Десятипроцентную долю в проекте «Восток Ойл», который осваивает нефтяные месторождения на севере Красноярского края, купила Nord Axis Limited из Гонконга.
Nord Axis Limited приобрела долю сингапурско-швейцарского нефтрейдера Trafigura, который объявил о выходе из проекта в июне из-за экономических санкций. Сумма сделки, закрытой 12 июля, не разглашается.
Сама компания Trafigura приобретала 10% в «Восток Ойле» в 2020 году за семь миллиардов евро. Ее акции числились на швейцарской компании «Сиби Энтерпрайсис Сарл».
Гонконгская Nord Axis Limited была зарегистрирована 15 февраля 2022 года как частная компания с ответственностью, ограниченной акциями, отмечает РБК. «Коммерсант» со ссылкой на выписку из гонконгского реестра пишет, что директор Nord Axis — гражданин Турции Мурат Сайын, тезка учредителя турецкой юрфирмы Sayin Law & Consulting, специализирующейся на энергосекторе.
Еще 5% в «Восток Ойле» пока принадлежат швейцарско-нидерландскому консорциуму Vitol. Он приобретал долю за 3,5 миллиарда евро. В июле консорциум также заявил, что намерен выйти из проекта.
85% акций «Восток Ойл» владеет «дочка» «Роснефти» — компания «РН-Трейд», пишет «Интерфакс».
Проект «Восток Ойл» предполагает освоение нефтяных месторождений, а также строительство порта для вывоза нефти на Таймыре и развитие Северного морского пути в целом. Нефть, которую хотят добывать на севере края, должна быть легче в переработке, чем нефть основной российской марки Urals.
Ресурсную базу «Роснефть» оценивала в шесть миллиардов тонн нефти, уровень добычи — более 100 миллионов тонн в год, а инвестиции — в 8,5 триллиона рублей. Для проекта создана компания «Восток Ойл» — «дочка» «Роснефти», зарегистрированная в Красноярске. На балансе у компании в 2020 году было активов на сумму в 1,2 триллиона рублей, следует из данных сервиса «Контур.Фокус».
В конце июня губернатор Красноярского края Александр Усс вошел в состав директоров «Роснефти».
18 июня глава «Роснефти» Игорь Сечин говорил, что на проекте «Восток Ойл» нет «ни технологических, ни ресурсных сложностей», а «98% оборудования и материалов — отечественного производства».
— Проект развивается в плановом режиме, преодолеваются неизбежные трудности, но у нас имеется полная уверенность, что все задачи будут выполнены, — сказал Игорь Сечин. Сам проект «Восток Ойл» он назвал Ноевым ковчегом по спасению мировой экономики.