арты, теперь мы еще рассказы принимаем — в общем, творчество, посвященное местам Красноярска. Абсолютно рандомным. Например, в одном из выпусков у нас очень много Столбов. Есть чувак, который периодически делает про граффитосы на набережной. Также у нас есть комикс про 88-й маршрут, когда-то он был самым длинным и запутанным в городе, там собственно воспоминания про то, как это было. И про просто рандомный хрущевский двор. Ребята из Москвы выкопали историю, как в 40-х в Красноярске на биохимической станции траванулось... сколько? Тринадцать биофизиков?
Дмитрий: Тридцать шесть.
Денис: ...тридцать шесть. Паленым алкоголем. И умерло. Это как-то в газетах написали и как страшилка осталось, как легенда, их могло быть и 6, и 30, и 60. Также мы маленьким тиражом выпускаем лимитированные обложки. Именно оригинальных, не учитывая обложек, у нас семь полноценных книжек. Когда у нас полностью расходится тираж, мы выкладываем полностью книги во «ВКонтакте» в нашей группе, их можно бесплатно почитать.
— Как появилась серия комиксов «Красноярск. Места»?
Дмитрий: Это было пять лет назад, еще до фестиваля. Я тогда только начал работать в магазине комиксов, иногда бывало, что заходили художники и мы с ними разговаривали о чем-то. И я подумал, было бы здорово запечатлеть этот момент, когда художники объединяются и разговаривают. И «Красноярск. Места» — это как раз такой вариант разговора: давайте поговорим о городе, в котором мы живем.
— Почему именно про Красноярск решили делать?
Денис: Пошло из Азии, есть такая тема, это считается круто, когда ты, как комиксист, свой родной город популяризируешь. У японцев в манге есть целое движение — видеть в манге какое-то место, искать его в реальности и фоткаться на его фоне. Например, развивается какое-то действие и ключевая сцена, например, на лестнице, и вот потом ее все ищут.
— А помимо этих двух серий, есть что-то вне формата?
Денис: У нас есть комикс про котиков. Это такой разовый прикол, художница с нами работала, собрала команду из девяти художников-авторов и выпустила девять комиксов про котиков. Самая продаваемая наша книжка, ее уже не купить. Но можно бесплатно почитать в ВК. Есть комикс, от лица котика написанный, есть говорящий котик. Много котиков.
— Что в планах выпустить далее?
Денис: У нас на носу четвертый выпуск «Красноярск. Места» и перезапуск серии KRAS COMICS ZINE. Это новый формат, то есть будет увеличенная книжка, не такая карманная, а большего размера. Еще в перезапуске будут комиксы без слов — это истории, которые только визуалом рассказываются. И у нас такая мечта — сделать обложку на трех комикс-языках — это английский, французский и японский. То есть, это три основные мировые школы комиксов, и мы хотим на этих языках, ну и плюс русский, сделать обложку, чтобы было написано KRAS COMICS ZINE без слов. А внутри нет букв совсем. Чтобы это была международная тема, чтоб можно было на абсолютно любой фестиваль принести и любой человек смог бы это прочитать.
— Про что будет этот комикс?
Денис: У нас перезапуск KRAS COMICS ZINE, все работы уже собраны, верстаем сейчас. Это будет наш самый толстый комикс, около 200 страниц. Поэтому мы его так долго делали, несколько месяцев. Там сборник всего. Там 15–20 авторов. Есть история, которая рассказывается с помощью жестов глухонемых, то есть девочка рисовала руки в подробностях, там еще расшифровку мы придумывали. Есть мистические истории комедийные, есть про офисное выгорание, есть про космическую гонку, есть про жизнь микросуществ, насекомых, которыми управляют еще более странные какие-то лилипуты-карлики.
— Почему решили перезапустить серию?
