Город Красноярским строителям решили запретить строить высотки. В каких районах высоту домов ограничат

Красноярским строителям решили запретить строить высотки. В каких районах высоту домов ограничат

Высотная застройка выше 12 этажей будет ограничена в исторически сложившихся микрорайонах

Мэрия Красноярска решила ограничить высоту новостроек. Об этом на встрече с журналистами заявил вице-мэр Олег Животов.

Чтобы эти изменения вступили в силу, нужно внести изменения в правила землепользования и застройки города. Над корректировкой правил уже трудятся специалисты — проект заказан институту «Гражданпроект» и будет готов через 3–3,5 месяца.

На сегодняшний момент строители руководствуются зоной, в которой планируется здание. Предельная высота в таких случаях не прописана. Например, для многоэтажной застройки обычно указывается от 9 этажей и выше. «Хоть до стратосферы», — иронизирует вице-мэр. Теперь чиновники хотят ввести ограничения.

«Любой инвестор, застройщик, который решит заявиться на строительство выше 12 этажей, вынужден будет пройти дополнительную процедуру согласования в виде разрешений на условно разрешенный вид использования. Считаю, что это хорошо поможет регулировать высотность», — заявил Олег Животов.

По всей видимости, изменения продиктованы заботой об экологии продуваемости: в феврале чиновники отозвали 39 разрешений на строительство в трех районах. 18 из них пришлись на микрорайон «Тихие зори». Вот как тогда аргументировал это Сергей Ерёмин:

«Строители планировали на этих территориях высотную точечную застройку — 21–27 этажей. Во-первых, эта стена высоток ещё больше усугубила бы ситуацию с экологией, ухудшив продуваемость. Во-вторых, в таких районах люди страдают от отсутствия детсадов, школ, парковочных мест, нормальных детских площадок. Выход, который я вижу в данной ситуации, — отозвать разрешения на строительство. Департамент градостроительства должен провести тщательный анализ документации, но моё решение однозначно: допускать хаотичной высотной застройки в Красноярске нельзя!».

Сейчас в департаменте градостроительства говорят, что «КрасСтрой» готовит проект планировки и после его утверждения сможет обратиться за новыми разрешениями на строительство — большая часть земли у «Арены.Платинум» им уже выкуплена.

Пока же самым высоким зданием Красноярска остается 30-этажный бизнес-центр «Первая башня» на «Взлетке». Его высота 118 метров. В 2014 году здание даже вошло в список самых высоких в России по версии форума небоскребов «100+». Застройщики города, судя по статистике, решили тянуться жилыми домами до этой же высоты. Одинаковые свечки в 23–25 этажей заметил и приезжий архитектор Эдуард Кубенский из Екатеринбурга. Он и его местные коллеги соглашаются, что «кто платит, тот и музыку заказывает»: строителям выгодно на небольшом участке построить побольше квартир.

Малоэтажное строительство в Красноярске почему-то не приживается. Если не брать вторичку, то в 3–4-этажные дома можно заехать разве что по соседству с «Новалэндом» — в микрорайон «Живем», еще один переделанный из недостроя дом есть в Ленинском районе. Директор федеральной риелторской компании «Этажи» в Красноярске Виктор Мишуров сравнивает Красноярск с Иркутском, откуда он родом: там бум низкоэтажного строительства пришелся на 2010–2011 годы, сейчас формат развит достаточно сильно. Около 4 лет назад, вспоминал г-н Мишуров, в «Этажи» обращались иркутяне с просьбой подыскать участок под аналогичное строительство как раз в тех же Солонцах. Но проект так и не состоялся.

На днях на портале мэрии был опубликован список членов комиссии, которые будут участвовать в публичных слушаниях по ограничению высотности. В него вошли 24 человека, включая сотрудников мэрии, депутатов, застройщиков, архитекторов и проектировщиков.

Есть тут и депутат-миллиардер Владимир Егоров, и депутаты-строители Геннадий Торгунаков и Юрий Туров. Фигурирует и имя одного из учредителей ГК «Красстрой», у которого были отозваны 18 разрешений на строительство, — г-н Сарченко.

Мы решили спросить нескольких участников комиссии, где нужно запретить строить выше 12 этажей и какой они видят оптимальную высоту. Среди прочих был и Геннадий Торгунаков, которого мы застали в магазине. Однако после договоренности перезвонить его телефон был отключен.

Застройщики признаются, что им выгодно строить по 15–20 этажей — не меньше 

Председатель саморегулируемой корпорации строителей Красноярского края Антон Глушков:

«Это не ограничение этажности как таковой в принципе в городе. Это выделение подзон. У нас есть зона землепользования многоэтажной застройки Ж-4. Речь идет о том, чтобы подойти к этой зоне и установить ограничения внутри нее, выделить часть территорий. У нас помимо правил землепользования есть еще карты зон с особыми условиями — исторические памятники, зона охраны Параскевы Пятницы, которая практически весь центр перекрывает. Нужно разработать такую же карту, где нет памятников архитектуры, но тем не менее есть исторический облик, который не хотелось бы нарушать. Именно в этих территориях нужно установить дополнительные ограничения по этажности не более 12 этажей.

Комиссия в обязательном порядке будет собираться с вопросом, допускать ли проекты на публичные слушания или нет. Далее будет участвовать в публичных обсуждениях и после сбора всех предложений выносить рекомендации главе города. Финальное решение принимает он. На моей практике не было случаев, когда бы мэр принял противоположное мнение.

Идея ограничить высотность домов в меньшей мере связана с продуваемостью. На нее больше влияет не высотность, а конфигурация зданий, когда оно создает преграду потоку. Например, несколько длинных видовых секций, как в "Тихих зорях": поперек воздушного потока построены огромные здания. Когда мы говорим о "свечках", это не вопрос экологии, а вопрос эстетики архитектуры и плотности застройки».

Застройщики Красноярска делают ставки на «свечки» — это выгодно?

«У нас налицо дефицит земли, комплексного освоения у нас мало. Как правило, это очаговая застройка. Поэтому застройщику проще подготовить небольшой участок, построить объект, потом готовить следующий. В зависимости от технологии есть золотая середина: очень высоко строить (выше 50 метров, 16 этажей) достаточно сложно — по нормативам нужно дополнять лифты, увеличиваются требования пожарной безопасности. Свыше 70 метров — вообще индивидуальные пожарные требования. Строить меньше 10 метров нецелесообразно, потому что на места общего пользования, на лифтовую клетку одни и те же затраты. В общем, вся экономика массовой застройки Красноярска крутится вокруг 15–20 этажей.

Где ограничить высотность? Это вопрос серьезной работы. Безусловно, в сложившихся исторически микрорайонах. В новых микрорайонах, я считаю, это не такая актуальная проблема. Тем более что львиная доля у нас строится в территориях, удаленных от центра. Например, такие перегибы, когда в хрущевской застройке появляются высотные здания по 20 этажей. Возьмем Свободный. В таких случаях это должна либо быть уникальная архитектура, которая добавит красоты Красноярску, либо должна быть массовая типовая застройка (архитекторы называют ее фоновая), не привлекающая к себе внимания».

Профессор кафедры «Архитектурное проектирование» ИАД СФУ, доктор архитектуры Валерий Крушлинский:

«Меня включили в список? Меня обычно стараются не включать, потому что я иногда правду говорю. Нет, не слышал. Когда и где это будет?

Публичные слушания должны рассматривать уже проекты. Например, какого-нибудь ансамбля зданий в городе. Таких проектов не было уже лет 30. Я имею в виду несколько зданий, полное общественное пространство, площадь какая-то и так далее. Есть солисты в художественной самодеятельности, а есть ансамбли. Сегодня публичные слушания — это "тяф-тяф". Народ зашевелился, что-то недовольны люди. Нужна работа не для отдельного втыкательства очередного высотного здания. Приходит человек к мэру, где хочет построить, там и строит. На Театральной площади вместо сортира построили "Фон-Барон", вместо сквера — гостиницу начали строить. Мы с Демирхановым ходили к застройщикам, разговаривали, как из этого отдельного здания сделать ансамбль, интересное сооружение, чтобы можно было перейти Дубровинского, спуститься на набережную. Но не удалось.

Привести в пример идеал ансамбля? "Стрелка", Театральная площадь в таком виде, как она была изначально. Плохо, что под мостом оказался краеведческий музей — это большая ошибка. Но мосты строят там, где есть основание.

Вопросы застройки и этажности должны решаться талантливыми архитекторами, обязательно по конкурсу. Допустим, выставить городу 10 проектов. Или хотя бы три. И город бы посмотрел: "Да, вот это действительно ансамбль". Тут (я условно говорю) и многоэтажные дома, тут и новый стадион, старые трущобы заменены на достойную хорошую застройку. Депутаты, что сидят в Горсовете, раздербанили весь город. Сидят рядом, договариваются, кто что должен "откусить" от города. В генплане должны быть мысли по застройке архитектурной части города. Не просто натыкать домов, как гвоздей набили на правом берегу, по Киренского в районе Копылова. "Эдельвейс" коленвалом построили.

Вот вы спрашиваете: ансамбль? Входит мост в Николаевку — где площадь, где люди пойдут к реке, где бульвар, что будет идти по Волочаевской?».

Генеральный директор строительной компании« Сибиряк» Владимир Егоров

«У нас же есть в законодательстве ограничения по памятникам наследия: выше исторических зданий нельзя строиться. Да, это больше касается центра города.

Нужно ли ограничивать в других районах? Есть такой пример, как в Москве: Москва-Сити — огромные высотные здания за 200 метров. Какими-то островками это нужно делать, чтобы разнообразить город. Вообще я против слишком высоких зданий. Смотрите, рядом с "Ареной.Платинум" строит Сарченко два здания. 26, по-моему, этажей. Если взять архитектурно, он задавил дворец. Там рядом вообще не должно было быть дома, не знаю, как он их туда поставил. Поэтому все возмущаются, но сделать ничего нельзя. Вокруг знаковых мест не нужно строить сильно высокие здания. Где золотая середина? Я думаю, что в зависимости от участка. С другой стороны, если появляется за городом место — может, и разрешить выше 12 этажей. Высотки должны присутствовать, но в ансамбле. Но я понимаю, что мы не Япония, где нет земли вообще и они строят одни высотки».

Недавно активисты собирали подписи против высотной застройки комбайнового завода, согласны с требованиями?

«Там нет высоток. Самые высокие, что я буду строить, — 7-этажки. Нижняя часть завода еще в стадии банкротства. По проекту детальной планировки там есть 2 или 3 дома. Я не знаю, почему опять кто-то собирает подписи. Вопрос не в том, что строят на комбайновом. Вопрос, кто строит, я так понял. Где появляюсь я, там какая-то инициативная группа начинает собирать подписи. Думают, что я буду от них откупаться. Это своеобразное зарабатывание денег».

С точки зрения экономики какие здания наиболее выгодны?

«Вопрос тоже звучит двояко. Высотные здания — это своеобразные требования. По пожарной безопасности, к лифтам, проездам, сетям, сваям. Много чего появляется дополнительно. Если брать 12 этажей, то по новому законодательству они ограничены двумя лифтами. 27 этажей — нужно 4, а лучше 6 ставить. Это тоже большое удорожание.

Просто люди живут точечной застройкой, думают: сейчас мы вырвем, и все. Но время-то прошло, когда мы на количестве квартир зарабатывали. Сейчас уже должны зарабатывать на качестве. Поэтому, когда я строю на комбайновом семиэтажки, соответственно поднимется цена. Дома все будут кирпичные, даже не монолитные, не сборные. Потому что понимаю, что в элитной квартире потолки должны быть не менее 3 метров».

Юлия Глушко 
Фото: Артём Ленц 

Новости, мемы и горячие споры в нашей группе «ВКонтакте».
Новости и фото отправляйте 8–999–315–05–05 (WhatsApp, Viber
, SMS)
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства