Бизнес семьи Туценко — совсем микро: по масштабам, по возрасту и по оборотам. Скромной чайной лавке «Чаёныш» восемь месяцев. Она задумывалась как манифест против чайных пакетиков. Молодая пара решила открыть своё дело с низкого старта. Анна — работала менеджером в кинопрокате, её супруг — медбратом. Сегодня лавка Туценко прививает красноярцам привычку пить хороший чай с деликатесами, а основатель и владелец магазина стала лучшим молодым предпринимателем года по версии национальной премии «Бизнес-Успех».
«Бизнес-Успех» — это всероссийский конкурс для предпринимателей, которые готовы заявить о своих проектах на государственном уровне. ПСБ ежегодно поддерживает и награждает победителей в различных номинациях конкурса в разных регионах. В этом году банк объявил победителя в номинации «Лучший молодёжный проект» имени Сергея Выходцева (создателя брендов Invite, «Быстров» и Velle). Им стал красноярский проект «Чаёныш». Задача конкурса — показать, что на месте успешного бизнесмена может быть каждый.
— Анна, скажите, с кем вам пришлось конкурировать на конкурсе «Бизнес-Успех»?
— Было несколько десятков участников, это совершенно разные формы бизнеса — от фермы по производству козьего молока до проекта пожарной безопасности. По условиям конкурса заявить о себе мог любой владелец молодого бизнеса, действующего от полугода. Я никогда не рассматривала участников конкурса как конкурентов. «Бизнес-Успех» — это скорее площадка для обмена опытом. Это нетворкинг — здесь можно познакомиться с людьми, у которых уже всё получилось, послушать бизнес-советы. Уверена, что такие инициативы помогают двигаться. И радостно, что такие инициативы поддерживаются и банками.
— Почему вы решили открыть именно чайную лавку?
— У нас с супругом семейный бизнес. Мы с ним — маленькая команда. Дело выросло из любви к чаю и страсти делать подарки. Всё это слилось в одну идею. Нам нравится объединять людей за семейным чаепитием, чтобы всё было душевно и эстетично. А не так — пакетик в кружку кинул и побежал.
— Решили открыть магазин в одночасье или долго вынашивали идею?
— Всё было очень долго. Вроде захотели открыть магазин, но не так-то это просто. Финансовые трудности — главная проблема, на всё нужны деньги. В итоге открыли бизнес «на коленке». Многое сделано своими руками и руками друзей.
— Инвестиции минимальные?
— Финансов вложено немного, основные инвестиционные капиталы — это силы, время и душа. Торговое оборудование муж мастерил сам. Баночки для чая мы обматывали вручную. Всё авторское, крафтовое, необычное — подарочные наборы формируем исключительно сами.
— Пришлось что-то продавать? Или брать кредит?
— Знаете, есть такая формула. Во всем мире для стартапов действует правило трёх f: начальные средства берутся из трех источников — family, friends and fools. То есть у семьи, у друзей и у дураков. (Смеётся.) Дураков не нашлось. Близкие очень помогли. Мы взяли деньги у друзей. Сейчас уже всё вернули.
— Отговаривали?
— Практически все. Противостоять общественному мнению — ещё одна сложность. Все говорили — может, не надо? Это будет трудно. Ты не потянешь, ты прогоришь. Рискуешь деньгами, временем, карьерой.
— То есть имеет смысл рисковать?
— Да, особенно когда тебе до 30 лет и когда ты не обременён такими вещами, как трое детей и куча кредитов, стартовать легче. Я осмелилась сделать такой шаг. Сразу предупреждаю: будет страшно.
— Как себя позиционируете, какую нишу занимаете?
— Самые раскрученные чайные магазины в Красноярске заявляют о себе так: элитный чай, очень дорого, респектабельный интерьер. Некоторые люди стесняются туда даже заходить. Мы ушли от такого позиционирования, сказав, что хороший чай доступен всем. У нас душевный, уютный, милый магазинчик, куда каждый может зайти, попить чаю, погреться. У нас проходят бесплатные дегустации, можно познакомиться с продуктом. В этом наша сила.
— Скоро череда праздников 14 и 23 февраля, 8 Марта. Что дарят в этом сезоне?
— Мы приготовили чайно-кофейные композиции, мёд, варенье из шишек, сладости, специи, сахарки. Всё это красиво оформляем в корзины, коробочки, букеты. Есть в наличии презенты от 200–300 рублей для коллеги или подруги. Есть и большие статусные подарки для босса или учителя — до 2000–3000 тысяч рублей. Наполнение формируем на заказ.
— Чем согреваются этой зимой? Что модно пить в 2020 году?
— Очень моден чай пуэр со специфическим вкусом. Его эффект очень мощный: бодрящий, тонизирующий. Все его за это очень любят. Производители добавляют внутрь ягоды, фрукты, отчего у пуэра появляются интересные нотки и оттенки. Это тренд. Это модно.
— С чего начинать, чтобы отучиться от чайных пакетиков?
— Пожалуй, с «ароматики» — например, с вишни с ромом. Это чай, который нравится всем. Многие начинают с зелёного, ягодного или фруктового с кусочками и цветочками — это массовый продукт, всеобщий любимец. Пакетики — это моветон. Вместо них мы предлагаем вкусную альтернативу. Кстати, у нас есть приспособления, которые упростят заваривание листового чая в «походных» условиях. Чтобы было удобно без церемоний пить хороший чай за рабочим столом в офисе, красиво и позитивно начинать каждое утро.
— Теперь ваша история бизнеса стала частью фотовыставки ПСБ «Бизнес в объективе». Это для вас значит?
— Это, определенно, успех. На фотовыставке представлены лица известных брендов города, быть с ними на одном уровне — это признание того, что мы развиваемся в верном направлении. Поддерживать предпринимателей нужно не только интересными продуктами для бизнеса, но и рассказывая их истории успеха через фотографию. Спасибо банку за то, что пригласили, выбрали, оценили, наградили.
Магазин «Чаёныш»,
г. Красноярск, Ярыгинская набережная, 11;
тел.: 8–906–910–29–19, 8–965–906–06–19;
«ВКонтакте».