Дмитрий: Книги раньше маленькие были. Почему так? Нам изначально очень понравилось одно издательство рижское, из Латвии, которые тоже делали такие андеграунды, безумные комиксы, это были маленькие и толстенькие книжки, карманные. Они нам сильно понравилось и мы такие, блин, давайте сделаем также. Но специфика российского книжного рынка, оказывается, очень не любит карманные книжки, они плохо продаются просто потому, что стремно смотрятся на полочках. И плюс надо было постоянно объяснять, почему такая маленькая книга стоит 300 рублей. Мы долго за них топили, но в итоге сделали всем привычный формат.
— Когда планируете выпустить?
Дмитрий: Было бы круто в октябре этого года выпустить, потому что будет пять лет нашему сообществу. Также мы собрали все работы про «Красноярск. Места», скорее всего, он выпадет на конец года, ну или если мы сойдем с ума, то тоже в октябре выпустим.
— Есть что-то в далеких планах?
Денис: Хоррор-комикс. Как спецвыпуск страшных историй из многоквартирного жилого комплекса. Собирательный образ из страшных панелек, в которых происходит не пойми что.
— Какая, по вашему мнению, поп-культура сейчас?
Денис: Поп-культура постоянно меняется, долгие десятилетия она была преимущественно американской, сейчас, мне кажется, с конца десятых и до сегодня, она, очевидно, азиатская. Корейская музыка, японская анимация, это корейское кино, мода какая-то на Токио, в Сеуле подсмотренная. Плюс там еще клипы казахов, то есть они все, поп-культуристы, в эту тему идут. И комиксы не исключения. Манги выпускается в Японии больше, чем комиксов в Америке или где бы это ни было. То есть там 80–90% населения читают свою мангу. И все это не может не влиять на весь остальной мир, благодаря аниме и интернету.
— Зарабатываете ли вы на этом?
Денис: Нет. Все конвертируется в производство. До какого-то времени мы в работу вкидывали свои деньги, чтобы печатать. Сейчас книга выходит, она продается, остается немного на следующий проект. Плюс мы мерч делаем: значки, стикеры, коллекционные карточки. То есть это больше не ест деньги, а просто окупает себя, и, грубо говоря, наша мечта — платить гонорары художникам. Первый комикс печатался за бешеные деньги, это было за неделю до фестиваля. То есть мы на майском фестивале анонсировали, что делаем сообщество, и на октябрьском мы уже первую книжку презентовали. Потратили в районе 30 тысяч за 130 примерно книг. Сейчас это без спешки столько стоит. В процессе всего это дела мы учимся верстке, маркетингу. Современный художник — он и пиар-менеджер, и продавец, и всё вообще.
— Как к вам попасть?
Денис: К нам попасть очень просто. Потому что примерно все, кто хотят издаться, примерно все работы, которые нам присылают, попадают в сборник. Отказать мы можем только по техническим причинам — мы попросим что-то исправить, подогнать что-то по контурам, оттенок серого чуть добавить, например.
— Какие люди к вам приходят?
Денис: Все люди разные, у нас есть 14–16-летние ребята, которые вообще впервые свои рисунки на публику показали, а есть и профессиональные иллюстраторы. Например, обложку «Родины» нам делал Максим Шараев, и внутри тоже его истории есть.
— А как вы рисуете комиксы, в редакторах на компьютере или на бумаге?
Дмитрий: Все по-разному. Я, например, на бумаге, всё полностью на бумаге, я только постобработку делаю на компьютере, сканирую, чищу от карандашика и добавляю серые заливки разные и текст. Кто-то делает сразу в цифре, кто-то сканирует карандашные. Кто-то в редакторах делает.
— Что в планах с технической стороны?
Денис: Мы хотим делать полноценные цветные альманахи толщиной с телефонный справочник каждый месяц, это в идеале. Или хотя бы, как в манге, цветные вклейки, первые пару страниц. Напечатать-то всё это можно, но дорого, система должна окупать сама себя хотя бы. Если мы постоянно будем вкидывать в проект деньги, и он не будет себя окупать, он изживется. Мы пять лет уже существуем по этому принципу. Как только тираж окупается, мы улучшаем качество.
Ранее мы публиковали интервью с писателем, который выпустил эротический роман о красноярках. Никита ван Лахти рассуждает о сексе, силе слабого пола и о девушках, которые пугают мужчин.