В Москве был задержан генеральный директор одного из крупнейших концессионеров по общественному транспорту «Мовиста Регионы» Александр Советников. Именно с этой компанией мэрия Красноярска недавно подписала контракт о глобальном изменении инфраструктуры электротранспорта. Сделать это чиновники были намерены к 2025 году.
Днем 26 мая 2023 года 50-летнего Советникова доставили в Кировский районный суд Ярославля для вынесения меры пресечения в рамках уголовного дела о коррупции в транспортной сфере Ярославля.
Гендиректор «Мовисты» Александр Советников раньше возглавлял предприятие «РТ-Инвест Транспортные Системы», связанное с госкорпорацией «Ростех». Именно эта компания внедрила систему взимания платы с большегрузов «Платон». В 2015–2018 годах против нее бастовали дальнобойщики со всей России. Водители требовали отменить любой сбор с грузовиков.
Топ-менеджера подозревают в передаче взятки экс-директору ярославского дептранса Татьяне Черемных. 24 мая чиновница была задержана в Ярославле по подозрению в получении взятки в особо крупном размере. По версии следствия, деньги ей дали за покровительство с 1 февраля вплоть до 19 мая 2023 года. Днем 26 мая Черемных отправили в СИЗО.
Советников пробудет в СИЗО до 23 июля 2023 года. В суде назвали точную сумму вменяемой взятки: 1 миллион 605 тысяч 453 рубля.
«Мовиста» vs Красноярск
О планах «Мовиста Регионы» заключить соглашение с властями Красноярска стало известно летом прошлого года. Проект предполагал то, что в городе уберут часть автобусных маршрутов и заменят их трамваями. Сотрудники «Горэлектротранса» были недовольны тем, что компания планирует замену трамвайных путей, которые были отремонтированы недавно. Кроме того, работники опасались массовых сокращений на предприятии.
В августе 2022 года Контрольно-счетная палата Красноярска раскритиковала проект соглашения властей с «Мовистой». Первая редакция проекта выглядела очень странно: почти все расходы на себя брал бюджет города, основные обязанности по содержанию транспортной сети тоже ложились на администрацию. Фирма «Мовиста» хотела взять заем на 24 миллиарда рублей, который также должны были возвращать из городского бюджета. Но депутаты горсовета не приняли этот проект на комиссии по бюджету.
Однако мэрия и правительство края подписали контракт 3 марта 2023 года. К 2025 году, заявляли власти, в Красноярске радикально изменится инфраструктура электротранспорта.
Концессионер обещал отремонтировать 16 километров трамвайных путей, построить 30-километровую ветку до Солнечного, реконструировать депо и закупить 50 новых низкопольных трамваев. Заявлялось, что финансирование составит более 23 миллиардов рублей, поставки машин ожидались до конца 2024 года.
«Мовиста» шагает по России
Группа коммерческих компаний «Мовиста» занимается пассажирским транспортом по всей России. У нее есть более 10 дочерних компаний в разных городах. Причем все они новые — созданы не раньше 2020 года. Директор всех компаний — Александр Советников.
«Мовиста» зашла на северо-запад России, в Нижний Новгород, Пермь, Южно-Сахалинск, Ярославль, Курск, Волгоград, Тверь, где раньше работала Черемных, и Липецк. Еще один проект, связанный с группой компаний, — «Верхнепышминский трамвай» в Свердловской области. Кстати, Пышма — это единственный реализованный проект концессионеров, трамвай открывал лично гендиректор Уральской горно-металлургической компании Андрей Козицын.
В Ярославле «Мовиста» с правительством области подписала два контракте. В декабре 2022 года — многомиллиардный 20-летний договор трамвайной концессии. С февраля 2023 года в городе планировали начать работы по модернизации инфраструктуры. Второй контракт пришелся на начало 2023 года и касался ликвидации городского транспортного предприятия ПАТП-1, его базу отдали предприятию «Транспорт Ярославии». Одним из учредителей компании (51% — у ярославских властей) на 49% является ООО «Контроль-сервис». Конечным владельцем ООО «Контроль-сервис» и «Транспорт Ярославии» является «Группа Мовиста» и ее основатель, задержанный Александр Советников.
По данным портала 59.RU, конечными получателями прибыли группы компаний «Мовиста» ряд СМИ называют предпринимателей Андрея Бокарева и Искандера Махмудова. Они миллиардеры — по версии Forbes, Махмудов занимал 19-е место в рейтинге самых богатых бизнесменов России 2021 года, а Бокарев — 59-е. Бокареву и Махмудову также подконтролен крупнейший производитель подвижного состава для рельсового транспорта в России АО «Трансмашхолдинг», соучредителями которого они выступили при основании компании. Прежде Андрей Бокарев занимал должность президента и председателя совета директоров «Трансмашхолдинга».
Скандал также гремел в Курске (там компания собиралась потратить 12 миллиардов рублей на ремонт трамвайного хозяйства). Примерно такие же планы у компании были на трамвайную сеть в Липецке.
В середине октября 2022 года сорвалась подобная концессия в Южно-Сахалинске. В сентябре администрация Южно-Сахалинска приняла предложение ООО «Мовиста регионы Южно-Сахалинск». Организация хотела по концессии привезти электробусы в областной центр. По сообщениям портала «Сах.ком», «между компанией и местными чиновниками было достигнуто понимание». Однако месяц спустя местные власти поменяли свое решение.