Затраты на Универсиаду в Красноярске продолжают расти. В 2013–2014 годах, когда город только выиграл право проводить игры, на них планировали потратить около 50 миллиардов. В прошлом году было объявлено, что на игры уйдет уже 75 миллиардов. Сейчас общие затраты на игры оцениваются в 77 миллиардов.
Представители краевого министерства финансов в ноябре рост затрат объясняют благоустройством Красноярска. Первоначально такие суммы на обустройство улиц не планировались. Около половины из огромной суммы (45 миллиардов) — федеральные деньги. Порядка 30 миллиардов в Универсиаду вложил краевой бюджет, остальное — вложения спонсоров.
Больше всего средств ушло на строительство и реконструкцию спортивных объектов — 25 миллиардов. Еще 11 миллиардов — реконструкция медицинских учреждений. На благоустройство города ушло около 8 миллиардов. На дороги и транспортный комплекс — 7 миллиардов.
77 миллиардов — настолько огромная сумма, что вряд ли можно представить себе, что это за деньги. Мы решили сравнить затраты на Универсиаду с другими масштабными затеями.
Строительство метро
Затраты на Универсиаду в Красноярске почти совпадают с затратами на прокладку метро. В свое время губернатор Виктор Толоконский и глава управления Красноярского метрополитена Николай Болдин затраты на запуск первой линии подземки оценивали в 60–65 миллиардов.
За эти деньги можно достроить ветку метрополитена от станции Высотной до площади Революции. По проекту на линии появились бы станции «Высотная», «Копыловская», «Вокзальная», «Площадь Революции». По сделанным в 80-е расчетам, в сутки по ветке подземки смогли бы переезжать до 170 тысяч человек.
При Викторе Толоконском шли разговоры о том, что вместо метро в Красноярске нужно строить развязки и развивать скоростной трамвай. Заявлялось, что проект метро, разработанный в 70–80 годах, мог устареть — ветка соединяет Октябрьский район с центром, в то время как город с 80-х годов развивается в сторону «Северного» и «Взлетки». Однако президент Путин обещал вернуться к идее метро.
Скоростной трамвай
77 миллиардов вполне хватит на прокладку путей скоростного трамвая.
Доцент кафедры транспорта СФУ Юрий Хегай еще в 2015 году запуск скоростного трамвая между КрасТЭЦ и «Бобровым логом», КрасТЭЦ и «Солнечным» оценивал в 16 миллиардов. Запуск ветки скоростного трамвая от Красноярска до аэропорта — в 35 миллиардов. По его подсчетам, цена прокладки 1 километра трамвайной линии — 500–800 миллионов рублей.
— 30% затрат на запуск трамвая — это затраты на отчуждение, выкуп земли под полотно, 10–15% — затраты на покупку подвижного состава, — приводит цифры доцент Новосибирского государственного технического университета Михаил Никулин, принимавший участие в разработке транспортной схемы Красноярска. Прокладку путей по Октябрьскому мосту, где ходил когда-то трамвай, он оценивает в 200 млн рублей на прокладку 1 км.
Скорость скоростного трамвая в 2 раза превышает скорость обычного. В час этот вид транспорта может перевозить до 15 тысяч человек, уступая по пропускной способности только метро. Главное преимущество скоростного трамвая — отсутствие пробок, ведь трамваи идут по обособленным путям.
Красноярские власти предоставили концепцию развития скоростного трамвая еще в 2011 году. Но дело с мёртвой точки пока не сдвинулось.
70 школ
Ровно столько учреждений образования можно построить в Красноярске на 75 миллиардов. Еще в 2016 году краевое министерство финансов оценивало затраты на строительство одной школы в миллиард. В начале 2018 года на Молокова была сдана школа за такую цену. Учреждение площадью 18 тысяч кв. м рассчитано на 1280 учеников. В школе имеется 3 спортзала, столовая на 300 детей. Посмотреть во всех подробностях на новую школу ценой в миллиард можно в нашем репортаже.
