Школа № 21 на Свободном закрывается на ремонт и не сможет принять детей. Занятия у школьников будут проводиться в соседних образовательных учреждениях. Мы решили прогуляться по закрытой школе, вспомнить её историю и посмотреть на классы, которые вскоре изменятся до неузнаваемости.
Здание школы 1957 года постройки на проспекте Свободный сразу бросается в глаза — вход украшает нарядная лепнина, а от стен буквально веет историей. Сталинский ампир — так называется стиль, в котором выполнено строение.
Изначально школа строилась на 813 учеников, сейчас их 525, но были и периоды расцвета — в 90-е количество учащихся перевалило за тысячу. Сейчас же в школе пусто. Мы переступаем порог и проходим по длинному безлюдному коридору. На улице 30-градусная жара, но от стен веет прохладой. «Такая особенность строения, это все полы и кирпичная кладка», — объясняет нам директор Ирина Евграфова.
Первым директором школы был заслуженный учитель СССР — легенда педагогики Красноярья Георгий Победоносцев, ранее возглавлявший мужскую гимназию № 2 на Марковского. В исторической справке школы сказано, что именно он в первые годы работы настаивал на «нравственном воспитании» учеников.
Правда, сами учителя школы этого уже не помнят. На их памяти школа № 21 стала местом художественно-эстетического образования — здесь основали первый школьный оркестр, учили детей танцевать и первыми ввели уроки шахмат.
Ученики школы № 21 на протяжении многих лет были передовиками — заложили первый камень в парк телевизорного завода (ныне парк «Троя»), провели первые трудовые субботники, сбор макулатуры, первыми в городе заслужили право встать на Пост № 1 у Вечного огня.
Большое внимание уделялось здесь и пионерскому движению. История школы пока еще не канула в лету, над входом сохранилась белая лепнина — как символ ушедшей эпохи, а в архивах школы — альбомы, которые когда-то писали юные пионеры.
«Жизнь в нашем классе интересная, очень удачно проходят у нас комсомольские собрания. Например, самым первым собранием, которое у нас проходило в 10 классе, был диспут "Долг, как ты его понимаешь?". Перед собранием ребята нашего класса писали сочинения на эту тему. Лучшие из них зачитывались на собрании. Очень хорошо выступила на диспуте Галя Чикунова, рассказав о материнском долге, а Нина Замятина рассказала нам о долге каждого советского гражданина перед человечеством. Диспут прошел очень интересно и все остались довольны», — написано в альбоме за 1969–1970 год рукой неизвестного школьника.
По нашим подсчетам, первым выпускникам школы уже 68 лет. В самом заведении бывших учеников помнят, есть среди них и именитые личности. Например, Алексей Ильюшенко 1974 года выпуска — прошел трудовой путь от помощника прокурора Октябрьского района Красноярска до прокурора Российской Федерации. В 1994 году указом Ельцина он был назначен исполняющим обязанности генпрокурора РФ, но Совет Федерации на тайном голосовании дважды отклонил его кандидатуру. В 1996 году Ильюшенко был задержан по уголовному делу о продаже за рубеж 25 млн тонн российской нефти. Экс-прокурора обвинили в получении взятки и злоупотреблении служебными полномочиями. После двух лет под стражей его освободили под подписку о невыезде, а в 2001 году дело было прекращено.
В школе же больше гордятся другими выпускниками — это советник губернатора Марина Добровольская, директор центра дополнительного образования Евгений Зимин, бывший министр спорта края Сергей Гуров и нынешний глава Железнодорожного района Юрий Савчук.
«Гремела» школа и в начале двухтысячных: в 2004, 2005 и 2006 году она получила множество титулов — «Школа России», «Академическая школа», «Школа века». После случилось затишье — количество учеников уменьшилось, и школа перестала получать почётные звания. Директор Ирина Рафкатовна надеется, что ремонт вдохнёт в заведение новую жизнь.
Закрыли на ремонт
Изначально начать ремонт планировалось в марте, но сроки сдвинулись и дети смогли доучиться в стенах родной школы до конца года. Сейчас на реконструкцию готовится проектно-сметная документация, если все пойдёт по плану, в сентябре её отдадут на экспертизу, а уже к Новому году рабочие зайдут на объект.
Предстоящий капитальный ремонт — первый за 61 год. Ранее приходилось латать здание по частям — менять крышу, окна. Много где установлены пластиковые стеклопакеты, но в большинстве случаев — по фасадной части.
Сейчас менять будут всё — стены, потолок, инженерные коммуникации.
— Школу закрывают, потому что многие вещи уже в напряжении. Все это планово и нужно. Проводилась обследование, еженедельно смотрелось состояние конструкций, мы должны были уйти, — говорит директор.
Сейчас фасад здания покрашен в желто-оранжевый цвет, до этого он был голубым. Каким станет после ремонта, пока неизвестно.
— Сейчас есть паспорта фасадов. Управление архитектуры разрабатывает единый стиль, тем более что мы находимся на центральных маршрутах, на нас точно будут обращать внимание. Но у нас была просьба, чтобы облик школы не изменился. Здание знаковое, мы хотим всё сохранить. Пока, предварительно, специалисты говорят, что это возможно. Речь про то, что они сохранят лепнину и не будут зашивать школу сайдингом, — говорит директор.
Планируется, что ремонт в школе займёт около 2 лет. Все это время ученики будут заниматься в соседних школах: начальные классы — в гимназии «Универс», средние (5–7-е классы) — в школе № 19, старшеклассники — в гимназии № 9. Дети перейдут туда целыми классами вместе со своими учителями. С большинством родителей удалось договориться, но есть и те, кому «перестановка» пришлась не по душе.
— Массово родители детей не забирают. Но есть, конечно, уход. Сложность там, где несколько детей. Раньше старший ребенок водил младшего, а сейчас, получается, младший учится в одной школе в первую смену, а старший в другой. Будем договариваться с родителями, с учителями, чтобы приводили сюда и забирали, — говорят в школе.
Идём по классам
Наша экскурсия по школе начинается с кабинета русского языка и литературы. С виду самый обычный кабинет — парты, электронная доска, шкафы, лампы, которые поменяли совсем недавно.
— Есть кабинеты, по которым не скажешь, что школа нуждается в ремонте, — поясняют педагоги.
Совсем иначе выглядит кабинет трудов, здесь «по контракту все соскоблили со стен, и на этом все остановилось». Теперь класс ждёт капитального ремонта.
В коридорах школы тоже уже начался ремонт. Один из лестничных пролетов усыпан известкой, а в переходе между классами можно заметить архаичные светильники под потолком. По словам педагогов, они «висят здесь с основания».
— Думаю, что какое-нибудь современное лофт-кафе с удовольствием их заберет, — говорит один из учителей.
Перемещаемся в спортивный зал — самый обычный, такой же можно увидеть в десятках других школ города. А вот актового зала в школе нет, он в аварийном состоянии и опечатан уже несколько лет.
— Массовые мероприятия проводим в спортзале или в ближайших техникумах — аграрный, железнодорожный, информатики и вычислительной техники. У нас с ними партнерство — мы им поставляем детей, а они нас пускают к себе. Здесь много семей железнодорожников, у многих уже заранее карьера построена — стабильная, хорошая работа, почему нет? — говорят наши экскурсоводы.
Из спортзала идём в столовую. Небольшой зал рассчитан на 60 человек — это два класса, больше здесь не поместится. Возможно, после ремонта здесь появится модное «кафе для старшеклассников», какие сейчас модно делать в школах. А пока по центру зала лежат металлические трубы — уже начался ремонт.
Отдельная часть школы — «пристройка» — так здесь называют примыкающее к школе кирпичное строение. Когда его построили, никто толком не помнит: «Когда мы пришли, она уже была». Раньше здесь занимался школьный оркестр и проводили факультативы, потом эту часть школы признали аварийной и закрыли.
Еще одна любопытная локация — школьный двор, а именно газон возле центрального входа. Сейчас здесь всего лишь клумба, но в далеком 57-м тут стоял памятник Чернышевскому.
«Наступило время хрущевской оттепели и надо было создать школу нового времени, новой эпохи, которая помогла бы осуществить педагогические воззрения Белинского, Добролюбова, Чернышевского. Николай Гаврилович Чернышевский в своем романе "Что делать?" конкретно развернул программу создания нового общества, людей новых взглядов. Поэтому при закладке школы было вынесено решение поставить во дворе школы около центральной стены памятник Чернышевскому», — гласит историческая справка школы.
Простоял Чернышевский здесь до 1984 года, потом его убрали.
— Почему убрали? Девяностые… Тогда убрали много памятников, — говорят в школе.
Спустя годы один из учеников подарил в школьный архив фотографию, сделанную возле Чернышевского.
На заднем дворе школы пока тоже девяностые — деревянная коробка и несколько автомобильных шин. Зимой здесь заливают каток и выдают детям коньки. Педагоги надеются, что после ремонта появится современная спортивная площадка.
— В близлежащих дворах нет ни одной организованной спортивной площадки. Приведём в порядок — просто это вопрос времени и денег. Сейчас школы после капительного ремонта, в соответствии с рекомендациями министерства, оснащаются сразу всем необходимым оборудованием. После реконструкции здание будет считаться как новое, соответственно все нормы, которые применяются к новым зданиям школ, будут применяться и к нашему зданию, — говорят в школе.
Сама же директор надеется, что ремонт улучшит условия для школьников, но не изменит главного — уютной домашней атмосферы.
— Мы ее сохраняем, бережем. В отличие от больших школ, мы каждого знаем. Здесь учатся поколениями, — говорит Ирина Рафкатовна.
Фото: Артём Ленц (1–2, 5, 8, 11–14, 16–20, 22) школа № 21 (3–4, 6, 9–10, 15, 21, 23), vk.com/krk-retro (7)
Новости, мемы и горячие споры — в нашей группе «ВКонтакте».
Новости и фото отправляйте 8–999–315–05–05 (WhatsApp, Viber, SMS)