Некоторые сибиряки устают от местного климата и предпочитают уехать в бесконечное лето. Зачастую переезды происходят внутри страны. И многие отдают свое предпочтение Краснодару. Но так ли там хорошо, как кажется издалека? Красноярец Руслан живет в южном городе уже год. Приехав в родные края на праздники, он рассказал корреспонденту NGS24.RU Василине Владимировой о плюсах и минусах жизни в Краснодаре. Читайте, как местные относятся к «мигрантам», почему сибирякам грех жаловаться на дороги и стоит ли вообще переезжать на юг.
Руслан жил в Красноярске всю свою жизнь, а год назад перебрался в Краснодар вместе с семьей. Основной причиной переезда стал климат: экология в Красноярске плохо влияла на здоровье.
— Мы тут [в Красноярске] постоянно болели, давление было, плохое самочувствие, частые проблемы со здоровьем, постоянно тут «черное небо»… В Краснодаре же воздух чистый, небо чистое. Красноярск как бы в котле, а там равнина, всё продувает, — говорит Руслан.
Прилетев в октябре позапрошлого года на юг, красноярцы сразу же сняли зимние куртки — в Красноярске был уже устойчивый минус, а в Краснодаре всё еще ходили в шортах. Семья начала обустраиваться и искать работу. Вот тогда и прозвенели первые тревожные звоночки — сибиряки поняли, что взаимодействовать с «южным менталитетом» непросто.
— По мне, в Сибири люди добрее, намного добрее. Там местные не любят понаехов, говорят: «Что вы сюда приехали, город теснее из-за вас стал». Я даже с некоторыми так спорил: если бы не понаехавшие люди, город бы не развивался, не было бы всяких парков, каких-нибудь мест. Жили бы так же в своей деревне. А за счет нас город хоть как-то начал развиваться, — считает Руслан.
Больше всего местные не любят приезжих из-за нехватки рабочих мест. По словам красноярца, работы в городе мало и краснодарцам не нравится, когда эти места занимают неместные парни и девушки. По этой же причине в городе тяжело открыть какой-либо мелкий бизнес — местные жители буквально выдавливают с рынка приезжих. Поэтому искать работу на новом месте жительства приходится методом проб и ошибок.
— Первое время я работал на складе маркетплейса, потом начали штрафы большие приходить — я сразу же уволился. Пока деньги были, решил купить часы б/у на рынке. Перепродал, купил что-то другое, опять продал — вот так и пошло. В скором времени планирую машинами заниматься, — рассказывает Руслан.
Машина — самый популярный вид транспорта в южной части страны. С общественным транспортом в Краснодаре проблема — автобусы, по словам красноярца, приходится подолгу ждать, нет удобных и доступных приложений для отслеживания, а присутствие привычных нам кондукторов — редкость. Руслан забрал из родного города свою «Хонду-Аккорд». И признаётся, что сибирякам грех жаловаться на дороги: то, что происходит в Краснодаре, ему трудно описать словами.
— Машину жалко, конечно, по таким дорогам ездить. Я думал, что там дороги будут намного лучше, как бы без ям. А как приехал туда, в шоке был: кочки, ямы, люки. Один люк объезжаешь, въезжаешь в другие два люка. В Сибири дорога, считай, шикарная, как стеклышко, — сравнивает Руслан.
Помимо плохого асфальтирования, улицы на юге очень узкие, даже на трассах. Некоторые магистрали могут резко сузиться с трех полос в одну, из-за чего серьезные пробки возникают не только в городе, но и по дороге к морю — путь, который можно преодолеть за пару часов, порой занимает целый день.
На дорогах «Аккорд» Руслана привлекает к себе внимание. Машин японского производства в южной части очень мало. Местные предпочитают ездить на отечественных или немецких автомобилях.
— В Красноярске очень много JDM (японский внутренний рынок. — Прим. ред.) клубов. Мы часто видим «чайзеров», «марковники», «субари» турбированные, для нас это привычное. Если же в Краснодаре проедет «Марк» обычный, разваливающийся, на местных это оказывает вау-эффект, — говорит молодой человек.
По региону на номере машины легко определить, откуда приехал хозяин авто. По наблюдениям красноярца, многие сибиряки всё же предпочитают оседать в Краснодаре. На дорогах можно встретить 154-й регион — это Новосибирская область, 42-й регион — это Кузбасс, ну и, конечно же, 24-й или 124-й — Красноярский край. Земляков Руслан нашел и на новом месте жительства.
— Как-то в Красноярске познакомился с одним парнишкой в сервисе. Потом в Краснодаре поехал себе масло менять. Смотрю, что-то лицо знакомое. Я спросил: «А ты что тут делаешь?» Он говорит: «Я переехал». Общаемся, видимся иногда. Сам он тоже переехал из Красноярска, потому что холодно, дубак, надоело, — рассказывает Руслан.
Несмотря на то что население Краснодара ненамного меньше Красноярска, южный город, кажется, только начинает развиваться и набирать обороты. В частный сектор с приусадебными участками соседствует с микрорайонами новостроек. Городу потребуются еще много ресурсов, чтобы догнать Красноярск по уровню развития, считает Руслан. Однако успехи всё же есть. Самым запоминающимся объектом в городе стал парк мецената Сергея Галицкого «Краснодар». Несмотря на развитость Красноярска, такого масштабного проекта в нашем городе пока нет.
В Краснодаре чаще стоит плюсовая температура и сибирякам с непривычки приходится непросто: сильных морозов в регионе нет, но холодные дни всё же бывают, при этом в городе достаточно влажно, а зимой часто дуют сильные ветра. Поэтому Руслан иногда скучает по сибирскому морозцу.
— Я скучаю по красноярским морозам. Я сейчас прилетел и сразу же их застал. Так хорошо стало, — смеется. — Когда вылетал из Краснодара, было плюс 14, прилетаю сюда — минус 24. Один шаг из аэропорта делаю и тут же поскальзываюсь, — со смехом вспоминает прилет домой сибиряк.
Все теплые вещи молодой человек спрятал под кровать: в Краснодаре они не нужны, но прилетать к друзьям и родным в мороз в чем-то нужно.
— Сколько раз ты надевал теплую куртку за прошлую зиму?
— Ни разу. Я хожу: футболка, кофта и ветровка. Всё, это максимум мой.
— Ты как красноярец посоветовал бы кому-нибудь переехать в Краснодар?
— Если хочется чего-то нового, сменить климат, если есть проблемы по здоровью, то конечно. Но есть люди, которые родились здесь, в Красноярске, и искренне говорят: «Это мой дом, и я его не покину». Таких людей сложно переубедить, конечно…
На счет будущего Руслан пока не задумывается. «Наперед загадывать нельзя», — говорит он. Но и в теплых краях тоска по дому, по Сибири, иногда накатывает. И тогда, признаётся Руслан, ему действительно хочется вернуться:
— Есть тоска. Больше из-за общения, круга своего. Все близкие мои в Красноярске, с кем я вырос, с кем родился. В Краснодаре знаешь, нет такого. Там, в основном, чисто знакомые...