
Читатели NGS24.RU пожаловались, что в историческом центре Красноярска не хватает продуктовых магазинов и супермаркетов. Порой, по их рассказам, сложно купить бутылку воды и приходится отстоять очередь, чтобы купить простую зажигалку. Корреспондент Александр Ибрагимов поговорил с жителями и работниками центра, а также ритейлерами, чтобы узнать, хватает ли в центре Красноярска магазинов.
Сколько в центре Красноярска супермаркетов
По данным 2ГИС на середину июля, в Центральном районе Красноярске работают 85 продуктовых магазинов и 57 супермаркетов (в них сервис включает также минимаркеты, дискаунтеры и некоторые универсамы). При этом почти половина из них находится в Покровке и Покровском, которые относятся к Центральному району, но эти микрорайоны сложно назвать историческим центром города.
Для сравнения: в самом маленьком районе Красноярска, Железнодорожном, — 81 продуктовый магазин и 48 супермаркетов.
В Октябрьском районе — 181 продуктовый и 83 супермаркета;
в Свердловском — 166 и 73 соответственно;
в Ленинском — 191 продуктовый и 53 супермаркета;
в Кировском — 140 и 42;
в самом большом районе, Советском, — 380 и 164.
NGS24.RU спросил у читателей, хватает ли им в центре магазинов, в которых можно купить еду, воду, бытовые товары и прочую мелочь. Среди читателей нашего телеграм-канала ответы распределились так: 68% подписчиков считают, что не хватает, 32% — что проблема надуманная (всего проголосовали почти 1200 человек). Точно такое же соотношение — в паблике во «ВКонтакте» (там проголосовали 139 человек).
Мнения комментаторов и читателей, с которыми поговорил NGS24.RU, разделились. Комментатор Юрий Кондрашов, например, написал, что в центре хватает проблем, но отсутствие магазинов — «точно не одна из них».
— 2ГИС открываем, все торговые точки видим. Через дом в худшем случае есть магазинчики, в каждом квартале — по супермаркету, а то и не по одному, — аргументирует он.
Татьяна, ранее жившая недалеко от Стрелки, тоже говорит NGS24.RU, что в районе «в принципе есть всё»: федеральные и местные сети, маленькие магазинчики, магазины нижнего белья, алкогольные магазины и прочее.
— Базовые потребности жителю центра точно можно удовлетворить, — сказала Татьяна. В похожем духе высказались еще несколько жителей исторического центра.
А вот Ирина в комментарии под материалом о закрытии одного из старейших «Красных Яров» на проспекте Мира написала, что, на ее взгляд, в центре почти не осталось продуктовых магазинов — «одни бутики, водички купить — проблема».
«На днях вот надо было зажигалку купить, пришлось очередь отстоять. Все мелкие магазины ликвидированы»
— Так и есть, — отвечает ей другой комментатор. — На днях вот надо было зажигалку купить, пришлось очередь отстоять. Все мелкие магазины ликвидированы. А ночью, если надо что вдруг, всё закрыто. В спальных районах — может, не во всех, но во многих — проще с этим. Центр для жителя неудобен стал очень.
— Когда убрали из центра все павильоны и киоски, вообще не стало торговых точек, где можно спокойно и без очереди купить товары первой необходимости, — добавляет Дмитрий. — Даже те, кто живет и работает в центре, однозначно скажут, что не хватает торговых объектов.
Комментатор Антон обращает внимание, что в центре проблемы с крупными магазинами есть в конкретных местах — например, в районе от Центрального парка до железнодорожного вокзала: «Только одна "Пятерочка" у самого ж/д и есть».
Главный редактор NGS24.RU Евгений Зиновьев, живший как раз в этом районе, говорит, что нехватки магазинов как таковой он не ощущал.
— Но в магазины в центре нельзя просто взять и выбежать в тапках, чтобы что-то купить, — описывает он. — В них нужно собираться в отличие от спальных районов. Это уже мероприятие. Я переехал, и теперь этой проблемы нет.
«За привычными товарами приходится бегать через весь квартал»
О минусах жизни в историческом центре также рассказывает читательница NGS24.RU Дарья:
— Мне повезло, что около дома есть «Магнит», но этот супермаркет не особо нравится: нет всех необходимых товаров, плюс он относительно рано закрывается. Поэтому за привычными товарами приходится бегать через весь квартал в «Красный Яр». Но это единственный крупный магазин в районе «Луча» и Перенсона, и там вечная очередь. Вечером в выходные все берут алкоголь, а по будням в обед стекаются офисные клерки.
— С ларьками такая же беда, приходится бегать в подворотни, чтобы просто купить воду, — продолжает Дарья. — Мне повезло: около моего дома их два — магазин в доме и переход около «Луча». Но, опять-таки, там есть не всё: нет бытовой химии, средств личной гигиены. А в мой день рождения в 23:50 мы летели на самокате до «Красного Яра», чтобы купить праздничный торт, потому что «Магнит» был уже закрыт, а в ларьке их нет.
В то же время Дарья отмечает, что в целом, судя по карте, на ее квартал приходится один супермаркет «Красный Яр», дискаунтер «Батон», «Магнит», «Пятерочка».
— То есть прямо проблемы с магазинами нет, но, если сравнивать со спальными районами, где всё в шаговой доступности, то да, неудобно бегать, — подытоживает она.

Что говорят ритейлеры
Руководитель коммуникационного центра сети «Командор» Дмитрий Болотов подтверждает NGS24.RU, что «плотность» сетевых продуктовых магазинов и супермаркетов в историческом центре Красноярска ниже, чем в новых современных районах. На окраинах, с его слов, в соседних домах иногда можно встретить два, а то и три сетевых ритейлера, не считая мелких специализированных магазинов.
— Хотя в целом у большинства жителей центра в радиусе 300–500 метров тоже есть магазин (сетевой или нет), где можно совершать ежедневные покупки, — отмечает Болотов.
Меньшее число магазинов в центре можно объяснить несколькими причинами. Например, более низкой плотностью населения — магазинов просто объективно нужно меньше, считает представитель «Командора».
— Центр в основном малоэтажный, — соглашается красноярский эксперт в области продуктового ритейла Виктор Бахов. — Соответственно, каждый магазин на квадратный километр имеет меньше людей в своей зоне обслуживания, чем, например, в «Белых росах» с их 24-этажками.
«Сложно разворачиваться крупным машинам, иногда приходится носить товар от проезжей части буквально на руках»
Еще один момент — сложная логистика. В историческом центре, со слов Дмитрия Болотова, трудно найти помещения с удобными подъездами для загрузки товара, чтобы это соответствовало всем современным нормам:
— Например, сложно разворачиваться крупным машинам, иногда приходится носить товар от проезжей части буквально на руках.
Одна из очевидных причин меньшего числа магазинов — проблемы со сложными планировками помещений в старом центре, которые изначально не создавались под магазины.
— Что такое продуктовый магазин, супермаркет? — поясняет Виктор Бахов. — Это помещение от 300 квадратных метров, желательно прямоугольное, одноэтажное, без всяких подъездов и балконов и прочего. Чем проще планировка, тем лучше.
В сети «Красный Яр», например, объясняли закрытие своего гастронома на проспекте Мира в районе Горького как раз тем, что их и покупателей перестало устраивать помещение.
— Оно очень маленькое. В каждом «Яре» в среднем пять тысяч наименований товаров, а здесь совсем всё компактно, — рассказывала представитель сети Таисия Голубева.
По словам Дмитрия Болотова, к примеру, магазины у дома сети «Командор» в среднем занимают площадь от 350 до 700 квадратов, а супермаркеты — от 750 до 1500.

В историческом центре Красноярска в основном сталинская застройка, которая не очень подходит под магазины, отмечает Виктор Бахов. В то же время застройка, по его словам, слишком плотная, чтобы можно было что-то построить и перестроить.
— Поэтому на улицах Ленина, Маркса и проспекте Мира, там, где исторически были магазины, там они и переформатировались. А новых мест не образовалось, — описывает Бахов. — Те же федеральные «Пятерочка» и «Магнит» в Красноярск характерно заходили. В центре они повтыкались во всё, что было, но не сказать, что их тут много. Зато в новых районах они практически везде, в любой новостройке.
До недавнего времени у того же «Командора» было лишь два супермаркета в центре, и лишь в середине июля открылся третий в новом ЖК на Бограда. По словам Бахова, большинство супермаркетов в Красноярске сейчас открывается в новых, развивающихся районах и ЖК — например, на Пашенном, Взлётке, в Покровском и других.
— Там высокая плотность жителей, и при застройке сразу было предусмотрено много нежилых помещений под различные торговые точки практически в каждом доме, — говорит Дмитрий Болотов про Покровский.
Еще один важный вопрос — это цена аренды помещений. По мнению Виктора Бахова, многие здания в центре переоценены, хотя могут быть в очень плохом состоянии.
— Аренда в центре сопровождается другими большими сложностями для бизнеса, — перечисляет Бахов. — В центре компания на виду и к ней больше разных вопросов от администрации и надзорных ведомств. Больше требований к ремонтно-реставрационным работам. Это и требовательные жильцы, которым может не нравиться шум, грязь в их доме из-за магазина. Но эти факторы, пожалуй, не столь критичны, как цена за квадратный метр аренды и за квадратный метр ремонта.

Прогулочные магазины
Эксперты, помимо прочего, говорят, что трафик покупателей в магазинах в центре города и в спальных районах отличается.
— Есть магазины формата «трафик» и «спальник», — поясняет Виктор Бахов. — В магазине формата «трафик» покупки совершают не только местные жители, но и те, кто там работает, гуляет, проезжает мимо. Соответственно, магазины затачивают под это ассортимент. Условно говоря, в таких магазинах не нужно делать большую выкладку трехкилограммового стирального порошка — он там особо никому не нужен. А в «спальниках» люди закупаются для своих домохозяйств.
Таисия Голубева из «Красного Яра» рассказывает, что в сети свои центральные магазины называют прогулочными.
— В центре делают больше мелких покупок: чеки маленькие, но зато их много. В спальных районах чеки больше, но зато их меньше, — описывает она.
«Стало больше заведений, больше магазинчиков в формате такого небольшого кафе, меньше обычных продуктовых магазинов»
Виктор Бахов добавляет, что центр Красноярска за последнее время стал в целом «более прогулочным».
— Стало большое заведений, больше магазинчиков в формате такого небольшого кафе, меньше обычных продуктовых магазинов. Это тенденция не только Красноярска, а, наверное, любого крупного города, — размышляет он.
Этому, по мнению Бахова, поспособствовала в том числе и ликвидация большинства ларьков с павильонами в преддверии и после Универсиады-2019. Те, кто привык ходить в павильоны, после их закрытия стали покупать товары в маленьких магазинчиках во дворе и поблизости.
— Они забрали на себя большую часть трафика от ликвидированных павильонов. После этого был расцвет магазинов типа «Фасоль», то есть происходило окультуривание таких маленьких магазинчиков, — говорит Виктор Бахов.