На севере Красноярского края закрылась первая в России ферма по одомашниванию овцебыков, сообщил ТАСС со ссылкой на руководителя краевого Агентства по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Антона Нарчуганова. Животных передали местным жителям.
Создатели фермы «Стойбище Такер» (семья Дениса и Анастасии Теребихиных) переехали в другой регион, сообщили в агентстве. Судя по фейсбуку Дениса Теребихина, в последние месяцы он с семьей живет в Ростовской области (фейсбук заблокирован в России, так как принадлежит организации Meta, признанной экстремистской).
Семья отказалась от идеи одомашнивания овцебыков и передала животных местным жителям на Таймыре.
— Это не очень ответственное поведение со стороны тех, кто получил господдержку. Они получили грант на создание этностойбища. Сейчас решение этого вопроса перешло в судебную плоскость. Мы подали иск на возврат средств, полученных по гранту. Более того, судебное решение уже есть. Фермерам необходимо вернуть средства гранта, — сказал Антон Нарчуганов.
В конце 2020 года община «Хаски-Тыал» создала первую в России ферму «Стойбище Такер» по одомашниванию овцебыков в поселке Волочанка на Таймыре. В поселок с Ямала завезли 10 овцебыков. Весной 2021 года фермеры получили первую продукцию — пух овцебыков (гивиут).
По данным ТАСС, община «Хаски-Тыал» получила грант по краевой программе в размере 28 миллионов рублей.
Руководит общиной, по данным сервиса «Контур.Фокус», Анастасия Теребихина, среди учредителей был ее муж Денис. Он же рассказывал о проекте фермы в СМИ.
Согласно данным сайта арбитражного суда, в июле краевое Агентство по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов подало иск к общине с требованием вернуть деньги полученного гранта. Правда, агентство требует 11,96 миллиона, а не 28 миллионов рублей.
Судя по материалам дела, община Теребихиных не выполнила условия гранта. В сентябре 2020-го организации выделили 14,95 миллиона рублей на создание традиционной этнодеревни в Волочанке со стойбищем для овцебыков и северных оленей.
По условиям гранта, организация должна была создать 19 рабочих мест в этнодеревне и изготовить 10 тонн продукции (мяса северных оленей), 200 меховых теплых вещей из пуха овцебыков, 200 выделанных шкур оленей и 100 сувениров из рогов за год.
В ноябре 2021 года община предоставила отчет о результатах, в котором говорилось, что она даже перевыполнила план и за всё время наняла 51 работника: охотника, сборщиков ягеля, пастухов, заготовщиков сена, жителей, у которых туристы снимали жилье, и других.
При этом в отчете община указала, что для снижения налогов заключала договоры с самозанятыми, но из-за удаленности территории и сложностей с интернетом не все работники были зарегистрированы. Как доказательство оплаты в отчете приложили расписки и договоры об оказании услуг. Часть работников при этом была волонтерами, то есть работала бесплатно, следует из материалов дела.
В Агентстве по развитию севера отметили, что в отчете не было поименного списка работников, так что оно не могло проверить достоверность указанных сведений. Кроме того, в проекте, по условиям грант, сотрудники должны были работать по трудовым договорам, а не волонтерским или договорам оказания услуг.
В отчете «Хаски-Тыал» также сообщала, что приняла у местного населения и выделала 100 шкур оленя, которые затем использовали в декоре, изготовлении постельных принадлежностей, а также передали дизайнеру. Однако подтверждающие документы не были приложены.
В Агентстве посчитали, что община Теребихиных не выполнила условия гранта, и в феврале 2022 года попросили вернуть 11,96 миллиона рублей. Летом дело дошло до суда. В результате иск агентства удовлетворили.
Получить комментарии Анастасии и Дениса Теребихиных к моменту написания текста не удалось.