Культура «Для зрителя актуально все, что связано с чувствами»: как в театре имени Пушкина создают спектакль «Бесприданница»

«Для зрителя актуально все, что связано с чувствами»: как в театре имени Пушкина создают спектакль «Бесприданница»

Мы поговорили с приглашенными режиссером и композитором, посмотрели, как шьют костюмы и монтируют декорации

Актеры усиленно репетируют

Премьера спектакля «Бесприданница» по пьесе Александра Островского состоится 17 декабря в театре имени Пушкина. Корреспонденты NGS24.RU побывали на репетиции и посмотрели, как создают постановку.

Театр начинается с вешалки, а спектакль — с режиссера, композитора и художника-сценографа. Именно эти люди отвечают за главные составляющие спектакля «Бесприданница» — игру актеров, визуальную и музыкальную части. Пока труппа оттачивает музыкальную часть в репетиционном зале, на сцене кипит работа — там устанавливают декорации.

За визуал отвечает художник-сценограф Игорь Вахитов

За визуальную часть всего спектакля, от костюмов до афиш, отвечает художник-сценограф Игорь Вахитов. По его словам, главной задачей было создать эффект масштабности и глубины российских просторов.

— Моя работа — создать пространство, в котором будет происходить сценическая драма. Островский очень любит просторы российские, Поволжье, он там работал. И моя задача была создать пространство, эффект большой, широкой России, в которой развиваются человеческие взаимоотношения, которые можно транслировать на нашу современную эпоху, — объясняет Игорь Вахитов.

Декорация напоминает корабль — ту самую паратовскую «Ласточку»

Над зрительным залом возвышается белая металлическая конструкция, слегка напоминающая мачту. Сюжет пьесы неотрывно связан с корабельной темой — Паратов пытался продать свой корабль, что натолкнуло Вахитова на образ морской архитектуры. Конструкция статична, однако за счет света и передвижных элементов меняются локации и настроение.

Сейчас актеры репетируют концовку пьесы и на сцене декорации выстроены под этот эпизод. Вокруг «корабельной» конструкции установлены другие элементы: столы и стулья, пианино, трюмо. Все выполнено в белых и нежно-голубых тонах. Цвет и стиль выбран не случайно.

— Цветовую гамму выбрал как воспоминание, сон, в такой туманной, белоснежной дымке. Поэтому выбрал такой эффект, чтобы это напоминало воспоминание человека. Вы увидите, что вся сцена в светлых тонах, есть ощущение масштабности, — рассказывает художник-сценограф.

Обратите внимание на цвета на сцене

Еще одна задача художника — создать индивидуальный стиль спектакля. В «Бесприданнице» не ставили перед собой задачу реконструировать 19 век.

— Я предложил работать в стиле ар-деко — стиль учитывает много традиций из прошлого, не конкретного времени, мы берем какие-то элементы из 19 века, потом их меняем и создаем некий образ. Во сне же человек, когда что-то видит, у него нет четкого образа. Мы создали образ, в котором актерам было бы комфортно играть. Вообще все в стиле ар-деко — и костюмы, и декорации. 19 век в элементах — одежды, реквизита, мебели, за счет этого мы и погружаемся в ту эпоху. Все остальное больше приближено к нашему времени, — делится мыслями о работе Игорь Вахитов.

Режиссера Ирину Керученко пригласили из Москвы

За работой монтировщиков сцены наблюдает режиссер спектакля Ирина Керученко. Ее пригласили из Москвы, для нее это первый опыт работы с красноярской труппой. Однако отзывы о наших актерах у режиссера только положительные.

— Меня восхищает работоспособность красноярских актеров, их музыкальность, они могут работать в любых жанрах. Я впечатлена, как они поют, у нас цыганская, аутентичная музыка, хоровая, то, что никто вообще-то не использует в постановках. И они это освоили, как будто это реальный цыганский ансамбль. Они удивительные, очень талантливые люди, — рассказывает приглашенный режиссер.

Ирина Керученко уверена, что пьеса будет понятна и актуальна для современного зрителя.

— Для современного зрителя актуально все, что связано с чувствами. У нас есть молодое поколение, которое только-только начинает любить, не понимает законов природы — ни своей, ни вообще. И, конечно же, там, где речь идет о любви, о чувствах — всегда актуально, — размышляет Керученко.

Наряд Ларисы Огудаловой
Юбки цыган очень тяжелые

На сцену начинают выходить актеры, они одеты в репетиционные костюмы, их образы приближены к сценическим, однако над костюмами для постановки все еще трудятся портные в цехах. На пошив одного костюма уходит от двух недель. Сейчас готов один из нарядов Ларисы Огудаловой, а в цеху усиленно трудятся над юбками для цыган. Они должны быть канонично пышными и цветастыми, но из-за пышности изделия получились очень тяжелыми. По ощущениям нашей корреспондентки, одна юбка весит около 6 килограммов. А актрисам надо будет еще и танцевать в них.

Красота в деталях

— Нижняя юбка для пышности низа, вторая юбка, она выглядывает снизу, дополняя верхнюю часть своей красотой. Без нижних юбок костюма бы не состоялось. Он должен быть пышный и нарядный одновременно. Со сцены зритель увидит один красивый ансамбль, — показывает портной Клара Багрова.

Цыгане красной нитью проходят через произведения Островского, в «Бесприданнице» их музыкальные номера занимают одно из ключевых мест. Роли исполняют ведущие актеры. В драматическом театре все актеры универсальны, они играют как главные роли, так и второстепенные.

Актеры наслаждаются процессом

Сначала труппа разучивает в репетиционной хоровые и сольные песни. Сидя за столиками, актеры повторяют уже знакомый материал, иногда сбиваясь, подшучивая и поддерживая друг друга. Актеров отбирали по их голосовым возможностям — грубо говоря, нужны были люди с мощными голосами. Сам спектакль музыкально сложен, музыкальных номеров не так много, но они очень важные.

— Островский очень точно прописывает быт, быт купцов, лавочек мелких, музыкальный быт в том числе. Он очень ярко и много включает в пьесу музыкальных отрывков, песен. Используется живая музыка, это ансамбль красноярских музыкантов, которые сопровождают пение артистов театра. Я сразу хочу сказать, что потрясающе повезло театру имени Пушкина с музыкальным руководителем, которая давно, точно и скрупулезно работала над музыкальным материалом, она готовила все. Мы абсолютно точно попадаем в образ цыганского табора, — говорит Наталья Богданович, композитор из Минска.

Исполнители главных ролей

После прогона музыкальных номеров начинается полноценная репетиция на сцене. Рабочих сменяют актеры, исполняющие главные роли. Они в репетиционных костюмах, берут реквизит и выстраиваются для финальной сцены. Пока Яна Няньчук (Лариса) и Дмитрий Борков (Паратов) обсуждают своих персонажей, цыгане, как и полагается, шумят, веселятся и распеваются за сценой.

Актеры и музыканты настраиваются
Поверьте, поют цыгане восхитительно

Перед актерами появляется режиссер, разговоры смолкают и начинается серьезная работа. Ирина Керученко из зала наблюдает за каждым действием и через микрофон раздает указания и советы.

— Я ей бесконечно благодарна за такую работу со мной. У нее есть приемы, которые отличают ее от других режиссеров. Например, когда я захожу в театр на репетицию, то сразу же стараюсь существовать как Лариса. Я в жизни очень энергичная, очень деятельная, и это мне поначалу очень мешало. Благодаря режиссеру я поняла, что в театре нужно ощущать себя Ларисой. Это сильно помогает, потому что в процессе появляется правильная пластика, потому что у меня широкие жесты, активные, а Лариса мягкая, нежная, кроткая. Интересно работать с женщиной, когда она объясняет женскую сущность, взгляд на какие-то вещи, — рассказывает Яна Няньчук.

Ранее мы рассказывали о том, как в театре имени Пушкина готовили премьеру спектакля «О мышах и людях».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства