Шокирующее сообщение о смерти известного оперного певца Дмитрия Хворостовского появилось сегодня днём. Артист скончался в возрасте 55 лет после 2,5 лет борьбы с раком мозга. Последние минуты жизни он провёл в окружении семьи недалеко от своего дома в Лондоне. Вспоминаем, каким был путь артиста и чем запомнился Хворостовский красноярцам.
Дмитрий Хворостовский родился в Красноярске в 1962 году в семье инженера-химика и врача. Отец Дмитрия в свободное время любил петь, музицировал на фортепиано и коллекционировал записи звёзд мировой оперной сцены. Будучи «технарём» по специальности, он пел так, что могли позавидовать и оперные певцы. Любовь к музыке передал и сыну.
Маленький Дима ходил в школу № 94 на Московской по месту жительства. В учёбе проявлял склонность к гуманитарным наукам и не любил ходить на субботники. Когда к нему обращались с просьбой или поручением, всегда выполнял без замечаний и нареканий. Параллельно занимался в музыкальной школе № 4, однако в школьных концертах никогда не участвовал и о растущем таланте педагоги не догадывались.
«Классный руководитель Алла Васильевна всегда говорила, что ничем не выделялся — средний ученик, кто бы знал, что станет такой звездой! Закончил 10 классов. Аттестат в основном с 4, 5, есть немного троек», — рассказывает директор школы Татьяна Жихарева.
Затем Дмитрий поступил в Красноярское педагогическое училище им. Горького. Заведующая музыкальным отделением Людмила Блохина рассказывает: мальчик пришёл к ним с хорошим голосом и крепкой фортепианной подготовкой, но предвидеть мировую славу тогда ещё не могли.
«Пришёл мальчиком после школы в училище — молодой, воспитанный, из хорошей семьи. И уже тогда у него была чуть проглядывающая седина в голове. Он не был идеальным, не был паинькой, сдувающим пылинки. Он был нормальным, и ему было свойственно всё то, что делали другие нормальные студенты. Любил петь, участвовал в капустниках, однажды даже вышел на сцену в образе Аллы Пугачёвой, было очень интересно!» — вспоминает Людмила Блохина.
Когда Хворостовский заканчивал педучилище, председатель комиссии красноярский композитор Фёдор Веселков и сама Людмила Блохина лично написали Дмитрию рекомендательное письмо для поступления в Институт искусств. Уже тогда педагоги видели целеустремлённость будущего артиста.
«Он очень чётко понимал, кем хочет стать, и настойчиво добивался своей цели», — говорит Блохина.
Поступив в Институт искусств, Хворостовский сразу попал в класс к знаменитому педагогу Екатерине Иофель. Женщина скончалась в начале 2017 года, однако воспоминания о Дмитрии остались и у других преподавателей.
Концертмейстер оперного класса кафедры сольного пения и оперной подготовки Марина Орёл характеризует Хворостовского как дисциплинированного и талантливого студента.
«Дима занимался у меня 3-й, 4-й и 5-й курсы. Ему бог дал много таланта и способностей — и голос, и дыхание... Он был настоящим сибирским парнем, совсем молодым. В компаниях всегда был рубаха-парень — харизматичный, весёлый, душа компании, все к нему тянулись», — вспоминает преподаватель.
На 3-м курсе института Хворостовский начал работать солистом в Красноярском театре оперы и балета. Начинал, как каждый солист, с маленьких партий в детских сказках — пел ёжика в «Теремке». Вскоре ему начали доверять и более серьёзные роли.
Застал Хворостовского студентом и дирижёр оперного театра Александр Кассинский: мужчина преподавал Дмитрию вокальный ансамбль и вёл оперный класс.
«Он был очень ярким студентом, учился хорошо. Прогуливал вряд ли, но то, что был отмечен природой и господом богом, это было понятно сразу. Это была очень яркая личность с очень красивым голосом. Сразу выделялся своими данными. Хворостовский — это комплекс всего: музыкальности, прекрасного голоса, прекрасной внешности, характера, без которого невозможна никакая карьера. Это такое сочетание, которое редко встречается», — рассказывает Кассинский.
Дипломным спектаклем Хворостовского в институте стала «Иоланта» Чайковского. Дмитрий пел партию Роберто, партию Иоланты пела Татьяна Ворожцова, народная артистка, позже уехавшая в Новосибирск. Со своей ролью выпускник справился прекрасно, по заверению преподавателей.
Позднее дирижёр Кассинский узнал Дмитрия и как профессионального вокалиста.
«С ним было легко работать, человек очень музыкальный, очень яркий… Его тембр, его манера пения, его звуковедение… Три звука — и уже ты понимаешь, что это он, его невозможно ни с кем перепутать было! Когда выходил на сцену, это всегда было событие», — вспоминает Кассинский.
Ещё одна коллега Хворостовского из оперного театра, народная артистка России Лариса Марзоева рассказывает, что главной особенностью Хворостовского стали не столько природные данные, сколько готовность и желание работать.
«Он был выдающийся человек, человек Земли, поцелованный Богом. И как он трудился, как он вкалывал, как он работал, вы не представляете! Не каждый молодой человек одарён такой трудоспособностью и таким желанием быть в той профессии, которую он выбрал. Обучаясь на втором курсе, он спел партию Елецкого в «Пиковой даме», которая по силам не всем певцам, во всяком случае, в таком молодом возрасте. Это очень сложная партия. Просто ноты петь каждый умеет, а вот спеть так, как написано у Чайковского, не каждому дано», — рассказывает Лариса Марзоева.
В театре Марзоеву часто ставили в пару с Хворостовским: артисты прекрасно смотрелись вместе. Миниатюрная Лариса и мужественный Дмитрий сыграли не одну любовную сцену, вместе ездили в гастроли и дружили за пределами театра. Последняя встреча артистов состоялась около 10 лет назад в Сеуле. Лариса отмечала там свой день рождения, а Хворостовский выступал с концертом.
Слава и признание пришли к Хворостовскому рано. В 1989 году в возрасте 27 лет артист победил в Международном конкурсе оперных певцов в Кардиффе. С тех пор его начали приглашать выступать на лучших оперных сценах мира и стали называть «золотым баритоном России».
Но всё изменилось 24 июня 2015 года. На официальном сайте артиста появилось объявление об отмене выступлений до конца лета, причиной стала выявленная у него опухоль мозга. Хворостовский уехал на лечение в Лондон, а осенью вновь вышел на сцену. В октябре, впервые после курса лечения, он дал концерт в России, а в декабре 2016 года экстренно отменил выступления в ряде городов, в том числе и в родном Красноярске.
Следующая встреча Хворостовского с красноярцами состоялась лишь в июне 2017 года. Несмотря на травму руки и заболевание, певец прилетел на малую родину и выступил в БКЗ.
«Не смогла сходить, так как был плотный график репетиций. Потом смотрела сюжет по телевидению, и сердце сжалось от боли. Это был уже не тот Дима-крепыш, атлетически сложенный… Было видно, что это был тяжело больной человек. Было так обидно, что так рано... Конечно, надеялись, что победит свою болезнь, но чуда не случилось», — говорит педагог Марина Орёл.
Последние годы жизни Хворостовский прожил в Лондоне со своей второй супругой Флоранс и двумя детьми — дочкой Ниной, которая «растёт артисткой и поёт каждую минуту», и сыном Максимом, который «пока не поёт, но умеет прекрасно имитировать голоса».
В одном из последних интервью Хворостовский признался, что теперь для него каждое выступление перед публикой как лакмусовая бумажка — проверка себя, своего голоса, который может зазвучать по-новому даже вопреки физическому состоянию.
Однако в памяти друзей и знакомых Хворостовский так и останется не только лучшим, но и непревзойдённым.
«Равных ему, наверное, не будет ещё очень долго», — признаётся Людмила Блохина.