В этот раз в рубрике «Место для жизни» мы решили рассказать о жилмассиве «Северный». Опрос показал, что большинство горожан, в том числе и живущих тут, не знают границ района. Кто-то считает, что туда входит даже «Планета».
Оно и понятно почему: «Северный» — огромный массив, куда входят 9 микрорайонов. 2ГИС, берущий за основу градостроительные документы, показывает, что жилмассив ограничен улицей Авиаторов, далее ж/д путями на Светлогорской, Гайдашовкой и Алексеева, где берет начало воинская часть на Малиновского.
Мало кто знает, что в «Северном» сохранились 5-этажные «ленинградки». Дома на пустыре между «Солнечным» и перенесенным в Емельяново аэропортом начали возводить в 1979 году. Первыми в свои квартиры заехали жители на Мате Залки, 12 и 14.
И в отличие от жителей современных микрорайонов новоселам не пришлось коротать время без детсадов и школ. Школа № 69 сдалась в этот же год.
«Мы заехали в конце 1981 года, — вспоминает мужчина, вышедший из 1-го подъезда на Мате Залки, 14. — Что тут было? Поле и грязь. Вот этот 9-этажный (Шумяцкого, 1) был в процессе сдачи. Мы там воровали стекла, потому что у нас были разбиты. Ходили к ним, снимали балконные двери и вытаскивали стекла. После ставили обратно пустые двери, рабочие доделывали. Все было сделано — заезжай и живи: стены на кухне и в ванной покрашены краской, плита, раковина. Пол был отделан квадратной плиткой, теплый-теплый, когда убрал — стало холодно». Заехать в свое жилье повезло работникам вытрезвителя — они заняли 1- и 2-комнатные квартиры в 1-м подъезде. «Трешки» получили рабочие экскаваторного завода, чью территорию несколько лет хотели отдать ферросплавному заводу.
Беглый взгляд на окрестности не позволяет их отличить от Тотмина и Юшкова, например. Те же пятиэтажки, подвалы с соленьями и вареньем.
Был у первых новоселов и магазин под боком. О нем сегодня напоминает только вывеска «Жарки» на крыше дома. Продуктами в помещении 1-го этажа и сегодня торгуют. А «Промтовары», базировавшиеся в «трешке» 2-го подъезда, уже используются как квартира.
После были построены дома на современной улице 9 Мая — панельки с номерами 21, 23, 25, 29, 31. В это время разрастался верх соседнего «Солнечного». А остальная территория — от современной «Взлетки» до «города машиностроителей» — была сплошным пустырем. Новоселы самого отдаленного района вспоминали, что домой приходилось добираться на попутных грузовиках — автобусы не ходили. Потом пустили 64-й маршрут, и с Сурикова, минуя «Северный» с голыми полями, в «Солнечный» можно было добраться за 20 минут.
Сегодня «Северный» — почти сложившийся район с развитой инфраструктурой. В каждом из 9 микрорайонов есть школа и один-два детсада. Стройплощадки можно пересчитать по пальцам одной руки, а 2ГИС вовсе их не показывает. Например, 13-этажная высотка застройщика «Альфа» на Светлогорской отмечена как гаражи. Все потому, что дом раньше был автостоянкой. Сдача 288 квартир намечена на середину 2019 года.
Памятниками человеческой алчности остались два кирпичных недостроя компании «Консоль» в микрорайоне на Светлогорской. Первый дорос до уровня 8 этажей. Его еще не успели разобрать по кирпичикам. Возможно, потому что собственники когда-то самостоятельно дежурили и охраняли дом. Позже охраны не стало, двери сломаны и украдены, строительный вагончик сожжен, вывезены кран и экскаватор. Новоселы гадают и переспрашивают в группах, есть ли движение на стройплощадке. Судьба дома туманна.
А это еще один недострой «Консоли». Его, по информации некоторых дольщиков, будет достраивать созданный ЖСК. Пока же местные мальчишки используют забор и этажи в качестве площадки для игр.
«Дети прыгают, бегают, это травмоопасно», — говорит о соседстве с недостроем мама двоих малышей Вероника. Ее семья переехала в «панельку» в переулке Светлогорском, шесть лет назад. Выбор на «Северный» пал из-за близости к работе. До этого они с мужем снимали квартиру на «Взлетке».
«Я не очень люблю этой район — сплошные каменные джунгли. Но не так давно загрузила приложение «Небо». Слышали о нем? Неделю днем и ночью отслеживаю. Получается, он чуть ли не чистейший район. Когда есть выбросы, я чувствую. Сегодня ночью показывал выбросы, но и то в пределах нормы. Думала, у нас грязно. Может быть, это связано с тем, что мы находимся на возвышенности. Хочу посмотреть Октябрьский район — планировали переезжать. Хочется зелени. Нету парков, скверов».
Как мама двоих малышей Вероника рассказывает, что, несмотря на наличие детсадов в каждом микрорайоне «Северного», попасть туда невозможно. Первому ребенку дали место на Комсомольском. Пришлось меняться через «Красмаму» и возить первые 4 месяца туда. Печалит ее и отсутствие спусков для колясок на тротуарах.
В целом застройка «Северного» представлена серыми 9-этажными «панельками» времен перестройки, построенными для рабочих разных предприятий. Потом эстафету перехватили нынешние гиганты железобетонных конструкций — «Сибиряк»и «КБС».
В конце 1990-х годов на Алексеева выросли такие же, как и напротив рынка на «Взлетке», 17-этажные свечки по югославскому проекту. Это были первые высотки с 1-, 2-, 3-, 4-комнатными квартирами, где планировки несколько отличались от стандартных при схожей квадратуре.
Сегодня в «югославских» домах выставлены на продажу всего 2 квартиры: «однушка» (38 кв. м) за 2250 тысяч и 4-комнатная квартира (84 кв. м) за 4,6 млн. «Преимущества этой крупногабаритной квартиры — большая гостиная и холл, четыре балкона, панорамный вид — окна смотрят на 2 стороны», — описывают преимущества последней в объявлении.
Последним аккордом массовой застройки «Северного» можно считать жилой комплекс «Зеленый городок» из 11 девятиэтажек от «СМ.Сити». Правда, подрядчиком выступал КБС. Последний дом был сдан в 2013 году.
Сегодня жители одинаковых домов на фоне пестрой застройки микрорайонов живут особняком. Въезды со всех сторон отделены металлическими заборами, но пройти можно беспрепятственно. Огородиться от машин новоселы решили в 2014 году, когда водители начали объезжать пробку на Водопьянова по дворам с маленькими детьми. Сначала в ход шли самодельные знаки и ограждения.
Татьяна с мужем перебрались в «Зеленый городок» в 2013 году. Выбирали между «Покровским» и «Северным»: «Выбрали спонтанно: жили с родителями, подвернулась акция в Сбербанке, хотели в Покровке, но не устроили планировки. Покупали «однушку», когда свай еще не было, за 1,9 млн. Через пару лет стоимость взлетела до 2,7». Среди минусов молодая мама отмечает «отвратительную» слышимость и экологию. «Минус — запах, иногда невозможно окна открывать. Плюс — в «Зеленом городке» есть где погулять с ребенком. Отсюда практически никуда не ходим». В отличие от жителей Светлогорской, тут радуются безбарьерным спускам на дорогу: не приходится поднимать детские коляски.
Лет через пять, если приживутся и подрастут деревья на пустыре у Водопьянова, у жителей Северного появится место для прогулок. Их высадили этим летом на месте скандального рынка. Саженцы садили по какой-то особой траектории, в будущем по ней же проложат дорожки и установят лавочки. Вторую половину поля отдали под строительство спорткомплекса. Затраты на организацию парка взял на себя частный инвестор — московская компания «СД Альфа Капитал», поясняют в администрации Советского района. Правда директором компании является супруга сына бывшего руководителя департамента градостроительства Зуевского, Ксения Черданцева.
Все опрошенные жители «Северного» заявили журналистам, что страдают от пробок, которые стали перманентными. Если в 80-х можно было доехать от центра до Солнечного за 20 минут, то сегодня только на 9 Мая можно простоять час. На фото видно, как в начале пятого автомобили тянутся друг за другом. Также всегда стоят соседние улицы — Краснодарская, Комсомольский, Авиаторов. Проблема в транспортной схеме, считает архитектор Михаил Ратушняк: нужно ее править, потому что «все заткнуто на одну улицу 9 Мая».
Кому-то вереницы стоящих машин играют на руку. Весь вечер во вторник этот мужчина с девочкой-инвалидом колесил между рядами.
Когда-то решить вопрос с пробками власти были намерены с помощью электричек. В начале улицы 9 Мая есть ж/д платформа. КрасРЖД даже за 1,2 млн смонтировала тут навесы, уложила плитку на тротуары, а позже отсыпала щебнем перехватывающую парковку для пассажиров. Железнодорожники говорили об увеличении желающих пользоваться электричками: в 2015 году их стало на 17% больше — 106 тысяч человек.
По словам риэлторов, «Северный» выбирают люди, не желающие менять район или тянущиеся поближе к «Планете» и «современному городу». Предложений масса: от типовых панелек от 2,5 млн до элитных, габаритных квартир в кирпичных домах. Самой дорогой, которую мы нашли на N1.RU, стала «трешка» на 9 Мая, 61 за 11,8 млн. Всего портал насчитывает более 800 предложений в жилмассиве. «Единичные предложения с интересной планировкой и ремонтом стоят денег, и собственники держат цену. А вот популярные серии домов снижают цены при торге из-за обилия предложений», — говорил ранее представитель АН «ГРАНТА-Недвижимость» Дмитрий Слепокуров.
В следующих статьях мы продолжим рассказывать о новых жилых комплексах и сложившихся районах Красноярска. Если у вас есть предложения, по каким прогуляться стоит первоочередно, оставляйте их в комментариях к этой статье.