Красноярский край населяет 159 разных национальностей. Одна из самых малочисленных — близкая к эстонцам народность сето. Их еще называют «псковская чудь» или «полуверцы». В начале XX века они получили по 15 десятин земли под Красноярском и переехали сюда жить. В отличие от эстонцев, они не умели читать и писать, а вместо фамилий имели родовые клички. Зато крепкие мужчины и женщины отлично управлялись с хозяйством — выращивали скот, возделывали поля и занимались производством льна. Как сето живут сейчас в домах своих предков в деревне Хайдак — в материале Татьяны Стригановой.
Историческая родина народности сето — несколько деревень, расположенных буквально в 15 минутах езды от границы с Эстонией. Туристы, как правило, посещают там лишь деревню Сигово, где находится центр народной культуры — единственный в России государственный музей сето. Мало кто знает, что на другом конце страны, в деревне Хайдак Красноярского края, энтузиасты создали еще один. В помещениях старинной купеческой лавки. Двери, как и 100 лет назад, запирают на замок.
На пороге нас встречает Галина Арнольдовна Евсеева. Она всю жизнь проработала в местной школе, а когда та закрылась из-за нехватки учеников, перешла в библиотеку. Вместе с мужем Галина Арнольдовна и создала местный этнографический музей сето. Столетний деревянный дом купца Андреева к тому времени пустовал несколько лет. Из него выкинули весь хлам и собрали исторические артефакты — от эстонских документов до предметов быта.
В Сибирь ехали от безземелья
Се́ту (сето, псковская чудь, полуверцы) — финно-угорская этническая группа, проживающая в юго-восточной части Эстонии, а также в Печорском районе Псковской области и прилегающих районах. В отличие от эстонцев, сето православные. Массовое их переселение, в том числе в Сибирь, происходило в два этапа — в 1900 и 1907 годах. К 1911 году в Партизанском, Рыбинском и Манском районах проживало до 3 тысяч сето. Хайдак в 1920-е насчитывал 84 двора. Сейчас в Хайдаке 190 жителей, большинство относит себя к сето.
Сибирь в XX веке заселялась в основном насильно — неугодными властям ссыльными, лихими уголовниками и раскулаченными крестьянами из центральных районов России. Однако были и те, кто приехал сюда по своей воле. Одна из самых массовых историй — аграрная реформа Петра Столыпина. Так в Хайдак попали прадеды основательницы музея Галины Арнольдовны. На границе с Эстонией свободной земли для жизни сето становилось всё меньше, поэтому люди с радостью перебрались в Сибирь.
— Хуторская земля при рождении детей делилась пропорционально между детьми, и людям всё меньше и меньше оставалось свободных участков. А здесь выдавали 15 десятин земли на мужскую душу (более 15 га. — Прим. ред.), и то было условно — говорили: «Сколько сил хватит обработать, столько и берите». Но дело не только в площади земли, а в ее качестве. Здесь она гораздо плодороднее и легче в обработке. На границе с Эстонией ледник прошел, и каждую весну надо было убирать с полей огромные валуны. А через год они появляются снова — как грибы после дождя. Здесь, слава Богу, такого нет, — пояснила Галина Евсеева.
Галина Арнольдовна во время путешествия на историческую родину набрала той земли в платочек и показала нам разницу. Ее видно, если посмотреть на центральную инсталляцию музея. Почти всю избу занимает полотно из местной земли. Автор этой инсталляции, художник Виктор Сачивко какое-то время жил в Хайдаке и реализовал эту идею. Попросил детей сето создать модель жизни сто лет назад здесь. За эту работу, кстати, хайдакцы вместе с Сачивко получили Гран-при на биеннале в Красноярске.
Разницу в качестве земли заметили и «ходоки» — первые сето, которые приезжали сюда в летний период на разведку. Жили в палатках и оформляли документы на землю. На следующий год такой «ходок» привозил на выбранный участок всю семью.
«Название деревни "Хайдак" и произошло от слова "ходок"»
Приезжали сюда по Транссибу — от Москвы путь мог занимать до двух недель. Сето высаживались в Канске. Переселенцам давали какие-то деньги, и они на местном рынке покупали необходимые инструменты для работы на земле — все не привезешь с собой.
«Дом стоял к дому, не то что сейчас»
По прибытию в Сибирь сето получали паспорта, и им уже на месте придумывали фамилии. Как правило, производные от имен.
— У нас все — Никитины, Богдановы, Матвеевы, Константиновы, Ефимовы, Григорьевы. Фамилий раньше ни у кого не было, были прозвища, но они для официальных документов не годились. Спрашивали, как зовут твоего деда, так и называли, — вспоминают жители.
По данным на 1911 год, в Хайдаке и ближайших деревнях (хуторах) жило чуть более 1000 сето. А еще они расселились в Манском и Рыбинском районах. Вообще, в край приехали порядка 3 тысяч человек этой национальности.
Как и всегда в деревне, семьи были большие. В среднем в каждом доме рождалось по пять детей. Сето занимались земледелием, пахали большие площади. Сеяли картошку, лен. Каждая семья имела ткацкий станок. Излишки увозили в Канск или даже в Красноярск за 150 километров. В каждой семье было минимум 2 лошади.
Вместе с сето в Сибирь приезжали и эстонцы. У многих семьи были смешанные. Например, у той же Галины Евсеевой мама была сето, а папа-эстонец. Она показала старинные книги — Библии 1897 года и 1922 годов. Все они эстонские, поскольку сето были безграмотными.
В местной школе даже обучение проходило не на русском, а на эстонском языке. В 1938 году учить на эстонском в Хайдаке запретили, как и запретили всю литературу на эстонском. Книги показательно сожгли при всей деревне. Так что те, кто сохранил эти книги и подарил музею — совершили смелый поступок.
Коллективизация пришла в Хайдак позже, чем в другие регионы — в конце 1930-х. Раскулачивать было некого — особо богатых крестьян здесь не было. Да и куда людей выселять, если они и так уже в Сибири?
— В 1941 году, за несколько месяцев до войны, началось укрупнение хуторов — людям сказали переезжать в деревни, центром и стал Хайдак. Семьи переносили свои дома на новое место. Успели это сделать не все — когда мужчин забрали на войну, некоторые дома остались полуразобранными — об этом рассказывали старожилы. Кстати, не все согласились с хуторов переехать в деревню — ведь речь шла о включении их земель и членов семей в колхоз. Несколько семей так и остались в отдаленных хуторах жить, — рассказывает руководитель музея.
Православие и язычество: истукан по имени Пеко
Несмотря на православную веру, сето сохранили много языческих традиций. Приходя в церковь, люди могли принести на алтарь масло, яйца. А еще в каждом селении сето была статуя самого главного бога — Пеко.
— Возле икон в церкви они все эти дары выкладывали, а Николаю Угоднику маслом мазали губы. Священники хватались за голову — что делать с этими сето? Некоторые традиции остались до сих пор. Самый большой праздник — это День королевства сето. Отмечается в первое воскресенье августа. Люди выставляют статую своего бога и поклоняются ему. Короля сето зовут Пеко. Он считается богом плодородия и земледелия. Каждый год сето выбирают наместника среди живых людей. Этот человек и передает волю Пеко всем остальным, — поясняет Галина Евсеева.
При этом Пеко в Хайдаке — как дань традициям и часть истории. Местные утверждают, что давно не поклоняются деревянному истукану. Но значение древнего праздника знают все, благодаря таким активистам, как Галина Арнольдовна.
Сибирь или Эстония?
После развала СССР многие сето уехали из Псковской области в Эстонию — им представители европейской страны предлагали оформить паспорта. Из 12 тысяч сето на границе России и Эстонии теперь живет не более 200 человек. Столько же осталось и в Сибири — они переезжать в другую страну не захотели.
— Сибирские сето никуда не поехали, сказали, что в Сибири им хорошо! Хотя к нам тогда приезжали и агитировали. Помню, приезжала одна женщина, говорила плохо про Россию. Ее обматерили и послали назад. Теперь это наша родина, куда мы поедем? — вспоминает прошлое Галина Евсеева.
Отток населения из Хайдака в последние годы прекратился. Есть здесь и молодые семьи, которые пробовали жить в городе, но вернулись в родное село. Например, мы рассказывали историю семьи Понамарчук, которым выдали здание школы 1905 года постройки. Или Дарья Кауп — она с мужем живет уже несколько лет в деревне, стала заведовать местным домом культуры. В окрестностях Хайдака есть даже гора, названная по фамилии ее семьи.
— Хайдак не всегда был таким большим селом. Изначально все семьи жили по хуторам, достаточно обособленно. Есть у нас, например, Падоровская гора, потому что там жило семейство Падоров. Или Кауповская гора, где жили Каупы. Это все эстонцы. Я до 18 лет я жила в Хайдаке, мама у меня сето, а папа чистый эстонец. Потом уехала в Красноярск, но решила вернуться на родину. Предложили заниматься домом культуры — в этом году мы создали творческий коллектив и уже дали первый концерт. Культура и традиции сето интересны не только старшему поколению, но и молодым людям, — рассказала Дарья Кауп.
Мы попросили ее надеть традиционный наряд сето и украшения. В образе она выглядит красиво и органично.