Коронавирус пришел в Россию относительно недавно — после того, как вспышка инфекции произошла в Европе. Наиболее печально сейчас дела обстоят в Италии, но и в близлежащих странах уже неспокойно. Правительства объявляют тотальный карантин (в отличие от нашего), а в остальном всё очень похоже — люди запасаются крупами и туалетными бумагами.
Мы спросили у троих красноярцев, уже давно живущих за границей, как в их стране борются с коронавирусом и как изменилась их жизнь. Нашими героями стали сибиряки, переехавшие на Кипр, в Новую Зеландию и Францию.
Даша Как-там-ее, Лимасол (Кипр)
— Правительство начало принимать меры по борьбе с коронавирусом с первых заболевших. Всё начало закрываться или переходить на удаленный режим работы на 3–4-й день после того, как на острове выявили вирус у двух человек. Сейчас уже всё закрыто, улицы пустые, работают пекарни и продуктовые магазины. Все кафе по возможности перешли на доставку.
Судя по соцсетям коллег и друзей, я вижу, что многие на выходных поехали на природу, гуляют в лесу и горах, это здорово. В целом народ спокоен и просто ждет, когда всё кончится. В магазинах все в масках и латексных перчатках, на входе стоят санитайзеры, люди соблюдают дистанцию
Большинство офисов на Кипре перешло на удаленную работу, офис, в котором я работаю, — тоже.
Не так давно я заболела, и врач заподозрил у меня COVID-19, поэтому мне запретили контактировать с людьми, две недели выходить из дома, пришлось отменить клининг, а курьеров, доставляющих еду, просить поставить пакет под дверь и уйти. Мусор я пока коплю и готовлюсь вынести его в ночи, чтобы ни с кем не пересечься. Супругу тоже нельзя выходить из дома, но он не особо и хочет.
В целом на Кипре я вижу хорошую и слаженную работу правительства и обеспечение граждан комфортной подушкой: все, кто вынужден закрыться и не может работать удаленно, получает зарплату за счет государства. Все родители, кто не может работать из-за того, что им нужно сидеть с детьми (ясли, сады и школы закрыты) могут получить оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком (до 1200 евро).
Всех граждан страны, прибывающих сейчас на остров из-за границы, селят в хорошие отели на 14-дневный карантин за счет государства. Там есть вкусная еда и красивый вид с балкона, только нельзя выходить из номера.
Но есть и проблемы. Нельзя сделать тест на коронавирус, если не подходишь под скрипт: то есть если не путешествовал в течение последних 14 дней или не контактировал с заболевшим. На горячей линии тебя даже не слушают и кладут трубку. На прошлой неделе тактику сменили, и теперь твой семейный терапевт может вызвать к тебе медиков с тестом. Но у моего врача не получилось этого сделать — никто не брал трубку. Так что я просто консультируюсь с ним по телефону и сижу дома.
Мы с супругом закупили продуктов в день, когда сказали о первом больном на острове, тогда люди еще не понимали, что делать. Первые дни карантина, то есть спустя 5–6 дней после объявления о первом заболевшем, все были встревожены и раскупали всё, но сейчас обстановка нормализовалась, продуктов и прочего в магазинах полно.
Учитывая, что я болею, я в самоизоляции развлекаю себя просмотром сериалов и аниме и иван-чаем.
На момент написания материала на Кипре усилили карантин и ввели штрафы за выход на улицу.
Сергей Идельсон, Окленд (Новая Зеландия)
— Я живу в самом большом городе страны, это Окленд, и здесь население более чем 1,5 миллиона человек. 23 марта в час дня премьер-министр нашей страны заявила, что мы переходим на третий уровень опасности распространения вируса и в течение 48 часов перейдем на четвертый уровень. Это самый высокий уровень, а значит, все бизнесы, например библиотеки, кинотеатры, музеи, фуд-корты и спортзалы, будут закрываться.
То есть останутся только магазины, аптеки, заправки, городские службы типа уборки мусора, провайдеры. А все остальные бизнесы не должны работать.
Паники в городе я особо не видел, но народ двигался в магазины или спешил домой. Правда, всего через день всё изменилось, и перед открытием ближайшего супермаркета возле его дверей собралась огромная очередь. Дистанцию они не соблюдали, хотя рядом были полицейские, которые следили за порядком. Наша знакомая — ландшафтный дизайнер — рассказала, что люди раскупают саженцы и овощную рассаду, чтобы в изоляции можно было заняться садоводством. По итогу у них не хватило ростков растений и был завал онлайн-заказов. Самое пугающее — это очереди в оружейный магазин.
У меня на работе прошло совещание, где заявили, что мы со вторника переходим на работу из дома, многие оставались дома уже раньше, хотя изначально мы вообще планировали уйти на удаленку только с четверга.
Мы пытаемся ограничить свои передвижения и коммуникацию с людьми. К сожалению, мне нужно было идти на работу, потому что не получалось иначе, мне нужно было встретить нового сотрудника нашей компании. Моя супруга работает из дома уже неделю, точнее — шестой день. Я стараюсь не ездить в лифте с другими людьми, соблюдать дистанцию не менее 2 метров. Соблюдаем рекомендации мыть чаще руки, использовать санитайзер и пить больше горячего.
Неудобств, конечно, много. В основном это то, что куча всего странного происходит в магазинах, всё раскупают, скупают всю туалетную бумагу неизвестно зачем. Много чего не отпускают в одни руки в 2 или 4 экземплярах, например молоко в тетрапаках. Когда мы поехали закупаться в субботу, нам пришлось отстоять в очереди 5–7 минут, потому что количество людей в магазинах ограничивают и запускают внутрь группами.
Сейчас в магазинах уже не встретить санитайзеров, часто пропадает туалетная бумага, консервы, но происходят часто новые поставки и, в принципе, каждый день всего завозят. Про маски не знаю — не видел в продаже и не посещал аптеки, чтобы проверить, есть они там или нет.
На государственном уровне советуют соблюдать самоизоляцию, не контактировать с другими людьми (даже с родственниками). С бабушками и старшими родственниками лучше не общаться, использовать телефон и интернет. Тем, у кого ипотека, предоставят полугодовой ипотечный отпуск, работникам, которые не смогут уйти на удаленку, будут еженедельно выплачивать до 585 долларов.
Кристина Рено, Шательро (Франция)
— У нас режим карантина и нельзя выходить из дома без особой причины, чтобы выйти из дома, нужно заполнить документ — скачать его из интернета на государственном сайте или кому-то его выдавали в мэрии. Выходить или выезжать можно только по одному — за продуктами, в больницу или помочь какому-нибудь пожилому человеку, который живет один. Еще одна причина — работа, если она не закрыта или вас не перевели на удаленку, но соответствующую бумажку должна выдать работа, чтоб показывать ее полиции. Еще можно бегать вокруг дома.
Курсирует полиция, и даже в нашем маленьком департаменте уже поймали 2,5 тысячи человек, которые разгуливали без документа, или не смогли объяснить причину выхода, или были в компании. Штрафы были от 38 до 135 евро, но сейчас только максимальная штраф — 135 евро. За второе нарушение штраф — 300, за третье — 3500 и полгода тюрьмы. Это по ситуации на 23 марта. Вечером будет заявление Макрона, и что-то может измениться.
Я официально не работаю, и у меня никаких проблем, муж работает в самолетостроении на фабрике, ее закрыли с прошлого вторника до 30 апреля, потому что было много отсутствующих людей и закрыли все заводы по всей Франции. Многие закрылись, многие работают в режиме ЧС — постоянно всё дезинфицируют, меряют температуру и так далее.
Муж работает в отделе качества, что-то он делает по компьютеру, но в этом нет необходимости, так как всё равно ничего не работает. Может, после 30 апреля вернется, но увидим, как будет дальше.
Французы очень активные, постоянно происходят какие-то события, встречи с родственниками и друзьями, ярмарки, культурные и спортивные события, поэтому, конечно, жизнь поменялась довольно сильно. Недавно был первый этап выборов мэра, первый этап прошел, а второй пришлось отменить, потому что опасно собираться вместе. К родственникам ездить нельзя, можно находиться вместе с тем, с кем живешь. Поэтому мы делаем видеобеседы с кучей людей, пьем аперитив каждый у себя дома, показываем, что у нас изменилось, все заперты по домам. Я занималась в языковой школе 3 раза в неделю, и раз в неделю мы с мужем ходили в кино и в бассейн. Алекс ходил на сквош и дайвинг. Сейчас всего этого нет.
Нам повезло, у нас дом на земле с участком, все стригут газоны, строят, пилят — это очень забавно. Соседские дети играют с нашей собакой через забор. Соблюдать нужно дистанцию 1 метр, поэтому можно поболтать с соседями. А тем, кто живет в квартирах, сложнее — они не имеют права выходить, максимум на балкончик. А еще у нас есть друзья, которые живут в средневековом районе, и у них очень узенькая улица и вообще нет солнца в квартире даже в самые солнечные дни.
Мы прогуливаемся с собакой за пределами дома, ездим в аптеку, больницу и за продуктами, везде берем собаку с собой, чтоб она не скучала. Часто на своей лужайке на участке гуляем. Стали больше спать, каждый день что-то интересное готовим, играем в настолки (хотя это и так наш ритуал). Муж почистил электронную почту от 40 тысяч непрочитанных сообщений.
Это всё очень забавно, конечно. Французы шутят над своими садами и показывают картинки «Мой сад до и после карантина», где до — это газон, а после — люксембургский сад. Потому что действительно — рушат стены гаражей, строят, бассейны чистят.
Слава богу, из наших родных никто не заражен, мы спокойно воспринимаем карантин. Мы пытаемся использовать его для того, на что обычно не хватало времени. Нам втроем с собакой не скучно, хорошо и у нас все идиллически.
Макрон посоветовал звонить своим родным каждый день, смотреть кино, тем более платные каналы и сервисы стали бесплатными, можно смотреть всякие хорошие интересные фильмы. Не работают государственные офисы, но можно всё сделать по почте.
Врачи работают на полную мощность, на время эпидемии повысили оплату, за их детьми присматривают специальные люди, школы и садики работают только для детей медработников, полицейских и пожарных, но у меня есть знакомая учительница, которая не водит детей, потому что один родитель всё равно дома сейчас, так как бизнес по большей части закрылся.
В аптеках маски и антисептики есть, но по интернету гуляют рецепты для самодельных антисептиков. Но в целом этим гелем постоянно пользуются и не во время карантина, дома есть еще запасы и у нас, и у наших знакомых.
Люди скупают продукты, у нас вчера открылся новый магазин, там нет очереди, в основном уже везде огромные очереди. Истерия была перед началом карантина, люди скупали туалетную бумагу, макароны, какие-то крупы, масло, и ходит шутка по Франции, что за время карантина у людей будет куча времени собрать бусы из купленных на панике макарон. Можно заказать продукты в интернете и забрать их из пункта выдачи.
Я дома много читаю, вяжу, мы расчищаем завалы и убираемся дома, перебираем гардеробы, готовим блюда, на улице муж достраивает будку собаке, в общем, приводим недоделанные дела в порядок. Не скучно, но мы, конечно, везунчики, так как живем в своем доме.
И вообще, всё это мне напоминает хемингуэевское «Прощай, оружие», где главный герой дезертировал и все время проводил с медсестрой.
Также читайте о том, как переживает коронавирус Италия — страна, которая на данный момент от распространения инфекции пострадала больше остальных.