Красноярские торговые центры в последнее время практически каждую неделю объявляли об открытии новых магазинов. Речь в основном идет о заменителях ушедших иностранных брендов под другими названиями — например, Move вместо Helly Hansen или «Мир кубиков» вместо Lego. Но при этом анонсировано и появление новых для Красноярска операторов, которые решили занять освободившиеся площадки — как «Золотое яблоко» на месте магазина Adidas. NGS24.RU рассказывает, что происходит с ТРЦ в Красноярске сейчас и что с ними может быть дальше.
В каком состоянии ТРЦ подошли к 2022 году
В 2022 год торговые центры в Сибири заходили довольно уверенно. По сравнению с коронавирусным 2020-м, трафик в сибирских ТРЦ в прошлом году вырос на 21,7%, рассказывали «Коммерсанту» в аналитической компании Focus Technologies (она измеряет Mall Index — изменение количества посетителей на единицу площади торговых центров). Хотя посещаемость тогда и не вышла на допандемийный уровень — минус 14,6% по сравнению с 2019 годом.
В октябре — декабре, когда традиционно растет покупательский спрос, в 2021 году Mall Index был ниже на 28,1%, чем в том же периоде 2019 года, и на 11,7%, чем в 2020-м, приводила данные компания Focus Technologies.
Коммерческий директор Malltech (управляет ТРЦ «Аура» в Новосибирске и ТРЦ «Планета» в Красноярске и Новокузнецке) Мария Дриц объясняла тогда «Коммерсанту», что на посещаемость сильнее всего повлияло введение режима пропуска в ТРЦ по QR-кодам (в конце октября вводили такое правило из-за коронавируса).
При этом Дриц отмечала, что снижение трафика не сильно повлияло на товарооборот ТРЦ, так как вырос средний чек: люди приходили реже, но закупались за один визит больше. В итоге в 2021 году арендаторы ТРЦ, по ее словам, заработали больше, чем в 2020-м.
На 2022 год девелоперы строили оптимистичные прогнозы.
После 24-го
Однако наступило 24 февраля.
С этой даты и до конца марта Mall Index был на 16% ниже, чем в то же время в 2021 году. Даже несмотря на всплеск активности покупателей в начале марта, который связали, во-первых, с отменой коронавирусных ограничений. Директор красноярского ТЦ «Зеленый» Алена Игнатенко объясняла «Коммерсанту», что торговые центры в крае дольше, чем в Москве, находились под этими ограничениями: «У нас только в марте отменили обязательное ношение масок, соблюдение социальной дистанции и наличие QR-кода для посещения ТРЦ».
Во-вторых, люди закупались про запас — в том числе из-за заявлений об уходе с российского рынка многих иностранных компаний, поясняли в аналитической компании Focus Technologies. Коммерческий директор Malltech Мария Дриц говорила, что в марте посещаемость их ТРЦ относительно февраля выросла на 20%.
Но уже в апреле 2022 года посетители торговых центров в Сибири стали менее активны. На это повлияли, собственно, приостановка работы иностранных брендов и падение доходов населения, считали аналитики. Затарившись в марте, покупатели сократили траты.
Mall Index всего первого квартала 2022 года в СФО оказался на 11% ниже аналогичного периода 2021 года. В начале апреля — на 19% ниже.
На фоне ухода иностранных компаний люди не только стали реже посещать ТРЦ, но и проводить там меньше времени за визит и посещать меньше магазинов. В магазинах электроники и бытовой электроники в Сибири в апреле посетителей стало меньше на 15–20%, одежды и обуви — на 25–30% и более. Не сократилась при этом посещаемость продуктовых магазинов в ТЦ.
Сильнее других пострадали крупные торговые центры (опять же из-за исчезновения иностранных брендов). В среднем в Сибири Mall Index у них упал на 20–25% по сравнению с прошлогодними показателями. В районных ТЦ, где «якоря» — в основном продуктовые магазины, индекс снизился в среднем на 4–5%.
Сезонный рост после эффекта низкой базы
Коммерческий руководитель ТРЦ «Планета» в Красноярске Александр Раддац говорит NGS24.RU, что в марте и во втором квартале 2022 года трафик в их молле упал почти на 20% по отношению к прошлому году. В октябре разница с прошлым годом была минус 10%, то есть показатель, по словам Раддаца, осенью улучшился.
Руководитель направления исследований и консалтинга Focus Technologies Михаил Васильев рассказывает NGS24.RU, что в течение большей части осени Mall Index в торговых центрах Красноярского края был в среднем на 15% ниже, чем за то же время в 2021-м, и на 21% ниже, чем в 2019-м.
Но в течение трех недель ноября индекс поднялся и отставал от прошлогодних значений всего на 2–4%.
— Однако это связано не с ростом потребительской активности, а с так называемым эффектом низкой базы, когда показатели в прошлом году в этот период были относительно низкими, — уточняет Васильев. — В том числе из-за действовавших ковидных ограничений на посещение объектов торговли, общественного питания и услуг.
Таким образом, по словам Михаила Васильева, динамика средней аудитории торговых центров в крае как-то кардинально за последнюю пару месяцев не изменилась:
— Основными ограничивающим посещаемость факторами остаются снижение доходов россиян и уменьшение количества сетевых магазинов (в том числе международных брендов), ранее стабильно привлекавших посетителей в ТЦ.
Руководитель управляющей компании Level Сергей Смирнов добавляет, что осенний рост посещаемости — сезонное явление. «Ребенка подготовить к школе надо? Надо. Вот все и пошли», — говорит он.
Кроме того, уже осенью начинается предновогодняя активность, что заметно по увеличившемуся числу «островков» в ТРЦ:
— Эти островки после октября, после ноябрьских праздников как грибы вырастают. Я помню, как в «Кванте» арендаторы всегда появлялись только в это время перед Новым годом и продавали только елочные игрушки, украшения, сувениры. Это на два месяца, из них активные две-три недели, и предприниматели делали себе выручку на весь год, — сказал Сергей Смирнов.
Известные бренды в новых концепциях
Александр Раддац из «Планеты» говорит, что площади в их ТРЦ снимают почти 200 арендаторов. Уход брендов и приостановка работы затронули около 10% из них.
Некоторые покинули торговый центр окончательно, например, Nike, Adidas, Adidas Kids. Какие-то открылись под другими названиями: Sneaker Box (Reebok), Move (Helly Hansen), Marc O’Polo (Tommy Hillfiger), «Мир кубиков» (Lego). В мае в ТРЦ возобновили работу магазины Reserved, Mohito и Cropp Town (Re, M и CR соответственно), в октябре — магазин Sephora («Иль де Ботэ»).
Остальные арендаторы еще находятся в режиме приостановки коммерческой деятельности, так как решение об окончательном уходе или возобновлении работы пока не принято, говорит Александр Раддац:
— При этом сейчас мы можем точно сказать, что весной следующего года в ТРЦ возобновят работу известные бренды в новых концепциях.
Он не уточнил названия, но вполне может быть, что речь о магазинах холдинга Inditex Group (Zara, Pull&Bear, Oysho и другие). Федеральные СМИ со ссылкой на источники сообщали, что магазины испанского холдинга снова откроются в России в первом квартале 2023 года. Развивать их будет компания Daher из Объединенных Арабских Эмиратов. (Интересно, что Раддац не перечислил среди окончательно ушедших брендов H&M, закрывшийся в Красноярске в конце сентября).
По словам топ-менеджера «Планеты», в ТРЦ не меняли условия аренды и не вводили дополнительные бонусы для привлечения новых арендаторов. Более того, «Планета» пока не отказывается от планов на расширение ТРЦ на 15 тысяч квадратных метров, о которых говорилось в 2021 году.
— Последние события, безусловно, внесли свои коррективы, — добавляет Александр Раддац. — В связи с этим решение о запуске проекта будет приниматься в зависимости от ситуации на рынке, а также от спроса со стороны жителей и гостей города.
Пол, стены, потолок
Руководитель управляющей компании Level Сергей Смирнов в комментарии NGS24.RU подтверждает, что у «Планеты» в Красноярске дела идут неплохо.
— Спрос со стороны арендаторов у нас в городе в принципе невысокий, — поясняет он. — И они стараются размещаться в тех местах, которые генерят потоки покупателей. То есть в «Планете», в устоявшемся стритритейле на центральных улицах или в торговых коридорах Взлетки. Конечно, там пытаются держать уровень арендных ставок на том же уровне, а то и повышать.
Но не всё так радужно у других больших красноярских ТЦ, например, «Кванта» или «Июня», полагает Сергей Смирнов (при этом «более-менее комфортно», по его мнению, чувствует себя «ТК на Свободном», так как конкурентов в Октябрьском районе у него нет).
— В отдельно взятой «Планете» всегда хорошо, а в отдельно взятом условном «Июне», где к своим проблемам добавился дефицит арендаторов, всё долго будет плохо, — считает Смирнов. — «Там и так ничего нет, зачем туда ходить?» — полагает посетитель. А зачем туда арендатору вставать, если нет покупателей?
Сергей Смирнов не исключает, что в будущем в том же «Июне» могут частично сменить формат торговли на сферу развлечений или досуга.
— Любая торговая площадка, как и любая недвижимость, — это пол, стены, потолок. То есть из любого офиса можно условно сделать медицинскую клинику, а почти из любого помещения — офис. Например, «Комсомолл» долго стоял пустым, а сегодня самые его неликвидные площади превратились в отличные выставочно-демонстрационные помещения компании «Этажи», в другие офисы.
По словам Смирнова, сейчас рынок торговой недвижимости трансформируется во всех сегментах: стрит-ритейл, склады и пункты выдачи и классические торговые центры.
— Меняется поведение потребителей, самих ритейлеров, меняется спрос, предложение, — объясняет он. — Со стороны это не сразу заметно. Мы же два года назад не знали, что начала активно развиваться доставка из магазинов до подъезда. Сейчас в каждом телефоне есть приложение, где ты можешь корзину составить и тебе вечером курьер привезет покупки. О чём это говорит? Что посещаемость в традиционном смысле меняется. А под это подстраиваются торговые центры и вообще в целом рынок.
Таких периодов, по его словам, было немного:
— Мы переходили от традиционной рыночной торговли к каким-то хаотичным торговым центрам. Потом пошла сегментация. Потом — развитие более качественных продуктов в лице активного развития сетей. Сейчас происходит очередная волна. К чему она приведет, пока непонятно. Местные сети с широким охватом, скорее всего, будут усиливаться. Но не исключаю, что появятся новые операторы, которые будут вести себя абсолютно по-другому. Им не нужно будет активно расширяться. Достаточно будет небольших точек присутствия с активной зоной доставки своей продукции.
Как пример изменений на рынке Сергей Смирнов приводит сервис доставки «Самокат», который объявил о запуске в Красноярске.
— Это ведь тоже торговый оператор, — объясняет он. — Понятно, что там сегмент недвижимости задействован абсолютно другой, нежели в ТРЦ или стритритейле. Как правило, полуцокольные этажи или неликвидные помещения в спальных районах. И в какие-то иные времена этот сегмент стоял бы до сих пор и простаивал. Но вот порядка 20 точек «Самокат» открывает совершенно спокойно.
Голыми не останемся
В ТРЦ, по словам Смирнова, сейчас идет тренд на замещение крупных брендовых сетей. Он напоминает, что в «Планете» в начале следующего года на месте ушедшего Adidas откроется магазин косметики и парфюмерии «Золотое яблоко».
— В свое время у операторов торговых центров было негласное условие о том, что всегда работают три косметических сети: «Л'этуаль», «Иль дэ Ботэ» и «Рив Гош». И они этим объемом делили рынок, — рассказывает Смирнов. — Соответственно, сейчас, когда операторы других товаров ушли, трансформируются условия работы и предыдущие теряют актуальность. Операторы, которые не видели интереса заходить на рынок, потому что там уже были конкуренты или им просто в ручном режиме был закрыт доступ, сейчас этот доступ получают и всячески пытаются реализовать свои интересы в регионе.
При этом есть действительно дефицитные товары, которых рынку не хватает, продолжает он. Канонический пример — IKEA:
— То, что делала IKEA, не делал никто. В Красноярске нет магазинов мебели Hoff, а в Новосибирске есть — и там долю ушедшей IKEA он быстро набирает, пытается расширяться. Я не исключаю, что в ближайшее время Hoff появится и где-то у нас.
С магазинами одежды, по словам Смирнова, проще, потому что всегда найдутся большие операторы, которые быстро попытаются заместить ушедшие бренды, чтобы не терять рынок — тот же «Спортмастер» или «Снежная королева», говорит он.
— У нас достаточно интересная ситуация: представители марок официальные, но по факту это конкретные люди, за которыми стоят каналы поставок. И они эти каналы сохраняют либо переключают на других производителей, не теряя сеть, вешают другие вывески, — рассуждает Сергей Смирнов. — С точки зрения обывателя это только маркетинговый ход — «Адидас» висит у тебя или «Абибал».
Смирнов вспоминает историю о том, как в 2014 году в Крыму готовилось открытие нового торгового центра. Якорными арендаторами там должны были стать марки Inditex: Zara, Bershka и остальные.
— Все магазины уже были с вывесками, с одеждой, готовы к открытию. Но тут случился 2014 год, и головная организация, держатель марок, запретила открываться в Крыму, — рассказывает он. — Возникла проблема, а чем заполняться дальше? И одной из первых компаний, которая ситуацию почувствовала и по стопам пошла, была «Глория Джинс». Они открыли там магазины и обороты делали в среднем больше, чем по стране. Нашли производственные мощности, увеличили линейку свою и так далее.
Рынок, по словам Смирнова, не может долго оставаться дефицитным, всё равно кто-то займет освободившуюся нишу.
— Понятно, что это требует какого-то времени. Но не останемся мы голыми на улице и без обуви, — размышляет он. — Я думаю, что это всё не так долго продлится. Скорее всего, в следующем году мы уже увидим активную волну открытия новых вывесок. И потом только узнаем, что это индийское, турецкое, корейское или иранское. Ничего страшного в этом нет. Я застал момент, когда предприниматели возили активно одежду челноками, в баулах из Турции, Китая, а потом прошло время и — бац! — у них магазин «Адидас».
Вы и ТРЦ Красноярска: