Бизнес Экономика Загранпаспорт: успеть в последние дни

Загранпаспорт: успеть в последние дни

Игорь купил путевку в Турцию на майские праздники. Позже, зайдя на сайт туроператора, он увидел, что срок действия загранпаспорта на момент поездки должен быть не меньше установленного страной срока. Прикинув, Игорь понял, что срок действия его паспорта этим требованиям не соответствует. Менеджер, продавший тур, успокаивает и просит не волноваться на этот счет. Как туристу поступить в такой ситуации и насколько велик риск, что его не пропустят в турецком аэропорту?

Член правления Челябинской ассоциации туристических организаций Игорь Косицын

: «В соответствии со ст. 6 ФЗ «Об основах туристской деятельности» турист при заключении договора реализации турпродукта имеет право на получение достоверной информации о правилах въезда в страну, к которым относится и требование к срокам действия загранпаспорта. Ответственность за надлежащее информирование туриста лежит на юридическом лице, реализующем турпродукт, то есть турагенте. Таким образом, в случае если при заключении договора менеджер турагентства не проверил или не счел нужным обратить внимание на срок действия загранпаспорта у туриста, и это станет причиной отказа во въезде в страну пребывания или депортации, ответственность за это в полном объеме будет нести именно турагент, а турист будет иметь право на возврат полной стоимости и компенсацию ущерба, в том числе морального.

Уверяя туриста в том, что проблем не возникнет, менеджер, как правило, руководствуется практикой, когда в большинство безвизовых стран наших граждан впускают и выпускают без проблем, если срок действия загранпаспорта хотя бы покрывает период пребывания в стране, при этом официальные требования могут быть иными. К таким странам всегда относились Египет (официальное требование – три месяца после окончания поездки), Таиланд (шесть месяцев) и Турция. Со странами шенгенского соглашения все просто – в случае, если срок действия загранпаспорта менее трех месяцев с момента окончания поездки, у туриста просто не примут документы на визу.

Что касается Турции, то с 11 апреля этого года власти этой страны в одностороннем порядке ввели требование о четырехмесячном сроке действия паспорта с момента окончания поездки, которого раньше не было. Ситуация осложнилась тем, что у некоторых туристов уже забронированы туры на ближайшие даты в Турцию, и если подходить к вопросу с точки зрения закона, то за действия официальных органов стран въезда не несет ответственность ни туроператор, ни турагент, то есть такая ситуация должна быть приравнена к обстоятельствам непреодолимой силы, а возврат денежных средств за путевку в случае отказа туриста должен быть осуществлен с удержанием фактически понесенных расходов, подтвержденных документально.

Если говорить о пограничных службах России, то в соответствии с ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» загранпаспорт должен быть действителен на момент пересечения границы, то есть если вы вылетаете сегодня, а паспорт заканчивается завтра, не пропустить вас не имеют права.

Учитывая вышесказанное, рекомендация может быть только одна: сотрудникам турагентств внимательно проверять документы и требования к загранпаспортам, а туристам заблаговременно данные паспорта менять».

Директор турфирмы «Русь-Тревел» Дмитрий Киселев

: «Ситуация Игоря неоднозначна. Так часто случается, когда страна не считает нужным придерживаться каких-то взятых на себя международных обязательств. В последние дни Турция резко и без подготовки поменяла правила въезда российских туристов, хотя до последнего официально сообщала, что изменений не будет. Кто будет прав, кто нет – разобраться сложно, пока новые правила не начнут нормально действовать и не пройдет какой-то срок.

Напомню, что менеджер агентства не может нести ответственность за действия властей, если они меняют правила игры, когда им вздумается. Тем не менее хороший менеджер, дабы сохранить клиента, должен постараться по-максимуму предостеречь от возможных потерь.

Де-юре российские пограничники или таможенные работники не имеют к этому отношения, и принимать решение, пропускать или нет, будут турецкие власти. Но, как показывает практика, наши специалисты периодически любят взваливать на себя чужую работу.

Задача туриста, попавшего в это неприятное положение, незамедлительно обратиться в туристическую компанию. Каждый случай будет разбираться отдельно, ведь туроператоры осведомлены о сложившейся ситуации. Тем не менее никто не хочет нести непредусмотренные потери, поэтому придется приложить усилия, чтобы не потерять свои средства или отпуск.

А подавать в суд в данном случае есть смысл только на турецкое правительство, потому что ситуация сложилась только по результатам их работы».

Юрист судебно-арбитражной практики адвокатского бюро «Ковалев, Рязанцев и партнеры» Виктор Глушаков: «Отношения между туристическим агентством и гражданами регламентируется ФЗ «О защите прав потребителей» и «Об основах туристической деятельности РФ».

В описанной ситуации необходимо установить, по чьей вине проблема возникла. С одной стороны, турагент, который продает путевку, должен довести до потребителя всю необходимую информацию о продаваемом товаре (туре). В том числе и информацию о том, что заграничный паспорт должен действовать еще в течение определенного времени после поездки, а в противном случае гражданину России могут отказать во въезде в страну. В случае если такая информация не была доведена и покупатель не смог воспользоваться услугой, то продавец обязан возместить убытки.

С другой стороны, гражданин самостоятельно отвечает за действительность документов, предоставляемых турагенту, а правила, касающиеся сроков действия заграничного паспорта, могут либо не включаться в описание продаваемой услуги, либо могут существовать как «негласные» правила пограничного контроля, которые не закреплены в каком-либо законе. В этом случае убытки у покупателя возникают в результате его бездействия.

Говорить о том, какие перспективы могут быть у спора в случае отказа в доступе на территорию иностранного государства можно, лишь ознакомившись с документами и пояснениями самих сторон. Но уже сейчас можно гарантированно заявить, что основным элементом такого спора будет доказывание факта исполнения обязанности турагента по доведению всей необходимой информации о туре до потребителя (в том числе и информации о действительности заграничного паспорта), а также наличия такой обязанности у турагента. Стоит отметить, что суды зачастую встают на сторону потребителя в спорах с туристическими агентствами».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Дарья Дениско
Корреспондент NGS24.RU
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Мнение
«Школа строгого режима»: архитекторы объяснили, почему школу на Свободном зря закрыли сплошным забором
Анонимное мнение
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления