
Глава красноярского «Мемориала»* Алексей Бабий неделю назад заново опубликовал историю об испанских моряках, которые отбывали наказание в Норильлаге на сайте «Мемориала».
Список иностранцев — бывших «шпионов» — был найден в архиве УВД Красноярского края. Среди них такие имена и фамилии: Франсиско Арройо Сервантес, Аскуста Хосе Эчеварриа, Хосе Плата Лойра, Наварро Диего Мартынес, Мартинес Альдриас, Хулио Мартынес Беррос. Они прибыли в Норильск в октябре 1941 года, а вскоре умерли. Подробную историю об этом рассказал «Мемориалу» завуч-организатор местной школы №28 Сергей Волков.
Испанцы — моряки-антифашисты, служащие испанского морфлота. В 1937 году они прибыли в Одессу после окончания войны в Испании, спасаясь от фашистского режима. Некоторое время они там работали, потом хотели вернуться в Испанию или уехать в Мексику. За ними была установлена слежка, постоянно писались доносы: «Хулиганит, ругает советский режим и русских», «Связывается в интерклубе с иностранцами для передачи писем в Испанию. От работы отказывается категорически. Стремится выехать в Испанию или Мексику...» Аскуста Хосе Эчеварриа даже подал заявление о приеме в английскую армию и получил ярлык «англофил».
Когда началась война с фашистской Германией, в делах шестерых испанцев появилась запись, что они арестованы по указанию Берии и должны оставаться в Норильлаге до особого распоряжения. 27 июня 1941 года их начали этапировать в Сибирь. Первый испанец умер после прибытия в Норильск в ноябре, последний — 1 января 1942 года. Испанские корабли оставались в Одессе, и что с ними стало — неизвестно.
Как рассказал вчера Алексей Бабий, он повторно выложил эту старую статью, а пару дней назад
получил письмо от внука одного из этих моряков.
«Оказывается, он в Одессе женился на местной, у них пошли дети. А потом его забрали — и с тех самых пор про него ничего не было известно. И немудрено — ведь следственные дела на них, похоже, не заводились, запихнули в Норильлаг без формальностей. А вот теперь внук в поисковике наткнулся на эту небольшую статью, и у нас есть шанс размотать эту историю», — написал Бабий.
* Признан иностранным агентом