Велосипедисты — такие же равноправные участники дорожного движения, как водители и пешеходы. Жаль, что не все понимают это. Водители подрезают двухколесных и даже делают вид, что пытаются сбить их, а пешеходы летают в облаках на велодорожках в общественных пространствах и тоже рискуют распластаться на асфальте. Казалось бы, решение — сделать отдельные полосы для велосипедистов и все будут довольны. Но не все так просто. Корреспондент NGS24.RU Полина Бородкина разбиралась, почему в Красноярске никогда не будет велополос и достаточно ли просто с уважением относиться друг к другу.
Подрезают и пытаются сбить
За плечами красноярца Алексея Кондратьева уже 32 года велостажа. Он выезжает в город пару раз в неделю и крутит два колеса по безлюдным тротуарам или там, где есть велодорожки. Но иногда приходится делить маршрут с автомобилями.
— Предпочитаю кататься на Торгашинском хребте, в «Гремячей гриве». Вообще больше люблю катание на природе. Для разнообразия — иногда по городу: остров Татышев, набережная Качи, — пояснил велосипедист. — Езда по дороге для меня неминуемая часть поездки до места катания. А так как ехать далеко, другого варианта нет.
Велодорожка и велополоса — это не одно и то же. Велодорожка — это отдельная трасса. Она может быть рядом с дорогой, но будет отделена от нее бордюром или ограждением. Велополоса — это отдельная полоса. Она отделяется только разметкой от остальных полос. Автомобилям заезжать на нее нельзя.
С 2001 года Алексей начал полноценно ездить по проезжей части. Там он столкнулся сразу с несколькими проблемами. И ямы — это полбеды.
— Разбитые дороги у края проезжей части, где и должен ехать велосипедист. В некоторых местах очень узкие полосы, например, на Коммунальном мосту, а пешеходка там ужасная, — пожаловался Алексей. — Некоторые водители неадекватно реагируют, либо в упор не замечают велосипедиста. Не потому, что не видят, а потому, что не считают нужным его учитывать. С водителями регулярно бывают конфликты, хотя я и сам водитель. И я ответственно веду себя как на велосипеде, так и на машине. Подрезают, сигналят, не пропускают на главной дороге, пытаются доказывать, что велосипедист должен по тротуару ехать. Некоторые даже сбить пытались. Как-то даже работник ГАИ предъявлял претензии, что еду по дороге.
Немало хлопот велосипедистам доставляют и пешеходы.
— С пешеходами как таковых конфликтов не было. Если я на тротуаре, то прекрасно понимаю, что тут пешеход главный, и делаю все, чтобы не мешать. Но с велодорожки пешеходов прогоняю. К сожалению, люди как будто вчера с пальмы слезли, не могут пользоваться тем, что им дали для их же безопасности, — высказался Алексей.
Велосипедисты очень хотят отдельные для них полосы в Красноярске, но при этом считают, что городские власти должны решать другие проблемы.
— У нас город слишком автомобильно ориентированный. Любая велополоса сразу станет парковкой, и ничего с этим не сделаешь. Если ГАИ не может навести порядок даже на центральных улицах, какие там велополосы? — считает Алексей. — Нужно заботиться о пешеходах: дорожки, тротуары, общественный транспорт. У нас в дождь без резиновых сапог до остановки не дойти. Велосипедистов мало, и это сезонная вещь. А ходить надо всем и круглогодично.
Если сделали велодорожки, то почему, как говорится, в свое время не сделали велополосы? С таким вопросом мы обратились в администрацию Красноярска.
Всему виной — история
В департаменте городского хозяйства нам сказали, что в Красноярске невозможно сделать велополосы из-за «исторически сложившейся» застройки и ровно такой же ширины уличной дорожной сети.
— Она должна быть не просто дорожка. Она должна куда-то вести и приводить. И вот такой маршрут практически невозможно проложить, — объяснили в мэрии. — Это связано с большими затратами — это реконструкция дороги и прилегающих к ней территорий. Новые участки дорог строятся с примыканием к существующей уличной дорожной сети. Например, если на новом участке дороги проложить велополосу, то она тоже будет из ниоткуда выходить и никуда приводить.
Там напомнили об уже существующих велодорожках и отметили, что их станет значительно больше к 400-летию города.
— Они проходят по общественным пространствам. Например, сейчас из Железнодорожного района по велодорожке можно спокойно доехать практически до Советского — до конца острова Татышева. Сейчас будут строить мост на острове Татышев, который будет вести в Зеленую рощу. Соответственно, этот маршрут станет еще длиннее, — рассказали в департаменте. — К 400-летию города в центре будут благоустраивать поперечные улицы, и на некоторых из них предусмотрены велодорожки, которые замкнут велокольцо от Николаевского моста по Центральной набережной через Татышев и до Качи. Но они будут не на проезжей части, а на пешеходной.
Сделает уже и опаснее
Председатель красноярских общественников-автовладельцев Егор Фролов регулярно критикует транспортную логистику Красноярска, но в части велополос согласился с мэрией.
— Выделенные полосы для велосипедистов надо закладывать во время либо капитального ремонта дороги, либо во время проектирования новой дороги, — поделился своим мнением Егор Фролов. — К сожалению, велополосы просто так на существующую транспортную инфраструктуру невозможно нанести с точки зрения безопасности дорожного движения. То есть если взять и нанести на любую дорогу, она заузит одну из полос транспортных магистралей, и будет очень опасно ездить на велосипеде по ней.
Но как тогда передвигаться велосипедистам, если пешеходы заходят на их территорию, а водители не рады их присутствию на проезжей части?
Всем уступи
В краевой Госавтоинспекции напомнили водителям, что велосипедисты имеют право находиться на проезжей части. А велосипедистам — как они должны передвигаться по городу.
— Велосипедисты должны передвигаться по правому краю проезжей части. Им запрещен поворот налево на дорогах, где более одной полосы для движения в каждую сторону, и если там есть трамвайные пути посередине. В таком случае они должны спешиться и перейти дорогу как пешеход, — рассказали в ГАИ. — Велосипедист может двигаться по полосе для маршрутного транспорта. Если он движется по тротуару, приоритет, конечно, у пешеходов — он не должен создавать им помех.
Что касается экипировки — тут по желанию. Нет правила, согласно которому велосипедист должен находиться в том же шлеме — только рекомендации.
— В основном, велосипедом пользуются люди, которые достаточно давно им увлекаются. Они понимают, что если автомобиль чуть-чуть заденет их, то они упадут и получат травму. Поэтому они берегут себя. При наличии таких городских зон отдыха по проезжей части ездят матерые, а они правила знают и о безопасности своей заботятся, — добавили в дорожной полиции.
Очень дорого
Красноярская урбанистка Мария Быстрова в прошлом координатор общественного движения «Городской велосипед». Она была одной из тех, кто добился включения велодорожек в генплан Красноярска. Мария также пыталась добиться создания и отдельных полос для велосипедистов на дорогах города. Сейчас урбанистка считает, что в современных реалиях велополосы — очень дорогое удовольствие. Но это совсем не значит, что на создание комфортных условий для двухколесных можно закрыть глаза.
— Велосипедный транспорт все еще находится за границами транспортной политики администрации. В этом нет ничего удивительного: велосипед все еще прочно ассоциируется со спортом или прогулками, но не с повседневными поездками по делам. В условиях, когда нужно строить метро, развивать общественный транспорт и стараться бороться с пробками, идея выйти с инициативой о создании велоинфраструктуры за счет перераспределения пространства на улицах, в том числе за счет «дорожной диеты» — это не только очень смело, но еще и очень дорого. Ведь если делать действительно безопасные и удобные условия для велотранспорта — одной банкой с краской и нарисованными на тротуаре полосками не обойдешься.
С другой стороны, использование СИМ растет — кроме велосипедов, дорога теперь нужна и самокатам. Летом мы проводили исследование по желаемым изменениям поперечных улиц центра: один из главных запросов горожан — появление условий для СИМ, чтобы не опасаться самокатов и велосипедов на тротуарах. Этот запрос уже от более широкого круга горожан, чем просто запрос от велопользователей. Таким образом, я думаю, заниматься велотранспортом все равно придется, но вопрос в том, как.
При этом велодорожки — далеко не первый элемент, который повышает удобство велопользования. Первый элемент — это хранение велосипеда. Можно приспособиться ездить даже в текущих условиях, но вот если дома негде поставить велосипед — это конец. В идеале нужны велогаражи во дворах — конструкции, в которых жители дома могут хранить свои велосипеды. Но появление такой инфраструктуры уже зависит от самих горожан, — высказалась урбанистка.
А что у соседей?
В своем исследовании КБ «Стрелка» совместно с Delivery Club определили главные трудности и возможности в развитии инфраструктуры для «транспорта будущего» в крупнейших городах России. Красноярск попал в число городов с «ярко выраженными проблемными зонами» из-за неудобных и опасных для велосипедистов участков и отсутствия или неоптимального расположения велоинфраструктуры. Самыми дружелюбными к велосипедистам оказались Уфа, Пермь, Волгоград, Екатеринбург и Самара. Самыми недружелюбными — Нижний Новгород, Воронеж, Омск, Новосибирск и Ростов-на-Дону.
По мнению авторов исследования, в большинстве городов велоинфраструктура располагается не там, где это нужно всем участникам движения: 88% среднестатистических дорожек и полос находятся за пределами мест, действительно привлекательных для велосипедистов, что вынуждает их ездить по тротуарам и автодорогам, подвергая себя и других опасности. В далеком 2015 году журналисты NGS24.RU лично убедились в том, что город не приспособлен для велосипедистов.
Исследователи также отметили, что развитие велоинфраструктуры запускает цепочку положительных эффектов, которые касаются здоровья людей, экологии города, развития бизнеса и рынка труда. Так, например, по их мнению, почти на треть растет оборот магазинов и кафе на улицах с развитой велопешеходной инфраструктурой.
Больше новостей в нашем телеграм-канале NGS24.RU — «Новости Красноярска» и в нашей группе во «ВКонтакте» «НГС.НОВОСТИ Красноярск». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.