В Красноярске сейчас строится 5 школ. Еще несколько школ в планах. В некоторых районах проблема нехватки школ стоит довольно остро. Осенью жители фешенебельного «Южного берега» завернули на слушаниях проект планировки микрорайона. Особенно сильно жителей микрорайона возмущала ситуация со школой. Сначала ее планировали построить в центре «Южного берега», затем строить решили на специальной набережной, но пока это так и остается планами. В «Солонцах-2» экономжилье сдается вовсе без школ.
250 новых детских садов
Судя по документам госзакупок, строительство детсада на 300 мест обходится в Красноярске в 300 миллионов. Примерно за такую сумму 3 года назад казне города обошелся детсад на Ботанической.
Сейчас городские власти обещают построить и сдать в ближайшее время 8 новых детсадов: в «Покровском», «Солнечном», «Солонцах». Однако есть районы, где пока родители вынуждены ездить за несколько остановок, чтобы пристроить свое чадо.
Газификация
Если на школы и детсады 77 миллиардов — это многовато, то вот на газификацию таких денег может и не хватить.
Газ, в отличие от других источников топлива, оказывает наименьшую нагрузку на экологию. По данным краевого минприроды, ТЭЦ, котельные, частный сектор отвечают почти за треть выбросов на территории города. Использование газа могло бы улучшить качество воздуха.
Схема газификации Красноярска была подписана в конце года, но точных цифр, во сколько встанет газификация, пока нет. Краевое правительство только разрабатывает программу газификации. Работа должна закончиться к концу года.
Существует 3 сценария прокладки газопроводов в Красноярск: из Эвенкии, из Кемерово и из Томска. По оценкам ученых СФУ, в зависимости от того, откуда тянуть, газификация обойдется от 170 до 260 миллионов.
7000 новых больших автобусов
Состояние автобусов давно стало в Красноярске притчей во языцех. Перевозчиков регулярно штрафуют за клубы дыма и вонь. Периодически красноярцы жалуются на тесноту в маленьких автобусах. Последний раз новые автобусы муниципальные перевозчики закупали 7 лет назад.
77 миллиардов — 1000 новых больших автобусов марки ЛИАЗ на газе, рассчитанных на 40 сидячих мест. Сейчас в городе в среднем на линию каждый день выходит 880 автобусов. Затраты на Универсиаду сопоставимы с полной заменой автопарка Красноярска.
Новый мост с развязками
В старых генеральных планах Красноярска можно найти еще один мост — 5-й. По замыслам разработчиков, он мог бы начаться от Затонской рядом с торговым центром «Красноярье» и выйти на улицу Белинского. Можно предположить, что переправа здесь серьезно облегчила бы движение в центре и разгрузила бы Коммунальный и Октябрьский мосты.
Перед тем как начать строительство Николаевского моста, эксперты долго решали, где же быть мосту — там, где он появился, у Николаевки, или же в створе улицы Затонской. В итоге переправу решили строить между Октябрьским и Свердловским районом, а проект в центре города отложили до лучших времен.
Специалисты из «Трансмоста» Борис Кецлах и Сергей Балан рассказывают, что в 2000-х были варианты построить между Белинского и Затонской метромост, поскольку на левом берегу рядом, по проекту 80-х годов, должна находиться станция метро.
Идея построить мост не облекла форму проекта — нет никаких эскизов. Но в начале 2000-х делались расчеты: мост от Затонской до Белинского из-за длины был в 2 раза дороже.
Что сделано в Красноярске к Универсиаде?
Установлены виадуки на 9 Мая и Партизана Железняка. Построена новая ледовая арена. Идет снос ветхого жилья. Отреставрирован стадион «Енисей». У БСМП появился новый хирургический комплекс. На Николаевской сопке идет строительство лыжных трасс и спортцентров.
Новости и фото отправляйте 8–999–315–05–05 (WhatsApp, Viber, SMS)