Культура «Чтобы настроиться, я просто вспоминаю бабушку»: что мы увидели за кулисами нового спектакля театра имени Пушкина

«Чтобы настроиться, я просто вспоминаю бабушку»: что мы увидели за кулисами нового спектакля театра имени Пушкина

Показываем актеров там, где вы их не видите

Сцена из спектакля: Зурико обнимает своего пса Мураду, а коза играет на баяне

— С богом! Гамарджоба.

Мы стоим на сцене театра имени Пушкина, перед нами актеры спектакля «Я, бабушка, Илико и Илларион». Они собрались на середине сцены, чтобы провести традиционный ритуал-напутствие. Актеры скрестили руки и произнесли грузинское приветствие. Актриса Яна Няньчук тихо шепчет: «С богом», а из-за кулис слышно: «Кто не ошибается, тот не играет»... 15 апреля красноярской публике показали новый спектакль, а мы посмотрели, что творилось за кулисами.

«У нас очень схожие истории, я тоже вырос с бабушкой»

Спектакль поставили по мотивам одноименного романа Нодара Думбадзе — о взрослении мальчика Зурико. Отличительная черта постановки — на сцене играют лишь девять актеров, каждый из них исполняет по 3–4 роли.

Максим Клиновицкий играет Зурико

Актеры признаются, что перед премьерой ужасно нервничают, несмотря на то что до этого уже прошел предпоказ.

— Трясутся колени. Вчера я выступал перед знакомыми, родными, а сегодня зритель будет другой, который пришел на премьеру, и реагировать будет по-другому. Сегодня и спектакль будет идти иначе, чем вчера, намного больше ответственности. Но я легко настраиваюсь перед выходом на сцену. История парня Зурико очень откликается у меня в душе. У нас очень схожие истории, так как он вырос с бабушкой, она его воспитала, и я тоже вырос с бабушкой. Чтобы настроиться на камертон спектакля, я просто вспоминаю свою бабушку, свое детство, — рассказывает Максим Клиновицкий, исполняющий роль Зурико.

Помощник режиссера рассказывает, как будет проходить финальный поклон
Затем артисты готовят голосовые связки

Премьерный показ запланирован на 18:00, однако некоторые зрители приходят к 17:00, а рабочий день актеров начинается гораздо раньше, к началу шестого многие из них уже загримированы, и композитор вызывает всех на сцену для распевки. На сцену выкатывают пианино и под руководством композитора актеры разминают связки: мычат, окают, то тише, то громче поют. Для каждого спектакля своя разминка: если в спектакле есть танцы, актеры разминают мышцы, если песни — распеваются.

Зрителям понравилась харизматичная коза в исполнении Владимира Абакановского

Над музыкальным оформлением работал приглашенный композитор из Санкт-Петербурга. Он создал музыкально-шумовое сопровождение спектакля, а артисты на сцене играют на музыкальных инструментах. Многие учились этому с нуля.

— В этом спектакле 44 музыкальные темы, из них я играю 35. Они маленькие, но сложны тем, что много игровых моментов, необходимо показать игривость зайца, например. Наш прекрасный композитор написал, работал с нами. Сложно было весь объем выучить в короткое время, приходилось оставаться в театре. Выходные нам только снились, — смеется Владимир Абакановский, исполнитель роли козы.

«Усы накладные уже со своими отклеиваю»

Усы собрали из человеческих волос

После распевки у коллектива есть примерно полчаса, чтобы закончить с приготовлениями и настроиться. В гримерке мы встретили Дмитрия Боркова, ему предстоит нарисовать брови и приклеить усы. В этом ему помогает постижер. Прежде всего она бережно приводит в порядок накладные усы — расчесывает и укладывает с помощью лака и фена.

— Каждый день приводим в порядок, а когда были репетиции — и по два раза в день.

— А из чего они сделаны?

— Это человеческий волос. Кого-то из наших актеров. Усы делали сами, набирали, набивали.

Постижер работает над образом Дмитрия Боркова
Образ готов, и Дмитрий настраивается на роль

Позже в цех заходит Алексей Попов. Он исполняет четыре роли, в том числе Нодара Думбадзе, Илико, пса Мурады. У мужчины грима больше, чем у его коллеги: надо наклеить брови, усы и закрасить волосы аквагримом под седину.

Усы и брови Алексея на месте

— Во втором акте постоянно приходится менять роли. Хорошо хоть брови накладные не надо отрывать, а вот усы накладные уже со своими отклеиваю. Конечно, волнуюсь перед началом, но сейчас ощущение, что зрители еще не пришли, а вчера был тремор весь день, потому что впервые показывали. Первые спектакли все нервные. Если по мне будет видно, что я волнуюсь, это помешает работе. Мы умеем это прятать и направлять стресс в нужное русло, — объясняет Алексей Попов.

Алексей готовится самостоятельно

Особое внимание уделяют костюмам — художник по костюмам создал традиционную грузинскую одежду, в которой актерам непросто играть. Она выполнена в белой, черной и серой гамме. За спектакль актерам приходится быстро переодеваться несколько раз.

— Смена костюмов происходит в агонии. Особенно, когда премьерный спектакль, все бегают как заполошные по кулисам, вспоминают, как все переделали. Сегодня премьера, а мы снова переделали сцены. Костюмеры бегают с выпученными глазами и спрашивают, где нам подавать костюмы, но мы тоже не знаем. Не знаем, чем это кончится, но это интересно, — рассказывает Попов.

Открытие кулис

У каждого предмета за кулисами свое место

Прозвенел второй звонок, на сцене вовсю кипит работа. Монтировщики проверяют выкатные конструкции, реквизиторы готовят бутафорию. Декораций на сцене немного, всего две металлические конструкции. Во время представления их поворачивают разными частями к зрителю, создавая разнообразные фигуры: это и поезд, на котором уезжает Зурико, и дом, в котором он живет с бабушкой.

Яркие элементы на сцене — предметный ряд, бутафория. Перед началом представления она разложена на столе за кулисами и каждый раз перед выходом на сцену актер берет необходимый предмет. Всё создавалось специально для спектакля.

До начала остались считаные минуты

Помощник режиссера Ирина Россова дает последние указания. После этого актеры встают в круг и совершают ритуал на удачу, который они придумали. Сотрудники театра осторожно рассказывают нам, что перед каждым спектаклем актеры выдумывают что-то новое, например, перед спектаклем «Ножницы» актеры показывали их пальцами.

На сцене темно, плотные кулисы не пропускают свет из зрительного зала, помещение освещают несколько приглушенных софитов. Из-за кулис доносится гул зрительских голосов — невольно начинаешь волноваться вместе с артистами.

Если вы думали, что актеры шепчутся на сцене и за кулисами, чтобы зал их не слышали, вы ошибаетесь. Разговаривают они почти во весь голос.

Нас предупреждают, что после начала спектакля, нам лучше отойти с прохода — когда начнется беготня, нас просто снесут.

«Весело и интересно не только на сцене, но и за кулисами»

Все готово к началу

Долгожданный третий звонок прозвучал, и голос из динамиков напоминает о необходимости отключить телефоны. Актеры сосредотачиваются, перестают шутить, берут в руки реквизит.

— Для меня работа в этом спектакле — тренинг на внимание, потому что кучу всего надо держать в голове: где реквизит, выходы, костюмы. Со сцены уходишь, только чтобы переодеться. Скучать не приходится, нужно постоянно все держать в голове. Мы играем, настраиваться нужно в целом на всю историю. Это [роль в спектакле] весело и интересно не только на сцене, но и за кулисами, — рассказывает Михаил Яценко, исполнитель пяти ролей.

У Михаила пять эпизодических ролей

В первой сцене задействованы почти все актеры — они играют жителей деревни. На них традиционные грузинские костюмы — папахи и бурки. Кстати, даже монтировщики (сотрудники театра, занимающиеся оформлением сцены. — Прим. ред.) одеты не просто в черные джинсы и футболки, для них также создали костюмы, так что, когда они появляются на сцене, чтобы поменять декорации, цельная концепция не рушится.

За кулисами спектакль ощущается иначе

Пока на сцене происходит действие, за кулисами сотрудники театра внимательно наблюдают за реакцией публики и тихо переговариваются между собой: «Вчера с этой шутки смеялись. А на эту реплику хорошо отреагировали, ребята — молодцы».

Быстрое перевоплощение

В это время Алексей Попов из Нодара Думбадзе, открывающего спектакль, перевоплощается в пса Мураду — надевает шубу и меховую шапку.

Без помощи костюмеров никак
Актеры успевают смеяться и дурачиться

После начальной сцены актеры вбегают за кулисы, снимают одни костюмы и надевают другие. Нам действительно приходится прижиматься к стенке, чтобы не мешать артистам, а также, чтобы нас банально не снесли с ног. Сотрудники театра помогают поменять костюмы, приносят необходимые элементы одежды и уносят уже использованные. Несмотря на быстрый темп работы и большое количество задач, хаоса не возникает. Артисты быстро рассредотачиваются у выходов, из которых вновь должны появиться на сцене.

Выстрел был настоящий. Нас попросили прикрыть уши

— У меня очень короткие перерывы, поэтому на мне надет сразу весь костюм. Сначала я выхожу в костюме горца, потом, пока монтировщик держит баян, я поворачиваю вымя, с меня снимают папаху, надевают рога и я возвращаюсь на сцену. Весь первый акт я на сцене, но у меня из слов только «ме». Из-за того что слов нет, приходится выкручивать интонационно и как-то ребятам подыгрывать, быть в диалоге, что-то разыгрывать, — делится секретами играющий козу Владимир Абакановский.

После спектакля актеры поделились с нами своими впечатлениями от премьеры. Они рассказали, что зрители очень тепло приняли постановку «Я, бабушка, Илико и Илларион».

— У меня после премьеры чувство радости и легкой грусти одновременно, — сказала Яна Няньчук. — Грусть, потому что закончился интересный процесс создания спектакля. А радость, потому что мы в встретились со зрителем. Зрители принял нас очень очень тепло, от этого появляется удовлетворение от проделанной работы. Это вообще не может не радовать. Спектакль отправился в свободное плавание, и мы будем вместе с ним расти и развиваться и получать удовольствие.

Ранее корреспонденты NGS24.RU побывали на репетиции спектакля «Бесприданница» и посмотрели, как создают постановку.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства