Культура «Охрана тогда била без предупреждения»: как зарождалась, расцветала и погибала клубная культура Красноярска

«Охрана тогда била без предупреждения»: как зарождалась, расцветала и погибала клубная культура Красноярска

Рассказы о первых клубах, визитах звезд и разборках с участием ОПГ и силовиков

Диджей Роман Карпович считает, что с клуба «Шоу Азарт» началась история всей индустрии клубов и заведений общепита Красноярска. На фото — совместное мероприятие «Азарта» и модного в 90-е московского клуба «Птюч»

Красноярские власти демонтируют здание на Красноярском Рабочем, 180. Именно в нём располагались культовые клубы города: первый ночной клуб Красноярска «Шоу Азарт» и «Планета Красноярск», в которых выступали многие звезды музыки. На этом месте к 400-летию Красноярска власти хотят построить хореографический колледж и «Поздеев-центр». Пока место паломничества местных тусовщиков разбирают по кусочкам, NGS24.RU вспоминает историю клубной культуры города — с диджеями Романом Карповичем, Александром Кальтером и ресторатором Анатолием Ващенко.

Роман Карпович был одним из тех, кто стоял у истоков клубного движения города

Роман Карпович: «Попасть в "Азарт" в 1995 году — всё равно что сейчас слетать на Луну»

Роман Карпович по праву может называть себя ветераном клубной сцены города. Он застал становление, пик и гибель ряда музыкально-танцевальных заведений Красноярска, в том числе и легендарных «Шоу Азарт» и «Планеты Красноярск», которые фактически проложили дорогу для всех последующих ночных клубов столицы края.

— Роман, расскажите о себе: в каком возрасте поняли, что у вас есть интерес к музыке, в какой момент решили попробовать свои силы в этой индустрии, жалеете ли о выборе или считаете, что выбрали правильную дорогу?

— Что касается меня, то тут история достаточно простая. Я крутил музыку еще в школе и тогда я понял, что становлюсь свидетелем зарождения отрасли. Диск-жокей с начала до конца 90-х был самой ключевой фигурой в ночном клубе. И, работая диск-жокеем, я зарабатывал свой самый первый опыт на этом поприще. К тому же именно тогда, в конце 90-х, я уловил все тренды и запустил свое радиошоу — программу «Петля» на радио «Афонтово». Потом была программа «Гагарин.FM» на «Европе плюс». Выпускал свои музыкальные сборники на кассетах и дисках. Я двигал клубную культуру в массы, и это дало результат. Со мной — или при моем участии — случились в Красноярске такие проекты, как «Нирвана», «Эпицентр», «Гагарин», «Че Гевара», «Малина», «Облака», «Иксы», «Лошадка», Boho Chic и Barbados в Москве... Сегодняшние реалии — это отчасти и моя заслуга тоже.

— Демонтаж здания «Азарта» и «Планеты Красноярск» на Предмостной — на ваш взгляд, можно ли назвать это событие одним из признаков «ухода эпохи» клубной культуры 90-х и 2000-х? Вызывает ли у вас демонтаж чувство сожаления, ностальгии?

— Сносить здание КТЗ (концертно-танцевального зала, который располагался там в эпоху СССР. — Прим. ред.) надо было лет 10 тому назад. За всё это время заброшка наводила жути и не вызывала позитивных эмоций. Сам по себе «Азарт» по современным меркам был очень примитивным заведением, которое было плохо предназначено для нормального отдыха. Здание КТЗ с его бетонными полами, железными стенами и армейскими туалетами с дырками в полу, с отсутствием кондиционеров и вентиляции, где летом жарко, а зимой — холодно... Что там сделали тогда, по сути? Повесили свет да поставили звук. По пятницам и субботам выносили на танцпол пластиковые столы и стулья. В баре продавали водку с соком и пиво. Кухня была просто примитивная, сервиса — ноль.

Красноярский фотограф Сергей Токарев заснял процесс демонтажа здания, где располагались «Шоу Азарт» и «Планета Красноярск». К середине — концу апреля его разберут на части полностью, и от легенды не останется и следа

Ночью, когда загорались огни и включалась музыка, всё это выглядело посимпатичнее. Хотелось бы сохранить эту картинку в голове, а не то, что стояло годами и мозолило глаза несколько лет.

Если взять все существующие ныне заведения, включая рестораны, то всё равно не получится приблизиться к той значимости, которую имело в те времена «Шоу Азарт». Попасть в «Азарт» в 1995 году — всё равно что сейчас слетать на Луну. Степень влияния «Азарта» сложно переоценить. «Азарт» стал отправной точкой развития шоу-бизнеса и общепита в Красноярске. Не будь «Азарта» — и город был бы совершенно другим. Именно в «Азарте» начали свою карьеру нынешние лидеры общепита и шоу-бизнеса.

Поэтому старт эпохи ночных клубов был однозначно за «Азартом». С открытия «Азарта» шоу-бизнес поделился на до и после: до «Азарта» его попросту не было, а после «Азарта» он появился, и в этом прелесть этого заведения.

Закатом клубной культуры Красноярска стало закрытие клуба «Три дня дождя» в 2009 году. «Три дня дождя» был последним классическим ночным клубом, после него в нашем городе открывались лишь бары и кабаки.

Диджей коллекционирует сканы пригласительных флаеров различных эпох — в том числе и тех, которые раздавали гостям «Азарта». Сейчас трудно представить, чтобы тусовка в клубе под электронную музыку организовывалась при прямой поддержке мэрии Красноярска

— Расскажите, как вы играли в здании «Азарта» и «Планеты Красноярск». Есть самое запоминающееся мероприятие, которое больше других вам врезалось в память?

— Я начал работать в «Азарте» в 1994 году гоу-гоу танцором, вместе с этим учась в институте искусств. Был там балет, который так и назывался — «Шоу Азарт», участником которого был я.

Вместе с шоуменом Сергеем Минаевым. В белых одеждах — танцоры балета «Шоу Азарт», которые зачастую выступали перед посетителями до начала концертов артистов, разогревая публику

Тогда для меня это было единственной возможностью туда попасть. В те времена в «Азарт» ходили сливки общества. Первые новые русские, бандиты, важные персоны... Своеобразная публика. Это был зарождающийся тренд, и всем это было очень интересно. Лично я помню, как в «Азарте» проводили трехсуточный марафон — в четверг, пятницу и в субботу, где музыка играла без остановки. Ночью там были какие-то московские артисты и диджеи, днем — детские дискотеки и концерты. Для меня это был интересный опыт, ничего подобного я ни до, ни после не видел.

Концерт в «Азарте» 9 ноября 1996 года стал первым шоу «Иванушек» в Красноярске. Тогда группа выступала первым составом с солистом Игорем Сориным (погиб в сентябре 1998 года), а рыжий Григорьев-Апполонов не только шептал, но и выписывал пируэты прямо на сцене

Конечно, вспоминаются первые выступления эстрадных звезд в нашем городе: «Иванушки International», их концерт я сам записал и сохранил спустя годы. Первый концерт группы «Руки Вверх!», серия вечеринок, посвященных «дням ТВ-6» (вещавший в 1993–2002 годах российский телеканал, где работу в сфере шоу-бизнеса начинали такие личности, как Иван Демидов, Лера Кудрявцева, Отар Кушанашвили и другие. — Прим. ред.) в Красноярске, и многие-многие другие события: концерты шведской группы Yaki-Da (известны по хиту I Saw You Dancing. — Прим. ред.), «Русского Размера», Профессора Лебединского, Влада Сташевского, «Блестящих»... Кого там только не было.

— Есть мнение, что клубный бизнес 90-х и начала 2000-х был «под криминалом». Приходилось ли вам слышать что-то о «крыше» «Азарта» или «Планеты»?

— Оно так и было. «Азарт» в 1993 году открыла самая мощная на тот момент ОПГ Красноярска. Это была своеобразная мода и жизненная необходимость. В Москве тогда открылся клуб «Титаник», который был под крупнейшей московской ОПГ (некоторые СМИ предполагают, что заведение появилось при поддержке «солнцевской» группировки. — Прим. ред.). Ну и наши, подсмотрев у коллег по опасному бизнесу, тоже решили открыть ночной клуб. И не прогадали.

«Били всех без разбора: посетителей, барменов, официантов. Охрану просто "убили". Их всех загрузили в пазик и отвезли на берег Енисея...»

Тогда времена были веселые, открытия клубов совпали с открытиями казино. И без поддержки ОПГ невозможно было обеспечить необходимый уровень безопасности. Кстати, впоследствии это стало и проблемой «Азарта». Охрана тогда била без предупреждения и кого надо, и кого не надо. Лично я помню две истории в «Азарте», которые произошли на моих глазах.

Первая история, это когда в «Азарт» пришли какие-то московские эфэсбэшники-генералы, охрана их «хлопнула». А через час в клуб приехали все: СОБР, ОМОН — и положили всех граждан мужского пола, кто был в «Азарте». Били всех без разбора: посетителей, барменов, официантов. Охрану просто «убили». Их всех загрузили в пазик и отвезли на берег Енисея, где очень жестко избили. Настолько сильно, что после этой истории я многих из них вообще не видел больше. Что было с начальником охраны... Я не могу сказать, но после этой истории я его тоже больше не видел. Единственные, кого тогда не тронули, — это танцоры. Потому что мы были на сцене и в костюмах, и нас закрыли в гримерке. Интересно, что спустя много лет со мной познакомился товарищ, который принимал участие в этой «спецоперации» со стороны силовиков.

Была еще одна история, связанная с подрывом нашего криминального авторитета Анатолия Петровича Быкова. Мы тогда сидели в гримерке, и буквально за зданием «Шоу Азарт» взорвали радиоуправляемый фугас. Быкову повезло — он тогда уцелел (взрыв произошел 18 июня 1994 года на Предмостной площади перед авто, в котором находился Быков, после него осталась воронка 30 х 80 сантиметров — спустя 27 лет бизнесмена осудили по мотивам этой истории. — Прим. ред.). А вот нас тогда достаточно серьезно контузило и оглушило. С потолка попадала штукатурка, стены зашатались — как мы остались в живых, я, честно говоря, сам до сих пор не знаю. Но будь снаряд тогда помощнее, думаю, этого интервью сейчас бы не было.

«Планета Красноярск» стала преемником «Азарта». Смена владельцев символически перекликалась со сменой эпох в стране: если в 90-е заведение патронировали люди, которых ассоциировали с криминалом, то с началом 2000-х заведение под патронаж взяли представители властей

— Какой период можно назвать эпохой расцвета «Азарта» и «Планеты» и какой — периодом увядания и упадка?

— Люди, которые открывали «Азарт», — это была одна, так скажем, группировка. Люди, которые открывали «Планету Красноярск», — это другая группировка, молодежное движение «Лебедь» во главе с товарищем Вернером (работал вице-губернатором в краевой администрации при Александре Лебеде с января 1999-го по сентябрь 2000-го, ныне живет в Германии. — Прим. ред.) в главной роли. «Азарт» стал загибаться спустя 3 года своей работы из-за кризиса 1998 года и после открытия конкурента в лице клуба «Нирвана», который был в тысячу раз круче «Азарта». «Планета» же открылась в новогоднюю ночь 2000-го и отлично работала до тех пор, пока не стали открываться конкуренты в лице «Колорадского папы», «Гагарина», «Лабиринта», «Эпицентра» и «Че Гевары». Если «Азарт» был VIP-заведением для избранных, то «Планета Красноярск» была молодежной дискотекой. И пока в «Планете» был Вернер со своим движением «Лебедь», там денег никто особо не считал. Но когда самого Лебедя не стало (губернатор края погиб 28 апреля 2002 года в результате крушения вертолета. — Прим. ред.), то «Планета» начала потихонечку умирать. Тем не менее она доработала года до 2008–2009-го, это тоже неплохой показатель.

Закрытие клуба «Три дня дождя», по мнению Карповича, стало началом заката клубной культуры Красноярска

— На ваш взгляд, та клубная культура, которую Красноярск имел в 90-х и в 2000-х, она умерла? И умерла ли вообще такая практика, как «сходить в ночной клуб и потанцевать»?

— Клубная история стала сходить на нет после закрытия «Трех дней дождя». На данный момент ее фактически нет, этой клубной культуры. Да и само понятие уже неактуально, современная молодежь уже не понимает, что это такое. Сейчас народ разошелся по отдельным интересам и вечеринкам.

— Музыка каких жанров была в тренде в клубах Красноярска в 90-х и в 2000-х? Что в тренде сейчас?

— Что касается музыкальных трендов. В 90-х это однозначно pumping house. Это музыка с ритмом 140 ударов в минуту. Сюда можно отнести такие группы, как «Вирус!», «Руки Вверх!», Klubbheads, Scooter. В 2000-е однозначно доминировал club house. Тогда появились такие артисты, как Benny Benassi, David Guetta, Global Deejays. Где-то после 2010 года стали популярны бары с музыкой в стиле mash-up, где играло вообще всё подряд, и поэтому как таковых модных жанров сейчас нет. Сейчас публика разделилась по интересам и вечеринкам. В целом сейчас популярно и в моде то, что близко народу. Для взрослой публики — кабаки и пивнушки, для молодежи — вечеринки по интересам.

— Можете ли вы попробовать спрогнозировать будущее — в каком направлении будет шагать клубная культура и индустрия Красноярска далее?

— Я думаю, что это разделение усилится в ближайшие лет пять. Для публики постарше будут рестораны, кабаки и дискотеки 90-х. Для публики помоложе будут заведения типа «ФЛЭТа», «Че почем бара» и какие-то точечные вечеринки наподобие SUNSET или VICE.

Анатолий Ващенко: «Игорь Сорин из "Иванушек" защищал меня перед гаишниками»

Сложно себе представить это сейчас, но ныне известный красноярский ресторатор Анатолий Ващенко в 90-е привозил звезд в первый ночной клуб Красноярска и фактически подрабатывал их шофером

Анатолий Ващенко известен красноярцам прежде всего как ресторатор, под руководством которого Bellini group явила городу целый ряд различных заведений общепита. Но мало кто знает, что до вхождения в мир ресторанов и кафе Ващенко фактически работал организатором вечеринок и концертов в первом ночном клубе Красноярска — «Шоу Азарт». И ему тоже есть, что вспомнить.

— Анатолий, демонтаж здания на Красноярском Рабочем, 180, который сейчас идет, вызывает у вас ностальгию?

— Я о демонтаже здания узнал не из СМИ, а в тот момент, когда проезжал мимо него и увидел, что его разбирают. И буквально через несколько минут мне пришло ваше сообщение с вопросами, в том числе и об этом здании. Точно могу сказать свои ощущения: никакой ностальгии у меня по тому периоду нет. Наверное, это здание так долго себя изживало, из-за чего и не осталось ничего. Наверное, если бы сразу после того, как оно закрылось, эта ностальгия безусловно бы была. Но сейчас оно уже только портит облик города своим неприглядным видом и не несет в себе ностальгии лично для меня. Может быть, в том числе и потому, что после «Шоу Азарт» и «Планеты Красноярск» в моей жизни были более интересные проекты, и я считаю, что для города они были более интересными. Всему свое время.

— В интернете вас упоминают в качестве заместителя директора «Шоу Азарт». Можете вспомнить, как «включились» в этот проект? Какое мероприятие в «Азарте» был самым запоминающимся?

— Да, я действительно был заместителем директора. Но это была номинальная должность. Я попал туда в 1996 году, мне предложили заниматься студенческими вечеринками, чтобы популяризировать вновь открывшийся тогда «Шоу Азарт». У него было несколько жизней — первая была, когда оно под патронажем компании «ААА» (в открытых источниках упоминается как «Енисейская трастовая компания "ААА"», руководителем которой указывается Виктор Кудерко, известный в качестве собственника санатория «Красноярское загорье». — Прим. ред.), а до нее еще были и другие владельцы, которые собственно, ничего не делали со зданием КТЗ: поставили пластмассовые столы и стулья, накрыли их скатертями, продавали за безумные деньги алкогольные и безалкогольные напитки.

Но это было первое заведение в Красноярске, где собирался весь тогдашний бомонд, ну и криминальные личности тоже. Потом это помещение перешло во владение компании «ААА», которая решила сделать его более интересным и правильным. Я попал туда в эпоху смены владельцев — от компании «ААА», которая была чем-то вроде «МММ», только на красноярский лад. Мне предложили вести вечеринки. Должности тогда назначались в «Азарте» без какой-то привязки к реальным делам, и меня назвали тогда заместителем директора.

Формально под моей ответственностью была работа с артистами, их привоз, обеспечение их райдера, ну а параллельно я еще занимался всеми вечеринками в «Азарте». Там я и получил первое свое образование в качестве управляющего мероприятиями. Но я не был полноценным организатором, скорее, неким координатором, который соединял всех между собой: диджеев, артистов, организаторов вечеринок и всех остальных. Параллельно я их еще всех возил на своей машине, чтобы как-то сэкономить деньги для бизнеса.

Из самого интересного... Пожалуй, я бы отметил приезд «Иванушек International» в ноябре 1996 года. Они тогда были на пике своей славы и сорвали полный аншлаг. Вспоминаю, как солист «Иванушек» Игорь Сорин защищал меня перед гаишниками и вел с ними переговоры, когда полицейские остановили нашу машину за превышение скорости.

Александр Розенбаум с работниками клуба «Шоу Азарт»

В памяти сохранились выступления и других звезд, к примеру, Владимира Кузьмина и Александра Розенбаума. Были также концерты и мероприятия с участием местных звезд. В ходе одного из таких, к примеру, мы познакомились с Дмитрием Журкиным, моим коллегой-ресторатором (совладелец и креативный директор группы Berrywood Family, которая включает в себя такие заведения, как Tunguska, «Залечь на дно в Гамбург», Green Villa Pizza и «Булгаков». — Прим. ред.), он тогда был в группе, которая делала разные постановки.

По воспоминаниям ресторатора, должности в «Азарте» какое-то время распределял криминальный авторитет Паша Цветомузыка (Вилор Струганов), фигуру которого связывают с авторитетным бизнесменом Анатолием Быковым

— В какие годы, на ваш взгляд, у «Азарта» и «Планеты» был период расцвета и когда — период упадка?

— Два взлета были у «Азарта» и один у «Планеты». Каждый из них был отмечен каким-то интересным периодом. Про первый я уже сказал, с пластмассовыми стульями, второй уже под патронажем Паши Цветомузыки, известного криминального авторитета, который назначал руководство «Азарта». И когда уже это помещение реинкарнировали как «Планету Красноярск» под патронажем господина Вернера. Пожалуй, самым золотым периодом была эпоха «Планеты». Это было более интересное и правильное заведение, которое больше было похоже на настоящий ночной клуб.

Ночной клуб «Планета Красноярск» фактически появился как пиар-проект молодежного политического движения в поддержку Александра Лебедя, которое курировал чиновник губернаторской администрации Николай Вернер

— На ваш взгляд, та клубная культура 90-х и 2000-х — она окончательно умерла и не вернется никогда? И умерла ли, на ваш взгляд, вообще такая практика, как «сходить в ночной клуб и потанцевать под электронную музыку»?

— Я бы констатировал, что она умерла. Просто потому, что мы стали взрослее, все те люди, с которыми мы тогда вместе тусовались и торчали под электронную музыку, изменились. Безусловно, она существует еще в мекках каких-то электронной музыки, как на Ибице, но ее расцвет был именно в тот период, и трудно будет провернуть назад этот фарш. Но лично для меня клубная культура в том виде, в котором она была, умерла.

— Вы можете вспомнить, было ли какое-то сегментирование модной музыки 90-х, 2000-х и 2010-х? Какие клубы были на слуху в 2000-е и 2010-е?

— «Планету Красноярск» и «Нирвану» можно было отнести к клубам «условно попсовой» музыки. Были и клубы с более углубленными музыкальными направлениями: «Лабиринт», «Три дня дождя». Были клубы с еще более узкой музыкальной специализацией, как «Молекула». И еще были совсем трешовые заведения типа «Аскорбинки».

Ночной клуб «Лабиринт» базировался в здании кинотеатра «Луч» и работал с 2003 по 2007 год

— Сейчас принято говорить о том, что красноярские заведения общепита держат марку и выделяют Красноярск на фоне ряда российских городов. Можем ли мы сказать, что что-то подобное было с красноярскими клубами 90-х, 2000-х и 2010-х? Или же они не сильно чем-то выделялись на фоне своих коллег из других сибирских городов тех эпох, на ваш взгляд?

— Как обычно это бывает — всегда кажется, что в другом городе всё интереснее. Лично мне нравились тогда клубы Новосибирска и Томска (самые известные клубы Новосибирска — «Мэдисон», DOЖDЬ, «Щука», Томска — SOVA. — Прим. ред.). Но я думаю, что наш клуб «Три дня дождя» был очень крутым клубом для своего времени, как и «Лабиринт». Они были правильными, интересными и привлекательными. Но у каждого свои кумиры, поэтому, возможно, кто-то другой упомянул бы иные заведения.

— На ваш взгляд, есть ли шанс на то, что формат ночных клубов 90-х и 2000-х может когда-нибудь вернуться? Особенно на фоне ностальгии по 90-м и 2000-м у поколений, чья молодость пришлась на эти времена. Или же сейчас есть какие-либо иные форматы ночных клубов, которые, на ваш взгляд, могут «выстрелить»?

— Лично у меня нет ощущения, что это может снова вернуться. Мне многие говорят, что было бы классно, если бы мы могли возродить наш проект Bellini Bar, где был такой, полуклубный формат. Но я думаю, что нельзя войти два раза в одну и ту же реку. Если будут отчаянные люди, которые за это возьмутся, и если у них получится, то я с удовольствием порадуюсь их успеху. Существующие сейчас клубы — The Mods Bar, «Дом» — они работают вполне неплохо, но какую-то революцию они уже не совершат.

Александр Кальтер: «COVID-19 очень сильно испортил клубную культуру Красноярска

»

Александр представляет новое поколение диджеев Красноярска, которые уже в силу возраста не застали ту эпоху, когда клубная история города только-только начиналась

Александр Кальтер — красноярский диджей нового поколения, которое приняло эстафетную палочку у ветеранов клубной сцены города. Он уже не застал ряд заведений, расцвет которых остался далеко позади, но может кое-что поведать о том, какое будущее ждет клубы Красноярска.

— Александр, в какой момент вы решили попробовать свои силы в индустрии музыки? Считаете, что выбрали правильную дорогу? Какой самый большой плюс могли бы выделить в своей профессиональной стезе?

— Музыкой интересовался практически всегда. В 2012 году пытался углубляться в электронную музыку. Я тогда еще жил в Улан-Удэ, и там не было возможности заниматься музыкой — такие шансы появились только после переезда в 2016 году в Красноярск, где я начал играть в заведениях. Так я и стал полноценным участником клубной жизни города. Никогда об этом не жалел, даже в те моменты, когда это требовало много сил и времени. Жалко бывает, когда глядишь на то, что происходит: хотелось бы, чтобы было больше интересного. В последнее время чувствуешь себя каким-то плеером, а не диджеем, который имеет свой вкус и свою подачу музыки. Но я люблю музыку, люблю ее играть и делиться ею, получать отзывы, видеть, что людям нравится. Это всегда приятно и добавляет хороших эмоций, сразу понимаешь — это то, чем ты хочешь заниматься.

— Застали ли вы отголоски эпохи «Планеты Красноярск»?

— Как уже говорил, я приехал в Красноярск в 2016 году, и мне 24 года. Поэтому тяжело что-то рассказать и про «Планету Красноярск», и про эпоху 90-х и 2000-х красноярских клубов.

— Клубный бизнес 90-х и начала 2000-х был «под криминалом». Приходилось ли вам слышать что-то подобное о «крышах» тех или иных заведений? Сейчас подобная практика окончательно ушла в небытие?

— Да, есть мнение, что тогда действительно много всяких мероприятий проводилось под патронажем различных криминальных авторитетов, которые хотели здорово отпраздновать свои дни рождения, к примеру. Некоторые вечеринки действительно организовывались тогда по такому принципу. Но сейчас в клубной культуре каких-то ярких вещей, которые проводились бы в формате тусовок под «крышей» криминала, их нет. И я сам не сталкивался с такими предложениями.

Диджей считает, что мощный удар по клубной индустрии Красноярска нанесла пандемия COVID-19

— На ваш личный взгляд, какой период можно назвать эпохой расцвета клубной культуры Красноярска, и какой — периодом увядания и упадка?

— С 2016 по 2018–2020 год, пожалуй, было очень здорово — в Красноярске клубная культура переживала настоящий расцвет вечеринок. В заведениях были собственные мероприятия и вечеринки — в «Иксах», JOE.Пеший, «ФЛЭТе», The Mods Bar, несмотря на то, что последнее заведение заточено больше под коммерческий формат.

Тогда проводились тусовки и была максимально благодатная почва под запуск и рекламу мероприятий. Я, только-только начав работать диджеем, уже привозил артистов в Красноярск — Yanix, Big Russian Boss, «Грязный Рамирес», DJ Барбара из группы «Хлеб». Всё это процветало — и на этом можно было не только зарабатывать, но и получать удовольствие. Моя вечеринка называлась «Квадрат», у нее была такая, свойски-душевная музыка. Были хорошие движ и хастл (суета, толкотня. — Прим. ред.). Была вечеринка Flow — хип-хоп, рэп, электронная музыка. Был Based с их форматом «нового рэпа». Всё было здорово и процветало, люди интересовались вечеринками и клубной культурой. Но это всё было до COVID — люди не бедствовали и ходили в разные заведения.

Когда пришла ковидная эпоха, людей стало сложно заманить куда-то, так как люди боялись ограничений. Власть тогда тоже следила за тем, чтобы люди не ходили куда-то. В таких условиях было тяжеловато развиваться, и вечеринки начали постепенно сворачиваться. COVID очень сильно испортил клубную культуру Красноярска, потому что она просто застряла, влипла в пандемию — и не могла двигаться дальше.

— На ваш взгляд, вообще такая практика, как «сходить в ночной клуб и потанцевать под что-то электронное», она умерла? Или же просто сменились трендовые музыкальные направления и подобные тусовки ушли в более закрытый формат?

— Такая практика умерла по той причине, что сейчас мало где что-то электронное живет в плане музыкального формата. Сейчас проблема в том, что форматы музыкальных заведений постепенно скатываются в ширпотреб. Люди не особо хотят разбираться в чем-то, слушать какую-то новую музыку. Люди хотят прийти в заведение, где им нальют алкоголь, и они смогут пьяные потанцевать под то, что они знают. Поэтому так называемых музыкальных людей — как мы, диджеи, любим выражаться — таких, которые слушают музыку и цепляются на музыкальных «крючок», стало мало. Но стало очень много тех, кто приходит в заведение и просит поставить то, что они знают и любят.

Просветительская функция красноярских ночных заведений практически умерла, к сожалению. Очень мало заведений, где можно включать какие-то малоизвестные вещи, которые, возможно, кто-то заценит. Из подобных заведений на ум приходят только заведения с музыкой жанра хаус, но это — отдельная культура. Или какой-нибудь условный SOHO bar, где есть формат препартийной, сидящей тусовки, где можно попробовать что-то повкидывать. В остальных же местах с этим стало тяжеловато.

— Музыка каких жанров в тренде клубов Красноярска на протяжении последних нескольких лет? Что сейчас на слуху?

— Тренды сменились, они ушли в ширпотреб. Как уже говорил, из электронной музыки остался только хаус с со своими тусовками, но эта музыка сама по себе достаточно коммерциализирована. Если взять совсем-совсем электронщину, то есть техно-тусовка под названием lärm. Но она имеет довольно закрытый характер — так как это техно, тяжеловатая музыка, она сильно на любителя. Раньше была еще SEKTA со своими вечеринками. На этом всё. Настолько всё печально, что нет каких-то интересных событий и мероприятий. Либо они настолько в закрытом виде происходят, что красноярские диджеи, работающие в местной клубной культуре, о них попросту не знают.

Я бы разделил нынешнюю красноярскую тусовочную среду на два больших лагеря. Первый лагерь — это абсолютно обычная, простая, понятная всем попса, немножко хип-хопа, как разбавочного материала, типа Скриптонита, к сожалению, Инстасамки или Моргенштерна*, весь рэпчик последних пяти лет. Это есть и в заведениях, где я работаю: JOE.Пеший, The Welcome Bar, М96. Забавно, что практически везде неплохо люди двигаются под хип-хоп 2000-х. Условных 50 Cent или Джастина Тимберлейка поставить можно — везде зайдет.

Второй большой лагерь — это любители хауса. Это такая штука, которая приносит неплохие деньги, потому что ее аудитория достаточно взрослая и платежеспособная — и тратит деньги, не особо жадничая. Поэтому хаус-музыка в Красноярске относительно неплохо развивается, эта музыка имеет как свои заведения — Tommy House, так и свои мероприятия и события, как, например, во ФЛЭТе или в 5 Hours Bar. «Хаусовики» налаживают связи друг с другом между городами, они делают что-то.

Вечеринки VICE можно считать «золотым эталоном» вечеринок для Красноярска середины-конца 2010-х, по мнению Кальтера, но эта эпоха подходит к концу

— Застали ли вы мероприятия такого формата, как VICE? Насколько глубокий след они оставили в современной клубной истории Красноярска?

— VICE оставил действительно глубокий след в клубной истории Красноярска. Вообще, в свое время они привозили много разных и интересных артистов в наш город и они хорошо сели в трендовый поезд трэп-музыки, делая вечеринки в различных заведениях. К слову говоря, VICE сейчас будет делать три заключительных мероприятия и закрывать вечеринку. Поэтому можно сказать, что их история будет заканчиваться буквально у нас на глазах.

VICE — это, наверное, едва ли не самый успешный проект с точки зрения вечеринок. Когда они были на коне, то они были примером для остальных, в период с 2016 по 2020 год. Мероприятия тех лет были вдохновлены ими, потому что VICE дал понять, что можно делать мероприятия, можно собирать людей и можно делать крутые вечеринки. На этой волне люди придумывали что-то. Сейчас VICE стал неактуален, потому что электронная музыка, которая лежала в основе их вечеринок, была довольно агрессивной, она была зарубежной, и чтобы ее воспринимать, надо было быть «в теме». Поэтому постепенно VICE начал добавлять в свой репертуар хаус-музыку. VICE был хорош, и они вдохновили многих, но в ближайшее время они перестанут существовать.

— Можете ли вы попробовать спрогнозировать будущее — в каком направлении будет шагать клубная культура Красноярска?

— Будущее крайне туманно. Об этом говорят многие диджеи и те, кто причастен к клубной культуре Красноярска. И через этот туман проскальзывают не самые приятные вещи. С приходом на красноярский рынок такого заведения как «Че почем бар», которое выиграло конкуренцию, в первую очередь, за счет не самой высокой цены на товары — алкоголи, кухню, коктейли. Рынок очень сильно изменился после их появления. Они задали определенный стандарт этим. Поэтому многие стали снижать ценник на кухню и бар. Плюс, переманив к себе людей, они могли делать что-то интересное, но там стало всё очень массовым. С точки зрения бизнеса — проект замечательный. С другой точки зрения — люди не захотели ходить на вечеринки, после появления «Че почем». У людей пропала мотивация ходить и что-то искать.

Получилась такая ситуация, что потребности аудитории в музыке стали максимально посредственными. И вот так мы пришли к тому, что мы имеем сейчас. Плюс за последний год много интересных людей покинули наш край и страну по различным причинам... И выглядит всё так, что людей с интересным восприятием музыки, которые готовы воспринимать что-то новое, их стало очень мало. И по некоторым заведениям это очень видно — они стараются привести свой музыкальный формат к наиболее народному, чтобы любые люди могли там отдыхать. А это не особо вяжется с тем, чтобы делать какие-то прикольные вещи и экспериментировать с форматами.

COVID также убавил тягу заведений к экспериментам — клубам надо было срочно зарабатывать деньги, поэтому всякие необычные идеи отложили в долгий ящик.

Если это всё никак не поменяется, если деньги не придут в красноярские заведения и никто не будет рисковать на свой страх и риск, то, скорее всего, мы придем к тому, что клубная культура Красноярска будет всё более однообразна и во всех заведениях города будут играть одно и то же. Это самый плохой сценарий, с точки зрения обстоятельств. Я думаю, что быстро мы к такому сценарию вряд ли придем. Есть все-таки некоторые заведения, которые пытаются выиграть конкуренцию не только за счет цены, но и за счет того, что в их заведениях звучит эксклюзивная музыка. К примеру, The Welcome Bar, с их зарубежной музыкой начала 2000-х, вечеринками в стиле MTV и всяким таким. Это их формат — он и ассоциируется с ними. Конечно, он не самый экспериментальный, но он имеет какую-то свою изюминку. Если же заведения будут пытаться работать над тем, чтобы их музыкальный формат был уникальным, то, возможно, мы вернемся к тому, что у нас в городе будут делать вечеринки. Сейчас, как я говорил, у нас есть хаус, ширпотреб в той или иной форме, и есть lärm как отдельная техно-вечеринка. И на этом всё. Это печально! Потому что хотелось бы, чтобы всего было больше.

Если вы прониклись ностальгией по красноярским ночным клубам 90-х и 2000-х, то для вас есть небольшой бонус-трек в VK можно посмотреть фотоархив знаменитого красноярского сайта Party.scn.ru (ныне не работающего): полистайте альбомы группы, возможно, вы найдете на старых снимках себя или кого-то из своих знакомых.

* 7 мая 2022 года Министерство юстиции России внесло рэпера Моргенштерна в реестр физических лиц, выполняющих функции иностранного агента.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства