На минувшей неделе Красноярск посетили члены Союза архитекторов России. Среди них — архитектор, писатель, директор и главный редактор екатеринбургского издательства TATLIN Эдуард Кубенский. В родном городе он, например, известен проектом «Кладбище домов» — металлические надгробья, у которых в «овалах» вместо фото людей, изображены фото усадеб, стертых с лица земли. Нам удалось застать архитектора в промежутке между совещаниями в мэрии и в Союзе архитекторов, поэтому было решено прогуляться по набережной. Последняя с легкой руки блогера Ильи Варламова получила звание «позора города» — из-за обилия машин, о которые спотыкаются пешеходы и велосипедисты, кальянщиков, пивных шатров. НГС.ЖИЛКОМ попросил взглянуть на набережную не взглядом «заезжего гастролера», а профессионала в области архитектуры.
Справка: Кубенский Эдуард — родился 10 ноября 1972 года, в 1996 году окончил Уральскую государственную архитектурно-художественную академию. В 2001 году вместе с супругой Татьяной Кубенской основал издательство TATLIN, специализирующееся на выпуске книг и журналов по архитектуре, искусству и дизайну.
С Красноярском архитектор Эдуард Кубенский знаком давно — этот приезд для него третий. На вопрос, согласен ли он с мнением блогера Ильи Варламова о «набережной — позоре городе», собеседник достает телефон и показывает 2 снимка. На одном — вид на нижний ярус набережной с высокими деревьями в районе загса на ул. Дубровинского, второй — с той же точки, но на закатанную в асфальт пешеходную зону. «Поразительно, даже людей нет! — комментирует он. — Можно прямо сейчас сделать пост с соцсети, Варламова отметить и сказать: "Смотри какая набережная!". С одной стороны, набережная — это вопрос взгляда, с другой — благоустройства». При этом архитектор согласен, что хорошая набережная просто так не возьмется в городе: «Вы же не Петербург — бюджет другой, да и Енисей не Нева — нужен другой подход. Нужно постоянно проговаривать эту тему, и тогда, может быть, что-то и появиться. Все в ваших руках или даже в ваших устах…».
Набережная у «Речного вокзала», считает Эдуард, может обойтись и без автомобилей: «Нужно избегать такой ситуации, когда машина стоит на фоне воды — это, по-моему, просто катастрофа». Решить вопрос помогли бы перекройка пространства на набережной: «У вас замечательный рельеф. Теоретически машины можно спрятать в него и сделать 2 или 3 уровня парковки. Уверен, все машины влезут. Сверху можно по парковке ходить, а снизу будет газон с пешеходными дорожками». В сложившейся ситуации, чтобы сделать набережную местом притяжения людей, можно просто застелить асфальт доской (как было сделано у кромки воды в районе Дубровинского, 110. — Ю.Г.) «Это будет совершенно другая история. Подумайте сами, на асфальт нет желания лечь и сесть, с деревом наоборот. Конечно, нужно оставить проезд к пароходам для инвалидов».
Закрытие галереи зеркальными окнами на реконструируемом здании «Речвокзала» архитектору, как и блогеру, пришлось не по душе. Первичное решение, говорит он, вызывает желание выйти на балкончик и созерцать Енисей, сидеть на свежем воздухе. Заборы раздражения не вызывают — это решение временное, и ничего страшного в этом собеседник не видит.
«Нас ведь могли задавить!» — уворачивается гость от велосипедиста на нижнем ярусе набережной и размышляет об аксиомах хорошо организованного общественного пространства. По его словам, это гармоничное сочетание маршрутов для пешеходов, велосипедистов и автомобилей: «Набережная должна быть устроена так, чтобы маломобильные группы населения могли по ней беспрепятственно передвигаться. Причем маломобильные — не значит, что это инвалиды. Женщины с детскими колясками, велосипедисты, скейтеры — они не должны мешать друг другу».
Примеров идеальных зон отдыха у рек Эдуард Кубенский называть отказывается — во всех городах они разные. «В Петербурге, например, набережная — это в большей степени дорога, канал и тротуар. Набережная в центре Самары двухъярусная. Есть пафосная гранитная часть и нижняя, где люди купаются. Сверху можно встретить людей в костюмах, на нижней — в трусах. И они сочетаются нормально», — рассказывает архитектор.
Временные кафешки в глаза екатеринбургского гостя не бросились: преобразить эти «теплицы» можно с помощью талантливых архитекторов. Да и с приходом холодов они исчезнут. Куда большей проблемой, на его взгляд, является торговый центр «в камне» у Стрелки.
Торгово-развлекательной центр «Галерея Енисей», вызывавший неоднократное осуждение читателей НГС.НОВОСТИ, собеседник счел «ужасной» ошибкой: «Причем настолько, чтобы на месте красноярцев боролся до последнего, чтобы ее снести. Во-первых, если идем по набережной, то должны как бы выплыть в центр. Из-за здания теряется ощущение, что ты у реки. Видимо, это самое дорогое место на набережной, и там как раз ловят деньги и людей. Можно гораздо культурней ловить». Обойдя зеркальную махину, уже на другой стороне ул. Дубровинского, у Союза архитекторов, Эдуард Кубенский недоумевает: «И это все перед Домом архитекторов. Как они могли допустить, что им закроют вид на набережную. Это говорит об отсутствии профессионального авторитета».
Во время двухдневной поездки приезжие архитекторы, в том числе и наш собеседник, смогли оценить берега Енисея с воды, на теплоходе. Для него удивительно, что по реке не курсируют катера и лодки: «Даже у нас в Екатеринбурге, на далеко не судоходной речке Исеть, постоянно катера, байдарщики гоняют, на лодочках катаются». Красноярцы, вопреки сложившемуся мнению, уверен он, могут гордиться зеленым городом, рельефом гор и зоной отдыха в центре города. Его мнение подтверждают слова главного архитектора Красноярска о зависти жителей других городов: «У нас в Екатеринбурге, чтобы подышать свежем воздухом и отдохнуть, люди едут за город. У вас можно через мост перейти на остров Татышев — и вы уже на природе. Это же просто супер. Такого нет ни в одном городе».
Пейзажи лучше не портить «торчащими» высотками. Идеалом, показывает Эдуард, можно считать гостиницу «Амакс» на Предмостной. А вот мнение гостя из уральского города об экологии Красноярска с коренными жителями разнится — ничего критичного не увидел. «Вам надо какого-нибудь итальянца спросить. Я из Екатеринбурга, у нас тоже не самый чистый город», — смеется он.
Сторонний взгляд цепляется и за два новых микрорайона на противоположных берегах Енисея — «Белые Росы» и «Орбита». В первом, размышляет собеседник, лучшим решением было бы не закрывать дворы рядом высоток, а, напротив, сделать их частью набережной. ЖК «Орбита» и вовсе «разрушил ландшафт»: «Такое ощущение, что снизу юбка национального костюма под названием рельеф, а сверху — куртка музыканта хеви-металл. Нестыковка какая-то».
В целом, сравнивает Кубенский, строители Екатеринбурга и Красноярска идут по одному пути, возводя 23–25-этажные высотки. Но если для Екатеринбурга это почти всегда бесспорно, то для Красноярска почти всегда можно поспорить. Интересы застройщиков и в Екатеринбурге, и в Красноярске всегда перевешивают мнение архитекторов — «кто платит, тот и музыку заказывает». «Но, заказчик, который не доверят профессионалу, не просто сильно рискует, но и много теряет», — подытоживает собеседник.
Юлия Глушко
Фото Артема Ленца