
Диджей Роман Карпович считает, что с клуба «Шоу Азарт» началась история всей индустрии клубов и заведений общепита Красноярска. На фото — совместное мероприятие «Азарта» и модного в
Фото: Роман Карпович
Поделиться
Красноярские власти демонтируют здание на Красноярском Рабочем, 180. Именно в нём располагались культовые клубы города: первый ночной клуб Красноярска «Шоу Азарт» и «Планета Красноярск», в которых выступали многие звезды музыки. На этом месте к

Роман Карпович был одним из тех, кто стоял у истоков клубного движения города
Фото: Роман Карпович / Vk.com
Поделиться
Роман Карпович: «Попасть в "Азарт" в 1995 году — всё равно что сейчас слетать на Луну»
Роман Карпович по праву может называть себя ветераном клубной сцены города. Он застал становление, пик и гибель ряда музыкально-танцевальных заведений Красноярска, в том числе и легендарных «Шоу Азарт» и «Планеты Красноярск», которые фактически проложили дорогу для всех последующих ночных клубов столицы края.
— Роман, расскажите о себе: в каком возрасте поняли, что у вас есть интерес к музыке, в какой момент решили попробовать свои силы в этой индустрии, жалеете ли о выборе или считаете, что выбрали правильную дорогу?
— Что касается меня, то тут история достаточно простая. Я крутил музыку еще в школе и тогда я понял, что становлюсь свидетелем зарождения отрасли. Диск-жокей с начала до конца
— Демонтаж здания «Азарта» и «Планеты Красноярск» на Предмостной — на ваш взгляд, можно ли назвать это событие одним из признаков «ухода эпохи» клубной культуры
— Сносить здание КТЗ (концертно-танцевального зала, который располагался там в эпоху СССР. — Прим. ред.) надо было лет 10 тому назад. За всё это время заброшка наводила жути и не вызывала позитивных эмоций. Сам по себе «Азарт» по современным меркам был очень примитивным заведением, которое было плохо предназначено для нормального отдыха. Здание КТЗ с его бетонными полами, железными стенами и армейскими туалетами с дырками в полу, с отсутствием кондиционеров и вентиляции, где летом жарко, а зимой — холодно... Что там сделали тогда, по сути? Повесили свет да поставили звук. По пятницам и субботам выносили на танцпол пластиковые столы и стулья. В баре продавали водку с соком и пиво. Кухня была просто примитивная, сервиса — ноль.

Красноярский фотограф Сергей Токарев заснял процесс демонтажа здания, где располагались «Шоу Азарт» и «Планета Красноярск». К середине — концу апреля его разберут на части полностью, и от легенды не останется и следа
Фото: Сергей Токарев / T.me
Поделиться
Ночью, когда загорались огни и включалась музыка, всё это выглядело посимпатичнее. Хотелось бы сохранить эту картинку в голове, а не то, что стояло годами и мозолило глаза несколько лет.
Если взять все существующие ныне заведения, включая рестораны, то всё равно не получится приблизиться к той значимости, которую имело в те времена «Шоу Азарт». Попасть в «Азарт» в 1995 году — всё равно что сейчас слетать на Луну. Степень влияния «Азарта» сложно переоценить. «Азарт» стал отправной точкой развития шоу-бизнеса и общепита в Красноярске. Не будь «Азарта» — и город был бы совершенно другим. Именно в «Азарте» начали свою карьеру нынешние лидеры общепита и шоу-бизнеса.
Поэтому старт эпохи ночных клубов был однозначно за «Азартом». С открытия «Азарта» шоу-бизнес поделился на до и после: до «Азарта» его попросту не было, а после «Азарта» он появился, и в этом прелесть этого заведения.
Закатом клубной культуры Красноярска стало закрытие клуба «Три дня дождя» в 2009 году. «Три дня дождя» был последним классическим ночным клубом, после него в нашем городе открывались лишь бары и кабаки.

Диджей коллекционирует сканы пригласительных флаеров различных эпох — в том числе и тех, которые раздавали гостям «Азарта». Сейчас трудно представить, чтобы тусовка в клубе под электронную музыку организовывалась при прямой поддержке мэрии Красноярска
Фото: предоставлено Романом Карповичем
Поделиться
— Расскажите, как вы играли в здании «Азарта» и «Планеты Красноярск». Есть самое запоминающееся мероприятие, которое больше других вам врезалось в память?
— Я начал работать в «Азарте» в 1994 году гоу-гоу танцором, вместе с этим учась в институте искусств. Был там балет, который так и назывался — «Шоу Азарт», участником которого был я.

Вместе с шоуменом Сергеем Минаевым. В белых одеждах — танцоры балета «Шоу Азарт», которые зачастую выступали перед посетителями до начала концертов артистов, разогревая публику
Фото: предоставлено Романом Карповичем
Поделиться
Тогда для меня это было единственной возможностью туда попасть. В те времена в «Азарт» ходили сливки общества. Первые новые русские, бандиты, важные персоны... Своеобразная публика. Это был зарождающийся тренд, и всем это было очень интересно. Лично я помню, как в «Азарте» проводили трехсуточный марафон — в четверг, пятницу и в субботу, где музыка играла без остановки. Ночью там были какие-то московские артисты и диджеи, днем — детские дискотеки и концерты. Для меня это был интересный опыт, ничего подобного я ни до, ни после не видел.
Видео: предоставлено Романом Карповичем
Конечно, вспоминаются первые выступления эстрадных звезд в нашем городе: «Иванушки International», их концерт я сам записал и сохранил спустя годы. Первый концерт группы «Руки Вверх!», серия вечеринок, посвященных «дням ТВ-6» (вещавший в 1993–2002 годах российский телеканал, где работу в сфере шоу-бизнеса начинали такие личности, как Иван Демидов, Лера Кудрявцева, Отар Кушанашвили и другие. — Прим. ред.) в Красноярске, и многие-многие другие события: концерты шведской группы Yaki-Da (известны по хиту I Saw You Dancing. — Прим. ред.), «Русского Размера», Профессора Лебединского, Влада Сташевского, «Блестящих»... Кого там только не было.
— Есть мнение, что клубный бизнес
— Оно так и было. «Азарт» в 1993 году открыла самая мощная на тот момент ОПГ Красноярска. Это была своеобразная мода и жизненная необходимость. В Москве тогда открылся клуб «Титаник», который был под крупнейшей московской ОПГ (некоторые СМИ предполагают, что заведение появилось при поддержке «солнцевской» группировки. — Прим. ред.). Ну и наши, подсмотрев у коллег по опасному бизнесу, тоже решили открыть ночной клуб. И не прогадали.
Тогда времена были веселые, открытия клубов совпали с открытиями казино. И без поддержки ОПГ невозможно было обеспечить необходимый уровень безопасности. Кстати, впоследствии это стало и проблемой «Азарта». Охрана тогда била без предупреждения и кого надо, и кого не надо. Лично я помню две истории в «Азарте», которые произошли на моих глазах.
Первая история, это когда в «Азарт» пришли какие-то московские эфэсбэшники-генералы, охрана их «хлопнула». А через час в клуб приехали все: СОБР, ОМОН — и положили всех граждан мужского пола, кто был в «Азарте». Били всех без разбора: посетителей, барменов, официантов. Охрану просто «убили». Их всех загрузили в пазик и отвезли на берег Енисея, где очень жестко избили. Настолько сильно, что после этой истории я многих из них вообще не видел больше. Что было с начальником охраны... Я не могу сказать, но после этой истории я его тоже больше не видел. Единственные, кого тогда не тронули, — это танцоры. Потому что мы были на сцене и в костюмах, и нас закрыли в гримерке. Интересно, что спустя много лет со мной познакомился товарищ, который принимал участие в этой «спецоперации» со стороны силовиков.
Была еще одна история, связанная с подрывом нашего криминального авторитета Анатолия Петровича Быкова. Мы тогда сидели в гримерке, и буквально за зданием «Шоу Азарт» взорвали радиоуправляемый фугас. Быкову повезло — он тогда уцелел (взрыв произошел 18 июня 1994 года на Предмостной площади перед авто, в котором находился Быков, после него осталась воронка

«Планета Красноярск» стала преемником «Азарта». Смена владельцев символически перекликалась со сменой эпох в стране: если в
Фото: Максим Косов
Поделиться
— Какой период можно назвать эпохой расцвета «Азарта» и «Планеты» и какой — периодом увядания и упадка?
— Люди, которые открывали «Азарт», — это была одна, так скажем, группировка. Люди, которые открывали «Планету Красноярск», — это другая группировка, молодежное движение «Лебедь» во главе с товарищем Вернером (работал вице-губернатором в краевой администрации при Александре Лебеде с января

Закрытие клуба «Три дня дождя», по мнению Карповича, стало началом заката клубной культуры Красноярска
Фото: Bellini Group / Bellinigroup.ru
Поделиться
— На ваш взгляд, та клубная культура, которую Красноярск имел в
— Клубная история стала сходить на нет после закрытия «Трех дней дождя». На данный момент ее фактически нет, этой клубной культуры. Да и само понятие уже неактуально, современная молодежь уже не понимает, что это такое. Сейчас народ разошелся по отдельным интересам и вечеринкам.
— Музыка каких жанров была в тренде в клубах Красноярска в
— Что касается музыкальных трендов. В
— Можете ли вы попробовать спрогнозировать будущее — в каком направлении будет шагать клубная культура и индустрия Красноярска далее?
— Я думаю, что это разделение усилится в ближайшие лет пять. Для публики постарше будут рестораны, кабаки и дискотеки
Анатолий Ващенко: «Игорь Сорин из "Иванушек" защищал меня перед гаишниками»

Сложно себе представить это сейчас, но ныне известный красноярский ресторатор Анатолий Ващенко в 90-е привозил звезд в первый ночной клуб Красноярска и фактически подрабатывал их шофером
Фото: Catering Bellini / Cateringbg.ru
Поделиться
Анатолий Ващенко известен красноярцам прежде всего как ресторатор, под руководством которого Bellini group явила городу целый ряд различных заведений общепита. Но мало кто знает, что до вхождения в мир ресторанов и кафе Ващенко фактически работал организатором вечеринок и концертов в первом ночном клубе Красноярска — «Шоу Азарт». И ему тоже есть, что вспомнить.
— Анатолий, демонтаж здания на Красноярском Рабочем, 180, который сейчас идет, вызывает у вас ностальгию?
— Я о демонтаже здания узнал не из СМИ, а в тот момент, когда проезжал мимо него и увидел, что его разбирают. И буквально через несколько минут мне пришло ваше сообщение с вопросами, в том числе и об этом здании. Точно могу сказать свои ощущения: никакой ностальгии у меня по тому периоду нет. Наверное, это здание так долго себя изживало, из-за чего и не осталось ничего. Наверное, если бы сразу после того, как оно закрылось, эта ностальгия безусловно бы была. Но сейчас оно уже только портит облик города своим неприглядным видом и не несет в себе ностальгии лично для меня. Может быть, в том числе и потому, что после «Шоу Азарт» и «Планеты Красноярск» в моей жизни были более интересные проекты, и я считаю, что для города они были более интересными. Всему свое время.
— В интернете вас упоминают в качестве заместителя директора «Шоу Азарт». Можете вспомнить, как «включились» в этот проект? Какое мероприятие в «Азарте» был самым запоминающимся?
— Да, я действительно был заместителем директора. Но это была номинальная должность. Я попал туда в 1996 году, мне предложили заниматься студенческими вечеринками, чтобы популяризировать вновь открывшийся тогда «Шоу Азарт». У него было несколько жизней — первая была, когда оно под патронажем компании «ААА» (в открытых источниках упоминается как «Енисейская трастовая компания "ААА"», руководителем которой указывается Виктор Кудерко, известный в качестве собственника санатория «Красноярское загорье». — Прим. ред.), а до нее еще были и другие владельцы, которые собственно, ничего не делали со зданием КТЗ: поставили пластмассовые столы и стулья, накрыли их скатертями, продавали за безумные деньги алкогольные и безалкогольные напитки.
Но это было первое заведение в Красноярске, где собирался весь тогдашний бомонд, ну и криминальные личности тоже. Потом это помещение перешло во владение компании «ААА», которая решила сделать его более интересным и правильным. Я попал туда в эпоху смены владельцев — от компании «ААА», которая была чем-то вроде «МММ», только на красноярский лад. Мне предложили вести вечеринки. Должности тогда назначались в «Азарте» без какой-то привязки к реальным делам, и меня назвали тогда заместителем директора.
Формально под моей ответственностью была работа с артистами, их привоз, обеспечение их райдера, ну а параллельно я еще занимался всеми вечеринками в «Азарте». Там я и получил первое свое образование в качестве управляющего мероприятиями. Но я не был полноценным организатором, скорее, неким координатором, который соединял всех между собой: диджеев, артистов, организаторов вечеринок и всех остальных. Параллельно я их еще всех возил на своей машине, чтобы как-то сэкономить деньги для бизнеса.
Из самого интересного... Пожалуй, я бы отметил приезд «Иванушек International» в ноябре 1996 года. Они тогда были на пике своей славы и сорвали полный аншлаг. Вспоминаю, как солист «Иванушек» Игорь Сорин защищал меня перед гаишниками и вел с ними переговоры, когда полицейские остановили нашу машину за превышение скорости.

Александр Розенбаум с работниками клуба «Шоу Азарт»
Фото: предоставлено Романом Карповичем
Поделиться
В памяти сохранились выступления и других звезд, к примеру, Владимира Кузьмина и Александра Розенбаума. Были также концерты и мероприятия с участием местных звезд. В ходе одного из таких, к примеру, мы познакомились с Дмитрием Журкиным, моим коллегой-ресторатором (совладелец и креативный директор группы Berrywood Family, которая включает в себя такие заведения, как Tunguska, «Залечь на дно в Гамбург», Green Villa Pizza и «Булгаков». — Прим. ред.), он тогда был в группе, которая делала разные постановки.

По воспоминаниям ресторатора, должности в «Азарте» какое-то время распределял криминальный авторитет Паша Цветомузыка (Вилор Струганов), фигуру которого связывают с авторитетным бизнесменом Анатолием Быковым
Фото: Канал «Анатомия Быкова» / YouTube.com
Поделиться
— В какие годы, на ваш взгляд, у «Азарта» и «Планеты» был период расцвета и когда — период упадка?
— Два взлета были у «Азарта» и один у «Планеты». Каждый из них был отмечен каким-то интересным периодом. Про первый я уже сказал, с пластмассовыми стульями, второй уже под патронажем Паши Цветомузыки, известного криминального авторитета, который назначал руководство «Азарта». И когда уже это помещение реинкарнировали как «Планету Красноярск» под патронажем господина Вернера. Пожалуй, самым золотым периодом была эпоха «Планеты». Это было более интересное и правильное заведение, которое больше было похоже на настоящий ночной клуб.

Ночной клуб «Планета Красноярск» фактически появился как пиар-проект молодежного политического движения в поддержку Александра Лебедя, которое курировал чиновник губернаторской администрации Николай Вернер
Фото: Блог Николая Вернера / Nikwerner.livejournal.com
Поделиться
— На ваш взгляд, та клубная культура 90-х и 2000-х — она окончательно умерла и не вернется никогда? И умерла ли, на ваш взгляд, вообще такая практика, как «сходить в ночной клуб и потанцевать под электронную музыку»?
— Я бы констатировал, что она умерла. Просто потому, что мы стали взрослее, все те люди, с которыми мы тогда вместе тусовались и торчали под электронную музыку, изменились. Безусловно, она существует еще в мекках каких-то электронной музыки, как на Ибице, но ее расцвет был именно в тот период, и трудно будет провернуть назад этот фарш. Но лично для меня клубная культура в том виде, в котором она была, умерла.
— Вы можете вспомнить, было ли какое-то сегментирование модной музыки 90-х,
— «Планету Красноярск» и «Нирвану» можно было отнести к клубам «условно попсовой» музыки. Были и клубы с более углубленными музыкальными направлениями: «Лабиринт», «Три дня дождя». Были клубы с еще более узкой музыкальной специализацией, как «Молекула». И еще были совсем трешовые заведения типа «Аскорбинки».

Ночной клуб «Лабиринт» базировался в здании кинотеатра «Луч» и работал с 2003 по 2007 год
Фото: Максим Косов
Поделиться
— Сейчас принято говорить о том, что красноярские заведения общепита держат марку и выделяют Красноярск на фоне ряда российских городов. Можем ли мы сказать, что что-то подобное было с красноярскими клубами
— Как обычно это бывает — всегда кажется, что в другом городе всё интереснее. Лично мне нравились тогда клубы Новосибирска и Томска (самые известные клубы Новосибирска — «Мэдисон», DOЖDЬ, «Щука», Томска — SOVA. — Прим. ред.). Но я думаю, что наш клуб «Три дня дождя» был очень крутым клубом для своего времени, как и «Лабиринт». Они были правильными, интересными и привлекательными. Но у каждого свои кумиры, поэтому, возможно, кто-то другой упомянул бы иные заведения.
— На ваш взгляд, есть ли шанс на то, что формат ночных клубов
— Лично у меня нет ощущения, что это может снова вернуться. Мне многие говорят, что было бы классно, если бы мы могли возродить наш проект Bellini Bar, где был такой, полуклубный формат. Но я думаю, что нельзя войти два раза в одну и ту же реку. Если будут отчаянные люди, которые за это возьмутся, и если у них получится, то я с удовольствием порадуюсь их успеху. Существующие сейчас клубы — The Mods Bar, «Дом» — они работают вполне неплохо, но какую-то революцию они уже не совершат.
Александр Кальтер: «COVID-19 очень сильно испортил клубную культуру Красноярска»

Александр представляет новое поколение диджеев Красноярска, которые уже в силу возраста не застали ту эпоху, когда клубная история города только-только начиналась
Фото: из личного архива Александра Кальтера
Поделиться
Александр Кальтер — красноярский диджей нового поколения, которое приняло эстафетную палочку у ветеранов клубной сцены города. Он уже не застал ряд заведений, расцвет которых остался далеко позади, но может кое-что поведать о том, какое будущее ждет клубы Красноярска.
— Александр, в какой момент вы решили попробовать свои силы в индустрии музыки? Считаете, что выбрали правильную дорогу? Какой самый большой плюс могли бы выделить в своей профессиональной стезе?
— Музыкой интересовался практически всегда. В 2012 году пытался углубляться в электронную музыку. Я тогда еще жил в Улан-Удэ, и там не было возможности заниматься музыкой — такие шансы появились только после переезда в 2016 году в Красноярск, где я начал играть в заведениях. Так я и стал полноценным участником клубной жизни города. Никогда об этом не жалел, даже в те моменты, когда это требовало много сил и времени. Жалко бывает, когда глядишь на то, что происходит: хотелось бы, чтобы было больше интересного. В последнее время чувствуешь себя каким-то плеером, а не диджеем, который имеет свой вкус и свою подачу музыки. Но я люблю музыку, люблю ее играть и делиться ею, получать отзывы, видеть, что людям нравится. Это всегда приятно и добавляет хороших эмоций, сразу понимаешь — это то, чем ты хочешь заниматься.
— Застали ли вы отголоски эпохи «Планеты Красноярск»?
— Как уже говорил, я приехал в Красноярск в 2016 году, и мне 24 года. Поэтому тяжело что-то рассказать и про «Планету Красноярск», и про эпоху
— Клубный бизнес 90-х и начала
— Да, есть мнение, что тогда действительно много всяких мероприятий проводилось под патронажем различных криминальных авторитетов, которые хотели здорово отпраздновать свои дни рождения, к примеру. Некоторые вечеринки действительно организовывались тогда по такому принципу. Но сейчас в клубной культуре каких-то ярких вещей, которые проводились бы в формате тусовок под «крышей» криминала, их нет. И я сам не сталкивался с такими предложениями.

Диджей считает, что мощный удар по клубной индустрии Красноярска нанесла пандемия COVID-19
Фото: предоставлено Александром Кальтером
Поделиться
— На ваш личный взгляд, какой период можно назвать эпохой расцвета клубной культуры Красноярска, и какой — периодом увядания и упадка?
— С 2016 по 2018–2020 год, пожалуй, было очень здорово — в Красноярске клубная культура переживала настоящий расцвет вечеринок. В заведениях были собственные мероприятия и вечеринки — в «Иксах», JOE.Пеший, «ФЛЭТе», The Mods Bar, несмотря на то, что последнее заведение заточено больше под коммерческий формат.
Тогда проводились тусовки и была максимально благодатная почва под запуск и рекламу мероприятий. Я, только-только начав работать диджеем, уже привозил артистов в Красноярск — Yanix, Big Russian Boss, «Грязный Рамирес», DJ Барбара из группы «Хлеб». Всё это процветало — и на этом можно было не только зарабатывать, но и получать удовольствие. Моя вечеринка называлась «Квадрат», у нее была такая, свойски-душевная музыка. Были хорошие движ и хастл (суета, толкотня. — Прим. ред.). Была вечеринка Flow — хип-хоп, рэп, электронная музыка. Был Based с их форматом «нового рэпа». Всё было здорово и процветало, люди интересовались вечеринками и клубной культурой. Но это всё было до COVID — люди не бедствовали и ходили в разные заведения.
Когда пришла ковидная эпоха, людей стало сложно заманить куда-то, так как люди боялись ограничений. Власть тогда тоже следила за тем, чтобы люди не ходили куда-то. В таких условиях было тяжеловато развиваться, и вечеринки начали постепенно сворачиваться. COVID очень сильно испортил клубную культуру Красноярска, потому что она просто застряла, влипла в пандемию — и не могла двигаться дальше.
— На ваш взгляд, вообще такая практика, как «сходить в ночной клуб и потанцевать под что-то электронное», она умерла? Или же просто сменились трендовые музыкальные направления и подобные тусовки ушли в более закрытый формат?
— Такая практика умерла по той причине, что сейчас мало где что-то электронное живет в плане музыкального формата. Сейчас проблема в том, что форматы музыкальных заведений постепенно скатываются в ширпотреб. Люди не особо хотят разбираться в чем-то, слушать какую-то новую музыку. Люди хотят прийти в заведение, где им нальют алкоголь, и они смогут пьяные потанцевать под то, что они знают. Поэтому так называемых музыкальных людей — как мы, диджеи, любим выражаться — таких, которые слушают музыку и цепляются на музыкальных «крючок», стало мало. Но стало очень много тех, кто приходит в заведение и просит поставить то, что они знают и любят.
Просветительская функция красноярских ночных заведений практически умерла, к сожалению. Очень мало заведений, где можно включать какие-то малоизвестные вещи, которые, возможно, кто-то заценит. Из подобных заведений на ум приходят только заведения с музыкой жанра хаус, но это — отдельная культура. Или какой-нибудь условный SOHO bar, где есть формат препартийной, сидящей тусовки, где можно попробовать что-то повкидывать. В остальных же местах с этим стало тяжеловато.
— Музыка каких жанров в тренде клубов Красноярска на протяжении последних нескольких лет? Что сейчас на слуху?
— Тренды сменились, они ушли в ширпотреб. Как уже говорил, из электронной музыки остался только хаус с со своими тусовками, но эта музыка сама по себе достаточно коммерциализирована. Если взять совсем-совсем электронщину, то есть техно-тусовка под названием lärm. Но она имеет довольно закрытый характер — так как это техно, тяжеловатая музыка, она сильно на любителя. Раньше была еще SEKTA со своими вечеринками. На этом всё. Настолько всё печально, что нет каких-то интересных событий и мероприятий. Либо они настолько в закрытом виде происходят, что красноярские диджеи, работающие в местной клубной культуре, о них попросту не знают.
Я бы разделил нынешнюю красноярскую тусовочную среду на два больших лагеря. Первый лагерь — это абсолютно обычная, простая, понятная всем попса, немножко хип-хопа, как разбавочного материала, типа Скриптонита, к сожалению, Инстасамки или Моргенштерна*, весь рэпчик последних пяти лет. Это есть и в заведениях, где я работаю: JOE.Пеший, The Welcome Bar, М96. Забавно, что практически везде неплохо люди двигаются под хип-хоп
Второй большой лагерь — это любители хауса. Это такая штука, которая приносит неплохие деньги, потому что ее аудитория достаточно взрослая и платежеспособная — и тратит деньги, не особо жадничая. Поэтому хаус-музыка в Красноярске относительно неплохо развивается, эта музыка имеет как свои заведения — Tommy House, так и свои мероприятия и события, как, например, во ФЛЭТе или в 5 Hours Bar. «Хаусовики» налаживают связи друг с другом между городами, они делают что-то.

Вечеринки VICE можно считать «золотым эталоном» вечеринок для Красноярска середины-конца 2010-х, по мнению Кальтера, но эта эпоха подходит к концу
Фото: VICE / Vk.com
Поделиться
— Застали ли вы мероприятия такого формата, как VICE? Насколько глубокий след они оставили в современной клубной истории Красноярска?
— VICE оставил действительно глубокий след в клубной истории Красноярска. Вообще, в свое время они привозили много разных и интересных артистов в наш город и они хорошо сели в трендовый поезд трэп-музыки, делая вечеринки в различных заведениях. К слову говоря, VICE сейчас будет делать три заключительных мероприятия и закрывать вечеринку. Поэтому можно сказать, что их история будет заканчиваться буквально у нас на глазах.
VICE — это, наверное, едва ли не самый успешный проект с точки зрения вечеринок. Когда они были на коне, то они были примером для остальных, в период с 2016 по 2020 год. Мероприятия тех лет были вдохновлены ими, потому что VICE дал понять, что можно делать мероприятия, можно собирать людей и можно делать крутые вечеринки. На этой волне люди придумывали что-то. Сейчас VICE стал неактуален, потому что электронная музыка, которая лежала в основе их вечеринок, была довольно агрессивной, она была зарубежной, и чтобы ее воспринимать, надо было быть «в теме». Поэтому постепенно VICE начал добавлять в свой репертуар хаус-музыку. VICE был хорош, и они вдохновили многих, но в ближайшее время они перестанут существовать.
— Можете ли вы попробовать спрогнозировать будущее — в каком направлении будет шагать клубная культура Красноярска?
— Будущее крайне туманно. Об этом говорят многие диджеи и те, кто причастен к клубной культуре Красноярска. И через этот туман проскальзывают не самые приятные вещи. С приходом на красноярский рынок такого заведения как «Че почем бар», которое выиграло конкуренцию, в первую очередь, за счет не самой высокой цены на товары — алкоголи, кухню, коктейли. Рынок очень сильно изменился после их появления. Они задали определенный стандарт этим. Поэтому многие стали снижать ценник на кухню и бар. Плюс, переманив к себе людей, они могли делать что-то интересное, но там стало всё очень массовым. С точки зрения бизнеса — проект замечательный. С другой точки зрения — люди не захотели ходить на вечеринки, после появления «Че почем». У людей пропала мотивация ходить и что-то искать.
Получилась такая ситуация, что потребности аудитории в музыке стали максимально посредственными. И вот так мы пришли к тому, что мы имеем сейчас. Плюс за последний год много интересных людей покинули наш край и страну по различным причинам... И выглядит всё так, что людей с интересным восприятием музыки, которые готовы воспринимать что-то новое, их стало очень мало. И по некоторым заведениям это очень видно — они стараются привести свой музыкальный формат к наиболее народному, чтобы любые люди могли там отдыхать. А это не особо вяжется с тем, чтобы делать какие-то прикольные вещи и экспериментировать с форматами.
COVID также убавил тягу заведений к экспериментам — клубам надо было срочно зарабатывать деньги, поэтому всякие необычные идеи отложили в долгий ящик.
Если это всё никак не поменяется, если деньги не придут в красноярские заведения и никто не будет рисковать на свой страх и риск, то, скорее всего, мы придем к тому, что клубная культура Красноярска будет всё более однообразна и во всех заведениях города будут играть одно и то же. Это самый плохой сценарий, с точки зрения обстоятельств. Я думаю, что быстро мы к такому сценарию вряд ли придем. Есть все-таки некоторые заведения, которые пытаются выиграть конкуренцию не только за счет цены, но и за счет того, что в их заведениях звучит эксклюзивная музыка. К примеру, The Welcome Bar, с их зарубежной музыкой начала
Если вы прониклись ностальгией по красноярским ночным клубам
* 7 мая 2022 года Министерство юстиции России внесло рэпера Моргенштерна в реестр физических лиц, выполняющих функции иностранного агента.