Геополитические события 2022 года, вал экономических санкций против России и уход из нашей страны ряда знаменитых брендов оказывают влияние на различные сферы нашей жизни, также открывая дорогу для новых, ранее неизвестных для нас фирм и брендов. Ранее NGS24.RU рассказывал о бытовой технике из Узбекистана, а также о том, как дорожают спорттовары из-за параллельного импорта и как меняется ассортимент детских игрушек LEGO и Hot Wheels. Теперь пришло время посмотреть, какие метаморфозы происходят на авторынке Красноярска.
В декабре 2022 года корреспондент NGS24.RU поучаствовал в онлайн-конференции на тему «Что происходит на автомобильном рынке России?». Ее проводили под эгидой Ассоциации Российских Банков и основными выступающими на мероприятии были эксперты в сфере авторынка — исполнительный директор аналитического агентства «АвтоСтат» Сергей Удалов и генеральный директор консалтингового агентства компании «АвтоБосс» Татьяна Григорьева. Удалов и Григорьева рассказали журналистам международных, а также федеральных и региональных СМИ о том, в каком состоянии российский авторынок завершал 2022 год — и что следует ожидать от 2023 года.
Статистика, которую эксперты представили прессе, указывает на сокращение объема рынка новых легковых автомобилей России — с 1,59 млн авто в 2019 году до 0,63 млн по итогам 2022 года. Сферу подкосил «эффект домино» со знаком минус — сначала началась пандемия COVID-19, которая привела к остановке производств компонентов и чипов для автомобилей. Эти два факторы затем вызвали проблемы уже с производством самих автомобилей и с разрывом логистических цепочек в доставках. Как итог: в ряде стран образовался дефицит новых легковых авто, который начал толкать вверх цены.
Но одними лишь только проблемами из-за пандемии COVID-19 головные боли для авторынка не закончились: после начала военных действий на Украине в феврале 2022 года и ухода из страны ряда автобрендов количество автопроизводств в России кратно сократилось, оставив, по сути, лишь только российских игроков в лице АВТОВАЗа и УАЗа, а также китайской Haval.
Все эти события прямо отразились и на ценах — как на новые автомобили, так и на те, что с пробегом. Подорожало действительно всё.
Авторынок России к концу 2022 года подошел в состоянии, когда официально на нем присутствуют по большей части лишь российские да китайские автомобили, в то время как цены что на новые машины, что на авто с пробегом — растут. Исходя из этого, эксперты «АвтоСтата» и «АвтоБосса» спрогнозировали, что роста продаж на авторынке России в 2023 году не будет: люди будут стараться экономить, поэтому рынок обречен топтаться на месте.
Позже «АвтоСтат» поделился и данными по самым популярным моделям авто в России по итогам 2022 года: в лидерах вновь оказались китайские автопроизводители.
С этими знаниями команда NGS24.RU отправилась в красноярские автосалоны китайских автобрендов — чтобы спросить у их сотрудников о том, замечают ли они какие-либо изменения в отношении красноярцев к китайским авто, а также поинтересоваться у самих красноярцев-автовладельцев о том, что они думают про машины из Поднебесной.
Походы по автосалонам
Первая остановка — в салоне Chery. Внутри помещения ожидаемо немноголюдно, так как на часах лишь полдень буднего дня. Из посетителей мы замечаем трех мужчин, которые неторопливо рассматривали представленные модели авто.
— Машину себе я не беру, пришел вместе с другом, вот он как раз подбирает себе авто. В целом вроде выглядит симпатично, но сам я вожу российский автомобиль, — объяснил мужчина, который стоял рядом с 7-местным среднеразмерным кроссовером Chery Tiggo Pro Max. Последние два слова чем-то неуловимо напоминают ранжирование моделей смартфонов у Apple.
Проконсультировав мужчин, к нам подходит консультант салона. Мы спрашиваем у него о том, наблюдает ли он какие-либо изменения в потребительских предпочтениях красноярцев за последние годы.
— На мой взгляд, люди постепенно меняют свое отношение к китайским автомобилям. Конечно, поначалу люди осторожнее относились к ним. Наверное, так происходит всегда с какими-либо новинками в нашей жизни, не только с новыми марками автомобилей. Но сейчас уже точно нет такого широкого распространения мнения из серии: «Ой, Китай, нет, пожалуй, сразу посмотрю что-то другое», — рассуждает консультант.
Консультант предположил, что автобренды из КНР «неизбежно» будут укреплять свое влияние на авторынке России «в связи с геополитическими событиями».
— Думаю, что свою долю они уже точно заняли, и даже могут занять еще больше с учетом ухода ряда других брендов. Покупатели неизбежно будут задаваться вопросами о том, ну хорошо, купил я машину из Европы или США, но как ее обслуживать, где брать запчасти и так далее. В случае с машинами из КНР эти вопросы будут решаться легче, — уверен мужчина.
Мы замечаем в салоне еще одного посетителя, который согласился рассказать о своем личном опыте использования китайских машин.
— У меня самого есть Chery, но еще совсем немного времени: лишь два месяца. До этого у меня был «кореец»… Каких-то особых отличий что при вождении, что при обслуживании я не заметил, но прошло еще слишком мало времени, конечно. Претензий к корейским автомобилям у меня не было, но сейчас машины от KIA и Hyundai стали слишком дорогими, поэтому я сейчас обратил внимание на китайские авто, — рассказал красноярец.
Далее команда NGS24.RU добралась до расположенного неподалеку салона марки Geely.
Общаясь с нами, сотрудник салона дал свой прогноз о том, какое будущее ждет китайские автомобили на красноярском авторынке.
— Мне кажется, нельзя сказать, что у нас совсем исчезнут с дорог автомобили других марок. Лояльность брендам всё равно будет играть свою роль — останутся люди, которые верны «европейцам», «американцам» или каким-то другим «азиатам», несмотря ни на что и исходя из своих личных предпочтений. Но то, что «китайцы» заняли свою нишу и это всерьез и надолго, — сомнений нет, — предположил сотрудник.
Нам предлагают проехаться в качестве тест-драйва на Geely Tugella. Вместе с сотрудником автосалона в машину садимся втроем — корреспондент, фотограф и редакционный водитель.
Развернувшись к дороге возле автосалона, мы начинаем путь. Первые ощущения — на переднем пассажирском сиденье тесновато. Водитель редакции, сидевший сзади, предложил отрегулировать кресло — стало комфортнее, но за это своим комфортом пришлось расплатиться уже сидящему позади человеку.
Проехавшись 15 минут и остановившись перед возвращением обратно, сталкиваемся с капризами электроники, из-за которых автомобиль не может начать движение. Сотрудник объясняет неполадку необходимостью смены прошивки программного обеспечения тестовой машины. Спустя пару минут электронное управление автомобилем приходит в себя, и мы добираемся до салона.
Финальная точка нашего путешествия — салон марки Haval.
У подошедшего сотрудника мы попросили показать самую дорогую машину, которая у них есть в салоне, и нас подводят к внедорожнику Haval H9.
— Если ее внешний вид вам чем-то напомнил «Прадо» от «Тойоты», то ощущения вас не обманывают, так как за базу при разработке внешнего вида и конструирования автомобиля китайцы взяли именно Land Cruiser Prado. Мощная рама, мягкая кожа наппа… — начал перечислять консультант.
Мы просим поделиться его своим видением того, какое будущее ожидает автомобили Made in China.
— Вообще надо понимать, что китайцы довольно успешно освоили технологии. Сначала они пригласили к себе специалистов и фирмы со всего света, которые помогали им с разработкой дизайна и компонентов. После этого они могут уже постепенно переходить к собственным решениям, постепенно улучшая их, год за годом… Поэтому мне кажется, что однозначно и нишу свою они уже не растеряют, даже если те же западные или корейские, японские гиганты вернутся в Россию. И те, кто сейчас становятся почитателями китайских авто, верными им и останутся, — рассуждает мужчина.
Попрощавшись с консультантом и поглядев на ценники, корреспондент NGS24.RU вместе с коллегами направился на выход из салона, задумавшись о том, насколько реально красноярцу, который зарабатывает в районе 50–60 тысяч рублей в месяц, разжиться китайским авто. Вопрос показался риторическим.
Отзыв «китаевода»-красноярца
NGS24.RU также пообщался с красноярцем Эдуардом Баглаем, который владеет китайским автомобилем на протяжении последних семи лет.
— Вообще моим первым автомобилем был «Москвич-412», на котором я учился обращаться с машинами. А на «китайца» я впервые посмотрел в 2015 году, когда мы с женой выбирали семейный автомобиль: у нас двое детей. До этого момента мы ездили на Renault Logan. В итоге мы купили кроссовер Lifan X60, вместительный, в котором можно ночевать за городом чуть ли не всей семьей. Плюс меня привлек внешний вид и начинка авто, в него ничего не надо было добавлять. Плюс дешевизна в обслуживании — даже дешевле, чем на наших «Вестах» и «Патриотах». Да и спустя 7 лет эксплуатации я менял лишь стартер и всё по мелочи: подвеску перетряхал и так далее, — рассказал красноярец.
По словам Эдуарда, некоторые из его знакомых за последние годы стали чаще поглядывать в сторону китайских легковых автомобилей — на замену «корейцам» KIA Sportage и им подобным.
Откуда еще могут появиться машины в Красноярске следом за Китаем? Иран, Вьетнам, Турция и Индия
Сетевое издание «Акценты» предположило, что следом за китайскими автомобильными брендами в Россию придут новые игроки — из Ирана, Вьетнама, Турции и Индии. Иранцев будут представлять бренды Khodro и SAIPA, вьетнамцев — VinFast, турков —Tofaş, а индийцев — Tata Motors, Mahindra & Mahindra и Maruti. Издание утверждает, что VinFast уже запатентовала в России дизайны для трех своих кроссоверов: VF8, VF9 и VFe35, цены на которые будут стартовать от 3 млн рублей. Авторы «Акцентов» считают, что вьетнамский автобренд попытается закрепиться в среднем ценовом сегменте.
NGS24.RU также рассказывал о том, готовы ли красноярцы на фоне проблем в экономике покупать битые автомобили, и про дефицит новых автомобилей в нашем городе. Также мы узнавали, когда новый «Москвич» появится в Красноярске.