Недвижимость «За месяц насчитали 59 000 рублей за свет»: люди купили дома и участки с электричеством и оказались в заложниках у застройщиков

«За месяц насчитали 59 000 рублей за свет»: люди купили дома и участки с электричеством и оказались в заложниках у застройщиков

Жители ДНТ под Красноярском пытаются узаконить свои коммунальные платежи, но не могут преодолеть систему

ДНТ «Изумрудный луг» начал строиться в 2009 году

К нам обратились жители одного из ДНТ под Красноярском. Они когда-то покупали тут дома и участки с электричеством. А теперь безо всяких договоров платят за свет главе товарищества порой совершенно безумные суммы, например, 59 тысяч рублей за месяц. Какая часть собранных денег реально поступает в «Красноярскэнергосбыт» — люди не знают. Но полиция, прокуратура и налоговая не видят в происходящем ничего плохого. В ситуации разбиралась Мария Антюшева.

«Золотое» электричество

ДНТ «Изумрудный луг» находится чуть к северу от Сухой балки, на глубоком обходе Красноярска. Создали его примерно с 2009-го по 2012 годы несколько застройщиков — Юрий Попов, Руслан Хубаев и их близкие. Они купили землю, нарезали ее на участки, построили электроподстанцию и водопровод со скважиной и насосом, провели провода и трубы. Людям продавали и готовые дома, и пустые участки под собственную стройку, но в любом случае с доступом к электричеству и водопроводу: наличие сетей заметно повышало цену недвижимости.

Пожив в ДНТ, люди поняли, что все инженерные сети так и остались в частной собственности застройщиков. Подключение к этим сетям поставило жителей в зависимость от предпринимателей, правящих поселком. А самим бизнесменам это позволило собирать с жителей деньги за электроэнергию.

Сейчас в ДНТ 130–140 домохозяйств

Сейчас система в «Изумрудном луге» устроена так: подстанция и идущие от нее провода контролирует председатель ДНТ Анастасия Попова. У нее единственной во всем поселке есть договор энергоснабжения с «Красноярскэнергосбытом». Этот договор заключен не с товариществом, а именно с физическим лицом. Таким образом ток идет через ее сети к домам ДНТ, женщина собирает с жителей плату за свет и передает деньги в «Энергосбыт».

Люди годами сдают ей деньги наличными в руки или переводят на ее личный счет в банке. Попова взамен дает им квитанции об оплате со своей подписью и печатью ДНТ (копии множества таких квитанций есть в распоряжении редакции). Анастасия утверждает, что передает в «Энергосбыт» всю собранную сумму, но проверить это жители не могут.

Сумму к оплате Попова выставляет жителям по индивидуальным счетчикам, которые висят возле каждого дома на столбах. Насколько корректно работают эти счетчики — тоже никому не известно.

Как проверить корректность счетчиков?

— У меня дом отапливается электрокотлом, поэтому в холодное время года я плачу немало. Но в этом году мне за февраль насчитали 59 тысяч рублей за свет. Это какая-то абсолютно нереальная сумма. У меня даже в самые лютые морозы набегало максимум 30–35 тысяч за месяц. А этот февраль был достаточно мягкий. Я спрашиваю Анастасию: «Откуда такая сумма?». Она отвечает: «Вы столько нажгли». Я говорю: «А можно провести поверку счетчика и опломбировать его?». Она говорит: «Нет». Я с 2017 года тут живу, за это время счетчик ни разу не поверяли, — говорит жительница ДНТ Мария Катаева.

Мария Катаева хочет поверки счетчиков

Обладатели угольных котлов, конечно, платят за электричество меньше: в среднем по несколько тысяч в месяц. Но людей смущает не размер платежа, а сам факт неузаконенности процесса.

— На измерительные приборы должны быть паспорт, сертификат, должны быть акты поверки. Мы этих документов в глаза не видели, — говорит другой житель, Олег Куренков.

— А если завтра сюда придут энергетики и спросят, почему Анастасия раздает электроэнергию? — добавляет третий, Геннадий Августинович .

— Я живу тут с 2018 года, купил землю, построил дом. Я плачу за свет Анастасии, но при этом вижу, что нет актов на счетчики, что ни разу не проводилось техобслуживание подстанции. Если завтра подстанция сгорит, то весь поселок без света останется. А вдруг Анастасия возьмет и уедет за границу? И кому мы что платили? — задается вопросом Виталий Половинко.

Жители хотят, чтобы у каждого был свой отдельный договор электроснабжения и свой отдельный счет в «Энергосбыте». Это позволит им платить меньше хотя бы в рамках своей социальной нормы, пользоваться льготами, а главное — они будут знать, что всё происходит по закону. Но тогда деньги за свет пойдут мимо Поповой.

Жители хотят узаконить платежи

По закону продавать людям электричество может только энергоснабжающая организация или гарантирующий поставщик. Это лицензируемая деятельность, которой даже не каждое юрлицо может заниматься, а физлицо тем более не имеет права, — объясняет юрист Андрей Гандзий. Он специализируется на вопросах энергетики, сам в прошлом работал в сетевой компании.

— К сожалению, на практике такое встречается сплошь и рядом. Вокруг Красноярска есть много ДНТ и СНТ, где бизнесмены делают деньги на электричестве. И по всей России также. Допустим, предприниматель купил гектар земли, нарезал на квадраты, оставил между ними дорогу, которую оформил в свою собственность, провел сети, продал участки. Люди, покупая участок, даже не задумываются, кому они потом будут платить за свет. В результате начинаются конфликты с застройщиком. Например, бизнесмен говорит: «Тебе что-то не нравится — отключайся, проводи себе свет сам». Но чтобы самому провести свет, надо поставить столбы на дороге, а дорога в частной собственности того же бизнесмена, — рассказывает Андрей Гандзий.

«Мы просто хотим, чтобы было по закону»

Анастасия Попова стоит в центре

Сейчас в ДНТ живет где-то 130–140 семей. Значительная часть из них находится в хороших отношениях с застройщиками и их «всё устраивает». Однако другая часть жителей недовольна, что финансовые вопросы в ДНТ решаются «непрозрачно». В поселке есть негласный договор — сдавать по две тысячи рублей на общие нужды, типа чистки дорог. Это можно было бы назвать членскими взносами, но большинство жителей не приняты в члены ДНТ. Они сдают Анастасии Поповой деньги, но не видят отчетов о тратах.

— Я в 2016 году написала заявление о вступлении в члены ДНТ, ответа по сей день нет. Я обращаюсь к Насте, она говорит: «Ну, как-то так, собрания не было». С 2016 года! Я хочу участвовать в жизни ДНТ и видеть прозрачность. Я хочу раз в год собрание, чтобы по-человечески обсудить наши проблемы. Я плачу вовремя, во всех уборках участвую, почему меня нельзя включить в члены ДНТ? Я взносы плачу, почему я должна сама всё себе делать? Меня волнует противопожарная безопасность поселка. В прошлом году соседний со мной дом чуть не сгорел, потому что не было опашки, — возмущается Наталья Матвеева.

Женщина семь лет не может получить членство в ДНТ

Мы приехали на встречу с жителями «Изумрудного луга» вечером в понедельник, 24 апреля. Собралось примерно 30 человек. Попова пришла с большой группой поддержки: пара десятков жителей шумели, что у них всё хорошо, что к Анастасии претензий нет, а недовольные просто сами метят в председатели.

— Я тут один из старейших жителей. Когда мы начали строиться, нас тут было 20 участков, я принимал участие в строительстве сетей, я участвовал в первом собрании инициативной группы, но быстро ушел, потому что был гвалт, дележка власти. Люди хотят иметь всё, не платя ни за что. Первые годы у нас часто были отключения света. А теперь у нас есть и свет, и вода, всё хорошо. Большинство всё устраивает, а на всех не угодишь. Тут пять человек воду мутят, — заявил Сергей Состин.

Из толпы сторонников Анастасии постоянно слышались крики типа «проводите себе электричество сами» и «если узаконить — всё подорожает».

Сторонники Анастасии предлагают недовольным проводить свои собственные электросети

Сторонников прозрачности на встречу действительно пришло меньше — человек 10 — и говорили они потише.

— Мы живем три года. Заехали и сразу спросили, сколько платить? Нам сказали — взносы две тысячи и за свет. Мы платили, платили, а за что — не понятно. Лампочки вдоль улиц не горят, работает один фонарь из десяти, с ребенком гуляем в темноте. С водой перебои, на дорогах ямы. Снег зимой они еще чистят, но весной грязища и ямы. Мы заказали КАМАЗ и отсыпали дорогу себе и соседу, а то ни в гараж заехать, ни с ребенком погулять. Зато из наших взносов они платят налог на дороги, которые в собственности Руслана Хубаева. Когда мы покупали дом, то Руслан обещал асфальтированную дорогу и артезианскую воду. Сейчас он в Сочи живет. А мы фильтры на воду меняем каждые два месяца, потому что вода идет оранжевая. Никого свергать мы не хотим, пусть главной будет Анастасия, просто надо всё в нормальный вид привести. Нам эти взносы платить вообще не проблема. У нас что, двух тысяч нет? Это вопрос принципа — за что мы платим? — поделились супруги Елизавета и Эдвин Куронен.

Фонари горят не все

— Поселок хороший, жить нравится. Мы просто хотим, чтобы было по закону. Чтобы иметь собственный лицевой счет, или хотя бы договор с ДНТ на предоставление услуг. Хотелось бы участвовать в жизни ДНТ, чтобы понимать, что нужно поселку для развития, видеть смету на расходование членских взносов. Я плачу 5–6 тысяч в месяц, это членские взносы плюс свет. Я согласен и дальше платить, но чтобы это было с договором и членской книжкой. Год назад я написал запрос на имя Анастасии на включение меня в члены ДНТ — и тишина, — объясняет Евгений Леонтьев.

Люди просят только то, что предусмотрено законом

— Мы живем возле водокачки, нас всё время топит, каждый раз, как за бочкой не проследили. То помпа якобы сломалась, то ещё что-то. Зимой лед по участку, весной вода. То у нас тонна угля ушла под воду зимой. То саженцы все перемерзли весной. Я перестала платить взносы, сказала — за что я буду платить? За то, что меня топит постоянно? Мы все готовы платить, но прежде надо быть членом ДНТ и видеть отчеты по тратам, — говорит Анастасия Пискунова.

Женщина живет рядом с водокачкой

Унаследовала поселок?

Изначально в 2010 году председателем ДНТ «Изумрудный луг» в налоговой был зарегистрирован Юрий Попов, но примерно около 10 лет назад он скончался. После этого никто не проводил общего собрания по выбору нового председателя, никто не передавал в налоговую информацию о смене главы. Таким образом, юрлицо годами существовало без руководителя. Жена Юрия — Анастасия Попова числилась в ДНТ зампредседателя, но после смерти мужа стала неофициальной главой товарищества словно бы по наследству.

По выписке из ЕГРЮЛ видно, что в 2017 году налоговая инспекция № 23 сделала отметку «о недостоверности сведений о юридическом лице». В 2020 году налоговая исключила ДНТ из реестра юрлиц по двум причинам:

1) отсутствие движения средств по счетам или отсутствие открытых счетов;

2) непредставление в течение последних 12 месяцев документов отчетности.

Однако Анастасия продолжала собирать с жителей деньги и выдавать им квитанции об оплате с печатью фактически несуществующего уже ДНТ «Изумрудный луг» (копии квитанций есть в редакции).

Есть еще нераспроданные участки

Однажды жители заказали выписку из налоговой и обнаружили, что ДНТ исключено из ЕГРЮЛ. Большинство не хотело «заморачиваться» этим вопросом, но нашлись и активисты, для которых было принципиально оформить всё по закону.

— Нас не очень много, кто пытается привести ситуацию в поселке в соответствие с федеральным законодательством. Есть ФЗ-217 об СНТ, там всё четко прописано. Мы полтора года ходили к Анастасии с просьбой создать СНТ, раз уж ДНТ закрыли. Под нашим давлением она согласилась. В июле 2022 года она зарегистрировала СНТ «Изумрудный луг», стала там председателем. Мы доверились ей, думали, что теперь всё нормально будет. Но она через месяц едет в налоговую и восстанавливает старое закрытое ДНТ. Зачем? Никто не знает! И в этом ДНТ ни одного члена нет. Теперь у нас два товарищества на одной территории, что противоречит ФЗ-217. Счетов в банке ни у одного, ни у второго нет. Я просто перестал платить взносы. Я готов платить, но пусть всё будет вчистую. Я живу тут с 2013 года, все эти годы деньги собираются вчерную, — делится Олег Куренков.

Мы написали в налоговую инспекцию № 23 с вопросом, на каком основании восстановили старое закрытое ДНТ, если на этом месте уже появилось новое СНТ? Налоговая ответила NGS24.RU просто: восстановили по заявлению Поповой и Хубаева. А насколько это было законно — налоговая судить не может, потому что это не в ее компетенции.

В том же письме нам подтвердили, что на одной территории действительно может существовать только одно товарищество. Но ездить и проверять, совпадают ли границы ДНТ и СНТ, налоговая не имеет права.

В основном люди тут не жалуются на достаток. Они спорят по поводу платежей не из-за денег

Мы спросили саму Попову, как она умудрилась два года управлять закрытым ДНТ? И как стала председателем вместо покойного мужа, если эта должность не наследуемая, а выборная? Жирным выделены вопросы NGS24.RU.

Вы два года не знали, что ваше ДНТ закрыто?

— Не знала.

Но вы же должны были сдавать отчеты?

— Этим занимался человек на аутсорсе, он сдавал нулевые декларации.

И как он потом объяснил, что два года сдавал отчеты на несуществующее ДНТ?

— Человеческий фактор.

Зачем вы восстановили ДНТ, если уже появилось СНТ с таким же названием?

— В 2022 году исключение ДНТ из ЕГРЮЛ признали недействительным.

Почему вас назначили председателем?

— Потому что все эти годы я была заместителем председателя.

Председатель ДНТ — это выборная должность. Должно было пройти собрание членов ДНТ и выборы нового председателя.

— Оно было.

Сколько там было членов ДНТ? Сколько из них проголосовало?

— Я вам предоставлю документы.

Однако впоследствии Попова так и не показала протокол того собрания. Жители нам сказали, что объявлений об этом собрании никто не видел.

Анастасия Попова на встрече 24 апреля

Прокуратура, полиция и налоговая «футболят» жителей

В сентябре шесть семей «Изумрудного луга» подписали обращение в прокуратуру, где подробно изложили всю ситуацию с финансами поселка. Через четыре месяца им пришла отписка: прокуратура не вмешивается в хозяйственную деятельность организаций, а доводы о возможном хищении собранных денег переслали в полицию.

Полиция в свою очередь перебросила жалобу в налоговую № 17, отвечающую за Емельяновский район. Там на все доводы жителей отреагировали еще проще: у вас есть ФЗ-217 о садовых товариществах, там и смотрите все ответы, не устраивает председатель — выбирайте другого. Копии всех ответов есть в редакции NGS24.RU.

Однако жители не могут выбрать другого. Во-первых, Попова не принимает их ни в члены ДНТ, ни в члены СНТ. Во-вторых, они просто не рискуют жестко требовать смены председателя, так как боятся, что им отключат свет.

Люди боятся остаться без света, часть жителей отапливаются от электричества

Мы со своей стороны сделали запросы в «Россети Сибири» и в «Красноярскэнергосбыт».

В «Россетях» подтвердили, что ДНТ «Изумрудный луг» подключено к ЛЭП через частную сеть председателя. Но как электроэнергия учитывается и оплачивается — это к «Россетям» уже не имеет отношения, так как точки учета, по которым идут начисления, контролирует «Энергосбыт».

В «Энергосбыте» же сообщили, что с Анастасией Поповой есть договор как с частным лицом. По своему договору она платит исправно, так что причин для выездных проверок нет.

— ПАО «Красноярскэнергосбыт» не обладает информацией о законности и основаниях сбора ею денежных средств с жителей. При наличии конфликта гражданам, считающим, что их права нарушаются, для доказательства данного факта необходимо обращаться в надзорные и судебные органы, — написали нам в компании.

Напомним, в надзорный орган — прокуратуру — жители уже обращались. Юрист Андрей Гандзий считает, что органы не хотят заниматься такими делами, потому что это долго и сложно, и потребует привлечения сторонних специалистов по электроснабжению.

Та самая трансформаторная подстанция

По ряду озвученных претензий Попова ответила нам письменно.

Про членство в ДНТ. Попова утверждает, что ДНТ имеет право отказывать людям в членстве согласно статье 12 ФЗ-217. Однако в той же статье в пунктах 9 и 9.1 говорится, что нельзя отказать в членстве желающим, если они владеют участками в границах товарищества.

Про сборы взносов наличными. Попова ссылается на письма Федеральной налоговой службы и Минфина РФ от 2018 года, которые разрешают садовым товариществам собирать взносы наличными и без кассы. В то же время у жителей «Изумрудного луга» есть письмо налоговой № 17 от 2023 года, где говорится: «Для садовых некоммерческих товариществ запрещены наличные расчеты в части взносов. Закон устанавливает только один способ внесения членских взносов — на расчетный счет СНТ».

Про электроснабжение. Попова предоставляет свое электрохозяйство товариществу по договору безвозмездного пользования. И по ее мнению, сети как бы являются имуществом общего пользования. Дальше она ссылается на постановление правительства РФ № 442, пункт 149. Там указано, что граждане должны платить за потребленную с помощью сетей садоводства энергию «вне зависимости от наличия договора энергоснабжения».

Но жители и так не оспаривают свою обязанность платить. Просто они хотят платить напрямую «Энергосбыту», как и положено по закону, а не какому-то физлицу.

Попова считает, что жители товарищества в любом случае не смогут пользоваться своей социальной нормой при оплате электроэнергии, потому что ДНТ «Изумрудный луг» — это не населенный пункт. Однако существует приказ краевого Министерства тарифов, где утверждена соцнорма для СНТ, такая же, как и для городов: 2,28 рубля за кВт*ч в пределах нормы и 3,66 рубля сверх нормы.

После нашего визита в поселок Попова всё же завела на СНТ банковский счет для сбора взносов. Жители надеются когда-нибудь и договоров на свет добиться.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства