Это чудовищное преступление поразило даже следователей по особо важным делам, повидавших на работе всякое. Что уж говорить об остальных красноярцах. В благополучном многоквартирном доме в Кировском районе неизвестный устроил настоящую кровавую баню. Жертвами стали члены простой скромной семьи: 47-летняя женщина, ее 9-летняя дочь и 77-летний дедушка. Монстр резал их кухонным ножом. От количества ударов полы в квартире стали бордово-красными. На засохшей жидкости остались отпечатки мужской обуви. Спецы, работавшие над этим делом, рассказали, как удалось поймать убийцу, тщательно заметавшего следы.
«Это могло повториться»
В апреле 2020 года красноярские соцсети взбудоражила новость: в городе орудует маньяк. Только-только начинался карантин из-за пандемии коронавируса. Людям запретили без лишней надобности выходить из квартир. Тут же поползи слухи: некто может ходить по домам и резать граждан. Сплетни были небезосновательны. В самом конце марта в городе действительно произошло массовое убийство с особой жестокостью.
Семью из трех человек зверски зарезали в их собственной квартире. Следов взлома не было, значит потерпевшие сами открыли «маньяку». Преступник ничего не украл, не было сексуального насилия. Но он так истерзал тела, словно сильно их ненавидел. Количество колото-резаных ран, насчитанных на трупах, было огромным.
— Это достаточно резонансное преступление было, потому что информация быстро просочилась в паблики, в группы в социальных сетях. Начало работать сарафанное радио. Люди действительно испугались. Да и вообще в таких преступлениях, где не очевиден мотив и непонятно, кто совершил, очень страшно, что может быть повторение, — говорит руководитель следственного отдела управления по расследованию особо важных дел Яна Сырымбетова. Именно она возглавила следствие и при помощи коллег вывела убийцу на чистую воду.
Для раскрытия громкого дела в Красноярске сразу же была создана одна из самых больших следственно-оперативных групп. В нее вошли почти все подразделения уголовного розыска края, помогали городские следственные отделы, подключилась полиция, сотрудники экспертных подразделений. Криминалист Антон Логинов одним из первых оказался на месте преступления и ужаснулся увиденному.
— Осмотр места происшествия продолжался более 12 часов. Там было огромное количество крови, следов обуви, генетического материала. С большой осторожностью всё нужно было собрать и правильно упаковать. Трое погибших людей — каждый труп нужно осмотреть. Плюс ко всему на месте происшествия мы обнаружили следы инсценировки. Преступник попытался представить картину таким образом, будто дедушка всех убил, а после совершил самоубийство, — вспоминает Логинов.
77-летний старик полулежал на диване без одежды, но почему-то в зимних ботинках. Следы этой обуви были по всей квартире, якобы он ходил после убийства дочери и внучки и переносил тела родственников в зал. Однако было известно, что пожилой мужчина сильно болел, пользовался мочевым катетером. Мог ли он в таком состоянии устроить резню? Следователи решили, что вряд ли.
В левую руку дедушки был вставлен окровавленный нож, хотя экспертам сразу было очевидно, что убийство совершил правша. Да и сам нож был явно не тот, каким было нанесено большинство ударов. К тому же у погибшего были колото-резаные раны на спине — сам себе человек не смог бы нанести такие ранения.
— Видимо, преступник, пытаясь сделать эту инсценировку, находился в очень возбужденном состоянии и все эти несостыковки просто не учел, — комментирует криминалист. — Мы отправили на экспертизу все предметы, к которым реальный преступник мог прикасаться: изъяли нож из рук дедушки, который, очевидно, был ему вложен. Изъяли обувь. Плавки у убитой 9-летней девочки были приспущены — это тоже входило в инсценировку. Нижнее белье мы тоже взяли на проверку. В ванне он пытался что-то замыть или пытался сам умыться. Там лежало полотенце, о которое злоумышленник вытирал руки и лицо. Это полотенце также стало уликой со следами его генетического материала.
Параллельно с экспертно-криминалистической проверкой велась работа «в полях». Главной зацепкой для поиска преступника стала именно обувь. Помимо зимних ботинок на ногах престарелой жертвы, в квартире обнаружили следы обуви с другим рисунком. Предположительно, это был мужской размер ноги.
— Версия, что убийства совершали два человека, не исключалась, — объясняет Яна Сырымбетова. — Но что обратило на себя внимание — в квартире погибших было много крови, а в подъезде ее вообще не было. Спросили у уборщицы. Она подтвердила — подъезд всё время был чистым, ни одного красного пятна она не видела. Это значит, что убийца мог уйти либо в другой обуви, либо ему было идти совсем недалеко и уйти он мог босым. Сразу был организован поквартирный обход. Полицейские проверили, где в момент убийства находился каждый из соседей и кто к ним приходил в гости.
У жильцов каждой из квартир устроили дотошную ревизию обуви. Осматривали всё: от домашних тапочек до спрятанных на антресолях рыбацких сапог. Рисунок на подошве сличали со следами, оставленными в квартире. Параллельно искали в интернете, какая обувь могла оставить такой след. Пересмотрели сотни вариантов: ботинки, кроссовки, кеды. И нашли! Тот самый узор, один в один, оказался у обыкновенных резиновых сланцев. Такие мужчины часто носят летом или надевают дома.
Бдительные соседи
Свою лепту в расследование внесли жильцы ближайших квартир. Некоторые из них оказались очень наблюдательными и даже снабдили правоохранителей вещественными доказательствами.
Так, сосед по лестничной клетке рассказал, что слышал, как некто в тот вечер выбежал из квартиры и далеко не убежал.
— Я слышал, что кто-то протопал, но не спускался по этажам вниз и не вызывал лифт, — объяснял он. Версия следователей, что преступник живет неподалеку, подтвердилась. Тут же подоспели и показания другого свидетеля.
Женщина с верхнего этажа буквально караулила злоумышленников. Ранее у нее поцарапали машину, припаркованную возле дома. Вандала она так и не нашла. Второй раз автолюбительница не собиралась терпеть подобное хулиганство. Она установила у себя на подоконнике кустарную систему видеонаблюдения — закрепила скотчем смартфон. Камера снимала происходящее во дворе, когда наступали сумерки.
В тот вечер на ее записи дважды попал молодой сосед. Он не делал ничего противозаконного. Два раза подходил к контейнеру и выбрасывал какой-то мусор. Что было в пакетах — неизвестно. Утром мусоровоз увез отходы на свалку.
— Ко вторым суткам расследования мы сосредоточились на одном подозрительном соседе. Именно он попал на видеозапись бдительной жительницы, — рассказывает руководитель следственной группы Яна Сырымбетова. — К тому моменту у него уже проводился обыск в жилище. Подняли протокол, посмотрели, что было изъято, какая обувь находилась в квартире. На допросах он говорил, что был дома один, выпивал. Причем количество алкоголя называл совершенно небольшое.
«Ничем не выдающийся человек»
Первым подозреваемым оказался 32-летний Иван Ежов. Худой русоволосый мужчина. Правильные черты лица, грамотная речь. Примерный семьянин и работяга.
— Это был среднестатистический, ничем не выдающийся человек. Он не был никогда ранее судим. Не привлекался к административной ответственности. У него была жена и маленький ребенок. Работал. Строил планы на будущее. Вел обычный образ жизни. Алкоголиком не был и не употреблял наркотические средства. Характеризовался удовлетворительно везде. Не имел склонностей к агрессии, насилию, — так описала подозреваемого Сырымбетова.
И всё же она отдала распоряжение проверить его досконально. Все ниточки вели к его непримечательной персоне.
— В отношении данного лица у нас появились вопросы. Мы не знали, что именно он выбросил. Было предположение, что это был нож — орудие убийства. Наша следственно-оперативная группа работала на многих городских свалках. Оттуда мне принесли на исследование порядка двухсот ножей. Но нам не удалось найти тот самый, — признается криминалист Логинов.
— Следом за Иваном мы допросили его супругу. Она описала количество пар обуви, которые были у мужа. Таким образом мы выяснили, какая обувь отсутствует. Это были сланцы с тем самым рисунком подошвы, — рассказывает Яна Сырымбетова. — Из разговора с женой вскрылся еще один важный момент. В вечер убийства ей позвонил супруг и сообщил, что сломал нож, когда резал сало. После всех новых подробностей сотрудники полиции предложили ему пройти допрос с использованием полиграфа. Подозреваемый его не прошел.
Факт, что Иван избавился от основного орудия убийства, косвенно подтвердила продавщица павильона, в котором мужчина покупал выпивку. Утром она складывала мусор, накопившийся за ночную смену, в тот самый бак. Она увидела там пакет, из которого торчал сломанный нож.
— Картинка сложилась. Стало ясно, что подозреваемый нас обманывает. Выяснилось, что выбросил он не только сломанный нож, но и обувь, в которой был в тот вечер. Мы приняли решение его задержать. После этого он практически сразу написал чистосердечное признание, — вспоминает Сырымбетова.
«Я спросил, можно ли войти. Она сказала, что нет»
— Любимая, я уже скучаю. Возвращайтесь скорее! — примерный семьянин Иван только что проводил жену и ребенка к теще за город на выходные и писал ей в вотсапе сообщения с эмодзи-сердечками. Сам остался в городе. Он работал по сменам, до отпуска было далеко. Радовало, что впереди еще пара выходных. Можно и отдохнуть в одиночестве, без семьи.
В ларьке рядом с домом взял свою обычную норму пива. Включил компьютер. Скачал пару фильмов пожестче: мужчине нравились кровавые боевики и триллеры — самое то для эмоциональной разрядки. Близился вечер. Иван сбегал за добавкой и переключился на летсплеи. В Youtube можно часами залипать на прохождение шутеров. Самый любимый — Doom Eternal — стрелялка от первого лица. Игра имитирует наличие оружия в руке геймера. А тела монстров-врагов разлетаются, как кровавый фейерверк, от пары выстрелов. Особо живучих можно добить ножом.
Глоток за глотком, сознание у Ивана начало путаться, а ярость нарастать. Позже на следствии он будет рассказывать, что помнит последующие события очень хорошо. Но всё происходило будто не наяву, а где-то в параллельной реальности — так ему казалось.
— Я уже изрядно выпимший был. За пазухой был нож кухонный, большой. Сказал себе, что я смогу. Она, [соседка], стояла вот здесь. Дверь приоткрылась. Я спросил, можно ли войти. Она сказала, что нет. Ну и в этот момент я прыгнул в квартиру, вытащил нож из-за пазухи и ударил ее в район шеи, — на следственном эксперименте Иван рассказывает о зверской резне спокойным, монотонным голосом. — Здесь на диване дедушка начал приподниматься. Я подбежал, начал наносить ему ножевые удары. [Потом] развернулся и побежал в обратную сторону, в ванну... где ее дочь [пряталась]. Она лежала спиной сюда, закрыв голову руками. Я подошел и тоже нанес несколько ударов ножом...
К массовому убийству Иван подготовился и предусмотрительно надел перчатки. Когда жертвы были мертвы, он решил замести следы.
— Взял вот так ее за руку и за ногу и понес в зал. По пути нанес лежащей еще несколько ножевых вот так, — он показывает детали убийства всё также безэмоционально.
Следователи понимали, для установления виновности одного признания мало. Должны быть неопровержимые доказательства на случай, если убийца решит отказаться от своих показаний. Тут-то и подоспели результаты экспертизы с генетическими следами преступника.
Запаховая экспертиза
— У каждого человека есть свой оригинальный запах. Нет в природе даже двух людей, которые пахнут одинаково, — объясняет эксперт-криминалист Антон Логинов. — Запах выделяется кровью на поверхность кожи с фолиевыми кислотами. Когда человек находится в возбужденном состоянии и, потный, к чему-то прикасается, он может оставить свой запах. Более того, кровь погибшего может законсервировать запах убийцы, то есть не дать ему улетучиться.
Эта биологическая особенность помогает установить вину преступников в особо сложных случаях, когда злоумышленник не признается или нет других достоверных доказательств его вины. Как мы помним, Логинов отправил на экспертизу четыре предмета, на которых мог сохраниться запах убийцы: нож, который тот вложил в руки старика, зимние ботинки, полотенце, найденное в ванной, и нижнее белье девочки.
— Эту экспертизу делает группа специалистов. В роли биодетекторов выступают собаки. Сначала происходит сложная процедура изъятия запахового следа. Делается азотная баня, нужные нам молекулы поднимаются наверх и оседают в колбе на фланелевую ткань. Затем этот запах консервируется в банке и хранится около 10 лет — рассказывает Логинов. — Для выявления человека, которому принадлежит запах, мы используем в среднем пять собак, чтобы исключить ошибку. Если хотя бы одна собака замешкается или укажет на другое лицо, будет считаться, что экспертиза не состоялась.
Следователи взяли образцы крови у нескольких человек. Иван был среди них. Экспертиза однозначно определила гены Ежова на всех предметах.
— Мы понимали, что одна экспертиза — это хорошо. Но мы, как следственный орган, должны были исключить малейшую ошибку. Я назначил молекулярно-генетическую судебную экспертизу в Москве по этим же предметам. И снова генетический материал совпал, то есть ко всему этому он прикасался руками, — говорит эксперт.
В своих признательных показаниях убийца сообщил, что надел те самые зимние ботинки себе на руки и сымитировал шаги старика. Оставив множество кровавых следов в квартире, он надел обувь на мертвое тело.
Влияние алкоголя и компьютерных игр
Яна Сырымбетова подчеркивает, что конкретного мотива у убийцы так и не нашли. У него не было неприязненных отношений с членами погибшей семьи. Они никогда между собой не конфликтовали.
— Как он пояснял, для него это было нереально. Он прибывал как будто в состоянии сна, было измененное сознание. Это всё его объяснения. Хотя по заключению экспертиз он был признан вменяемым. Наверное, в обычном состоянии, не в алкогольном опьянении, он не думал, что способен на такое, — говорит следователь.
— Компьютерные игры в значительной степени влияют на психическое состояние человека. Это уже установлено учеными, — добавляет криминалист Логинов. — Ну и на фоне алкогольного опьянения, видимо, у него произошли какие-то изменения временного характера в деятельности высшей нервной системы. При этом психиатры не считают такое состояние расстройством психики. В состоянии алкоголизации кто-то ложился спать, а в ком-то, напротив, просыпается агрессивная сущность — «оно», которое вырывается наружу.
— Безусловно, у него были какие-то сожаления, — вспоминает Яна Сырымбетова. — Я не скажу, что он совсем бездушный, бессердечный. Он переживал. Но каких-то слез, мольбы о прощении — такого не было. Он в принципе не выглядел очень эмоциональным человеком. Казался по-мужски сдержанным, закрытым. Ни разу не показал, что чувствует.
Суд и приговор
Ивана Ежова судили по двум статьям: за массовое убийство и надругательство над телами умерших.
По большинству тяжких и особо тяжких преступлений любой обвиняемый может заявить суд присяжных. Так поступил и Иван. Руководитель красноярского бюро «Арби-право» Сергей Напольских ранее пояснял, что, как правило, обвиняемые и их адвокаты выбирают суд присяжных, рассчитывая на снисхождение, более мягкую меру наказания.
— Обычно адвокаты и стороны защиты выбирают суд присяжных, когда формально с точки зрения закона вроде как следствие говорит, что вина доказана и всё очевидно. Если рассматривать дело более расширенно и не с точки зрения закона, то вина становится не такой очевидной. В то же время присяжные — это не юристы, и у них другие взгляды на совершение того или иного деяния. Поэтому в некоторых вариантах суд присяжных — оптимальный вариант, который поможет оправдать, — объяснял Напольских.
Иван Ежов был осужден судом присяжных к пожизненному лишению свободы в мае 2021 года. Пять раз он пробовал обжаловать приговор в апелляционном и кассационном судах, ссылаясь на деструктивное влияние компьютерных игр. Но судьи всех инстанций не согласились на смягчение наказания. До конца жизни поклонник кровавых шутеров останется в тюрьме.
Также интересно
Больше новостей в нашем телеграм-канале NGS24.RU — «Новости Красноярска» и в нашей группе во «ВКонтакте» «НГС.НОВОСТИ Красноярск». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.